Действующий
Работоспособность спидометров следует определять после извлечения из камеры холода и доведения температуры до °С, при этом погрешности измерения должны соответствовать приведенным в п. 1.8.
- поочередно в трех взаимно перпендикулярных направлениях на вибростенде, создающем гармонические синусоидальные колебания в вертикальном направлении. Продолжительность испытаний - 2 ч 40 мин в каждом направлении;
Показывающие приборы испытывают в рабочем состоянии при частоте вращения, обеспечивающей положение стрелки отсчетного устройства в средней части шкалы.
После испытаний на вибро- и ударопрочность у спидометров не должно быть механических повреждений. Погрешность спидометров не должна превышать полуторакратного значения основной погрешности.
Для испытаний датчики погружают в воду, нагретую до температуры °С, и выдерживают в течение 1 мин, при этом не должно наблюдаться интенсивного выделения пузырьков воздуха из датчика. Допускается появление до 10 пузырьков за время проверки.
При испытании на защищенность от проникания воды отверстие выходного валика датчика следует закрывать заглушкой.
При испытании показывающего прибора на защищенность от проникания пыли в отверстие для подсвета вставляют патрончики ламп.
После испытания на пылезащищенность погрешность показаний спидометра должна соответствовать приведенной в п. 1.8.
п. 1.18) следует проводить по ГОСТ 9.302. Адгезию лакокрасочного покрытия в баллах следует оценивать методом решетчатых надрезов по ГОСТ 15140.
3.11. Испытания на защиту от коррозии деталей спидометра (
п. 1.19) - по техническим условиям на спидометры конкретного вида.
3.12. Испытание спидометров на надежность (┌─────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│ Числовая отметка шкалы │ Увеличение основной погрешности │
├─────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│До 60 включ. │ +2 │
│ │ -1 │
├─────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│80 + n20 │ + (2 + 0,5n) │
│(n = 0,1,2,3...) │ -1 │
└─────────────────────────────────┴─────────────────────────────────────┘
При испытании на надежность после гарантийной наработки, а также после 3 лет эксплуатации или хранения увеличение основной погрешности не должно превышать значений, указанных в табл. 2.
п. 1.27) проводят при помощи соответствующего измерительного калибра при межоперационном контроле (до закрывания прибора).
3.13. Проверку расстояния стрелки от поверхности циферблата (
п. 1.23) следует проводить по методике, утвержденной в установленном порядке.
3.14. Проверку погрешности счетного механизма (
п. 1.28) должна производиться на установке с плавным изменением скорости на числовой отметке шкалы 60 км/ч при положении шкалы прибора как и при проверке основной погрешности. Стрелку показывающего прибора путем увеличения значения измеряемой скорости устанавливают на числовую отметку 60 км/ч и при помощи контрольных средств измерения отсчитывают действительное значение. Затем, плавно увеличивая скорость, доводят стрелку до числовой отметки 100 км/ч, после чего, плавно уменьшая скорость до числовой отметки 60 км/ч, отсчитывают действительное значение. Разность результатов не должна превышать абсолютное значение основной погрешности.
3.15. Проверка вариации показаний (
Место, размеры и способ нанесения маркировки должны быть указаны на рабочих чертежах и обеспечивать ее сохранность в течение срока службы спидометра.
Показывающие приборы и датчики в картонных коробках должны быть упакованы в деревянные ящики по ГОСТ 16536, выложенные изнутри влагонепроницаемой бумагой, или другую тару. Допускается по согласованию изготовителя с потребителем упаковывать спидометры в другую тару, изготовленную по отраслевой нормативно-технической документации.
При перевозке спидометров в контейнерах или автофургонах показывающие приборы упаковывают в коробку из гофрированного картона по ГОСТ 9142, а датчики - в общую картонную коробку.