Действующий
┌─────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
│ Диапазон температур, °С │ Дополнительная погрешность,% от │
│ │ верхнего предела диапазона │
│ │ показаний │
├─────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│ От минус 25 до плюс 60 │ +-2 │
│ │ │
│ " " 25 " минус 40 │ +-5 │
└─────────────────────────────────────┴─────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
1.10. Спидометры следует изготовлять в климатических исполнениях по ГОСТ 3940.
1.11. Спидометры должны быть работоспособными в диапазоне температур окружающей среды по ГОСТ 3940.
1.12. Спидометры должны выдерживать воздействие влажной тепловой среды по ГОСТ 3940.
1.13. Спидометры должны сохранять работоспособность после пребывания в неработающем состоянии при температуре окружающей среды по ГОСТ 3940.
1.14. Спидометры должны быть работоспособными после воздействия вибрационных нагрузок по ГОСТ 3940.
1.15. Спидометры должны быть работоспособными после воздействия ударных нагрузок по ГОСТ 3940.
1.11-1.15. (Измененная редакция, Изм. N 2).
1.16. Спидометры должны быть защищены от проникания пыли и воды по
ГОСТ 14254:
- IP5X - для показывающего прибора;
- IPX7 - для датчика при условии уплотнения места выхода приводного валика на автомобиле.
Примечание. Требования настоящего пункта не распространяются на показывающие приборы бескорпусного исполнения.
1.17. Стекло по ГОСТ 10958 (или другой прозрачный материал), предохраняющее отсчетное устройство показывающего прибора, должно быть без дефектов, препятствующих правильному отсчету показаний.
1.18. Защита от коррозии деталей спидометра - по ГОСТ 3940. Вид лакокрасочного покрытия - по
ГОСТ 9.032,
ГОСТ 9.407 и отраслевой нормативно-технической документации. Адгезия лакокрасочного покрытия с поверхностью наружных лицевых деталей должна быть не ниже балла 2 по
ГОСТ 15140.
1.19. Номенклатура и значения показателей надежности спидометра должны соответствовать показателям надежности автомобиля, для которого он предназначен, и устанавливаться в технических условиях на спидометры конкретного вида.
Критерием предельного состояния спидометров является превышение значения основной погрешности, указанной в
табл. 2 и
п. 1.23.
1.18, 1.19. (Измененная редакция, Изм. N 3).
1.20. Элементы конструкции, обеспечивающие возможность опломбирования и степень неразборности в эксплуатации, устанавливают в технических условиях на спидометры конкретного типа.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
1.21. Датчики и показывающие приборы одного типа должны быть взаимозаменяемы.
1.22. Габаритные, установочные и присоединительные размеры спидометров должны устанавливаться в нормативно-технической документации и рабочих чертежах на спидометры конкретного типа.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
1.23. Погрешность счетного механизма не должна выходить за пределы
% от измеряемого значения.
1.24. Угол круговой шкалы должен составлять не менее 180°.
1.25. Отметки на шкале должны быть нанесены через каждые 1, 2, 5 или 10 км/ч. Цифровые обозначения скорости должны быть нанесены через каждые 20 км/ч. Допускается наносить цифровые обозначения скорости через меньшие интервалы.
1.26. При отсутствии измеряемой скорости осевая линия стрелки спидометра должна находиться в пределах контура нулевой отметки шкалы.
1.23-1.26 (Введены дополнительно, Изм. N 2).
1.27. Расстояние между указательным концом стрелки и плоскостью циферблата не должно превышать 4,0 мм, если другое не оговорено в нормативно-технической документации на спидометры конкретного типа.
(Введен дополнительно, Изм. N 2; измененная редакция, Изм. N 4).
1.28. Вариация показаний спидометров не должна превышать абсолютного значения основной погрешности.
(Введен дополнительно, Изм. N 4).
2.1. Правила приемки спидометров - по ГОСТ 3940 и настоящему стандарту.
2.2. Для проверки соответствия спидометров требованиям настоящего стандарта должны проводиться государственные, приемо-сдаточные, периодические испытания и испытания на надежность.
2.3. Порядок проведения государственных испытаний - по ГОСТ 8.001 и ГОСТ 8.383.
2.2, 2.3. (Измененная редакция, Изм. N 3).
2.4. При приемо-сдаточных испытаниях проверяют каждый спидометр на соответствие требованиям
пп. 1.1 (внешний вид),
1.3,
1.4,
1.8,
1.20,
1.25-1.27,
4.1 и 2% от партии, но не менее чем три спидометра, на соответствие
п. 1.22.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
2.5. При периодических испытаниях на соответствие требованиям
пп. 1.1,
1.3,
1.4,
1.6-1.8 и
1.17,
1.20,
1.25,
1.26,
1.28, а также на электрическую прочность изоляции и изменение подводимого напряжения (ГОСТ 3940) следует подвергать не менее шести образцов базовой модели спидометров из числа прошедших приемо-сдаточные испытания. Затем на трех из них проводят дальнейшие испытания на соответствие требованиям
пп. 1.9,
1.11-1.13,
1.16, а на остальных трех образцах - на соответствие
пп. 1.14 и
1.15.
Соответствие требованию
п. 1.18 следует проверять на деталях спидометров, отобранных из текущего производства, по 3 шт. каждого наименования.
Периодичность испытаний - не реже одного раза в год.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3, 4).
2.6. Планы контроля испытаний спидометров на надежность должны быть установлены в технических условиях на спидометры конкретного вида.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2.7. Потребитель имеет право проводить проверку спидометров по программе приемо-сдаточных испытаний выборочно, за исключением проверки по
пп. 1.1 (внешний вид),
1.3,
1.4 и
1.17, которую следует выполнять сплошным контролем.
Выборочному контролю подвергают не более 200 спидометров, при этом следует отбирать 5% спидометров от партии, но не менее 3 шт.
3.1. Методы испытаний - по ГОСТ 3940, ГОСТ 25651 и настоящему стандарту.