(Действующий) Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 12936-82 "Спидометры...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
3.5. Основную погрешность (п. 1.8) и колебание стрелки (п. 1.7) следует определять при возрастающей скорости на синхронных установках со ступенчатым измерением скорости или на установках с плавным изменением скорости с применением частотомера или контрольного прибора. При этом проверку выполняют при положении шкалы под углом к горизонтали, равным 70-90°.
Погрешность синхронных установок или контрольных приборов должна быть в четыре раза меньше основной погрешности проверяемых спидометров. Отсчет показаний производят при легком постукивании по спидометру или при воздействии вибрации с ускорением 1,5-3 и частотой Гц. После проверки стрелка указателя скорости спидометра должна возвращаться в исходное положение и не должна выходить за пределы начальной отметки до образования просвета.
Определение основной погрешности должно выполняться не менее чем на трех числовых отметках шкалы, равномерно распределенных по диапазону измерений до 80% предельного значения шкалы.
При выборе скоростей для определения основной погрешности допускается учитывать ограничения скоростного режима автомобилей.
До первой числовой отметки включительно основную погрешность не проверяют.
При проверке основной погрешности на установках с плавным изменением скорости определяют также вариацию показаний.
(Измененная редакция, Изм. N 3, 4).
3.6. Дополнительную температурную погрешность (п. 1.9) следует определять сравнением показаний, снятых после выдержки показывающих приборов в нерабочем состоянии в течение 1 ч при температуре, указанной в п. 1.9, с показаниями, снятыми до испытаний при температуре °С на числовой отметке, расположенной в средней части шкалы.
Снятие показаний после выдержки показывающих приборов в камерах тепла и холода следует производить при нахождении приборов внутри камер или в течение 5 мин после извлечения из них.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.7. Влияние воздействия повышенной и пониженной температуры (п. 1.11) следует определять выдержкой неработающих спидометров в течение 3 ч при температурах, указанных в п. 1.11. После чего при пребывании спидометров в камере холода или в течение 5 мин после извлечения из камеры спидометры должны входить в рабочий режим при плавном изменении показаний скорости от нуля до средней части шкалы не позднее чем через 3 мин после включения их на номинальное напряжение. После извлечения из камеры тепла спидометры должны входить в рабочий режим сразу после включения их на номинальное напряжение. При этом спидометры должны выполнять свои функции без измерения нормированных параметров. После доведения температуры спидометров до °С основная погрешность должна соответствовать приведенной в п. 1.8.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.8. Для определения влияния пониженной температуры на работоспособность спидометров (п. 1.13) их помещают в камеру холода, в которой установлена температура, указанная в п. 1.13, и выдерживают в течение 3 ч без нагрузки.
Работоспособность спидометров следует определять после извлечения из камеры холода и доведения температуры до °С, при этом погрешности измерения должны соответствовать приведенным в п. 1.8.
3.9. Испытания спидометров на вибропрочность (п. 1.14) и ударопрочность (п. 1.15) следует проводить:
- поочередно в трех взаимно перпендикулярных направлениях на вибростенде, создающем гармонические синусоидальные колебания в вертикальном направлении. Продолжительность испытаний - 2 ч 40 мин в каждом направлении;
- на ударном стенде с вертикальным направлением ударов.
Положение плоскости шкалы при испытаниях на ударопрочность - вертикальное. Число ударов - 10000.
Показывающие приборы и датчики жестко закрепляют на столе стенда.
Показывающие приборы испытывают в рабочем состоянии при частоте вращения, обеспечивающей положение стрелки отсчетного устройства в средней части шкалы.
Датчики испытывают в нерабочем состоянии при горизонтальном положении оси приводного валика.
После испытаний на вибро- и ударопрочность у спидометров не должно быть механических повреждений. Погрешность спидометров не должна превышать полуторакратного значения основной погрешности.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
3.10. Испытания спидометров на защищенность от проникания пыли и воды (п. 1.16) следует проводить:
от проникания пыли - по ГОСТ 3940;
" " воды - по следующей методике.
Для испытаний датчики погружают в воду, нагретую до температуры °С, и выдерживают в течение 1 мин, при этом не должно наблюдаться интенсивного выделения пузырьков воздуха из датчика. Допускается появление до 10 пузырьков за время проверки.
При испытании на защищенность от проникания воды отверстие выходного валика датчика следует закрывать заглушкой.
При испытании показывающего прибора на защищенность от проникания пыли в отверстие для подсвета вставляют патрончики ламп.
После испытания на пылезащищенность погрешность показаний спидометра должна соответствовать приведенной в п. 1.8.
3.11. Испытания на защиту от коррозии деталей спидометра (п. 1.18) следует проводить по ГОСТ 9.302. Адгезию лакокрасочного покрытия в баллах следует оценивать методом решетчатых надрезов по ГОСТ 15140.
3.12. Испытание спидометров на надежность (п. 1.19) - по техническим условиям на спидометры конкретного вида.
Таблица 2
км/ч
┌─────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│ Числовая отметка шкалы │ Увеличение основной погрешности │
├─────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│До 60 включ. │ +2 │
│ │ -1 │
├─────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│80 + n20 │ + (2 + 0,5n) │
│(n = 0,1,2,3...) │ -1 │
└─────────────────────────────────┴─────────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
После завершения испытаний спидометры должны соответствовать требованиям п. 1.16.
При испытании на надежность после гарантийной наработки, а также после 3 лет эксплуатации или хранения увеличение основной погрешности не должно превышать значений, указанных в табл. 2.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
3.13. Проверку расстояния стрелки от поверхности циферблата (п. 1.27) проводят при помощи соответствующего измерительного калибра при межоперационном контроле (до закрывания прибора).
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
3.14. Проверку погрешности счетного механизма (п. 1.23) следует проводить по методике, утвержденной в установленном порядке.
(Введен дополнительно, Изм. N 3).
3.15. Проверка вариации показаний (п. 1.28) должна производиться на установке с плавным изменением скорости на числовой отметке шкалы 60 км/ч при положении шкалы прибора как и при проверке основной погрешности. Стрелку показывающего прибора путем увеличения значения измеряемой скорости устанавливают на числовую отметку 60 км/ч и при помощи контрольных средств измерения отсчитывают действительное значение. Затем, плавно увеличивая скорость, доводят стрелку до числовой отметки 100 км/ч, после чего, плавно уменьшая скорость до числовой отметки 60 км/ч, отсчитывают действительное значение. Разность результатов не должна превышать абсолютное значение основной погрешности.
(Введен дополнительно, Изм. N 4).

4. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

4.1. На каждом спидометре должны быть нанесены:
- товарный знак предприятия-изготовителя;
- условное сокращенное обозначение спидометра (показывающего прибора и датчика);
- год и месяц выпуска (допускается наносить условные обозначения);