(Действующий) Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 12936-82 "Спидометры...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
(Измененная редакция, Изм. N 4).
2.5. При периодических испытаниях на соответствие требованиям пп. 1.1, 1.3, 1.4, 1.6-1.8 и 1.17, 1.20, 1.25, 1.26, 1.28, а также на электрическую прочность изоляции и изменение подводимого напряжения (ГОСТ 3940) следует подвергать не менее шести образцов базовой модели спидометров из числа прошедших приемо-сдаточные испытания. Затем на трех из них проводят дальнейшие испытания на соответствие требованиям пп. 1.9, 1.11-1.13, 1.16, а на остальных трех образцах - на соответствие пп. 1.14 и 1.15.
Соответствие требованию п. 1.18 следует проверять на деталях спидометров, отобранных из текущего производства, по 3 шт. каждого наименования.
Периодичность испытаний - не реже одного раза в год.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3, 4).
2.6. Планы контроля испытаний спидометров на надежность должны быть установлены в технических условиях на спидометры конкретного вида.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2.7. Потребитель имеет право проводить проверку спидометров по программе приемо-сдаточных испытаний выборочно, за исключением проверки по пп. 1.1 (внешний вид), 1.3, 1.4 и 1.17, которую следует выполнять сплошным контролем.
Выборочному контролю подвергают не более 200 спидометров, при этом следует отбирать 5% спидометров от партии, но не менее 3 шт.

3. Методы испытаний

3.1. Методы испытаний - по ГОСТ 3940, ГОСТ 25651 и настоящему стандарту.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
3.2. Внешний вид (п. 1.1) и соответствие спидометров требованиям пп. 1.3, 1.17, 1.20, 1.24-1.26 следует проверять визуально без применения оптических приборов.
При проверке внешнего вида устанавливают содержание и качество маркировки.
Работоспособность итогового счетчика (п. 1.4) и расстояние стрелки от поверхности циферблата (п. 1.27) следует проверять при сборке спидометров.
Габаритные, установочные и присоединительные размеры (п. 1.22) проверяют при помощи универсальных средств измерений или специальных калибров.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
3.3. Крутящий момент (п. 1.6) следует определять при температуре окружающего воздуха °С на приспособлениях с погрешностью (20 ).
3.4. Испытания спидометров на влагостойкость (п. 1.12) - по ГОСТ 3940.
После проведения испытаний стрелка должна отклоняться во всем диапазоне показаний без заеданий.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.5. Основную погрешность (п. 1.8) и колебание стрелки (п. 1.7) следует определять при возрастающей скорости на синхронных установках со ступенчатым измерением скорости или на установках с плавным изменением скорости с применением частотомера или контрольного прибора. При этом проверку выполняют при положении шкалы под углом к горизонтали, равным 70-90°.
Погрешность синхронных установок или контрольных приборов должна быть в четыре раза меньше основной погрешности проверяемых спидометров. Отсчет показаний производят при легком постукивании по спидометру или при воздействии вибрации с ускорением 1,5-3 и частотой Гц. После проверки стрелка указателя скорости спидометра должна возвращаться в исходное положение и не должна выходить за пределы начальной отметки до образования просвета.
Определение основной погрешности должно выполняться не менее чем на трех числовых отметках шкалы, равномерно распределенных по диапазону измерений до 80% предельного значения шкалы.
При выборе скоростей для определения основной погрешности допускается учитывать ограничения скоростного режима автомобилей.
До первой числовой отметки включительно основную погрешность не проверяют.
При проверке основной погрешности на установках с плавным изменением скорости определяют также вариацию показаний.
(Измененная редакция, Изм. N 3, 4).
3.6. Дополнительную температурную погрешность (п. 1.9) следует определять сравнением показаний, снятых после выдержки показывающих приборов в нерабочем состоянии в течение 1 ч при температуре, указанной в п. 1.9, с показаниями, снятыми до испытаний при температуре °С на числовой отметке, расположенной в средней части шкалы.
Снятие показаний после выдержки показывающих приборов в камерах тепла и холода следует производить при нахождении приборов внутри камер или в течение 5 мин после извлечения из них.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.7. Влияние воздействия повышенной и пониженной температуры (п. 1.11) следует определять выдержкой неработающих спидометров в течение 3 ч при температурах, указанных в п. 1.11. После чего при пребывании спидометров в камере холода или в течение 5 мин после извлечения из камеры спидометры должны входить в рабочий режим при плавном изменении показаний скорости от нуля до средней части шкалы не позднее чем через 3 мин после включения их на номинальное напряжение. После извлечения из камеры тепла спидометры должны входить в рабочий режим сразу после включения их на номинальное напряжение. При этом спидометры должны выполнять свои функции без измерения нормированных параметров. После доведения температуры спидометров до °С основная погрешность должна соответствовать приведенной в п. 1.8.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.8. Для определения влияния пониженной температуры на работоспособность спидометров (п. 1.13) их помещают в камеру холода, в которой установлена температура, указанная в п. 1.13, и выдерживают в течение 3 ч без нагрузки.
Работоспособность спидометров следует определять после извлечения из камеры холода и доведения температуры до °С, при этом погрешности измерения должны соответствовать приведенным в п. 1.8.
3.9. Испытания спидометров на вибропрочность (п. 1.14) и ударопрочность (п. 1.15) следует проводить:
- поочередно в трех взаимно перпендикулярных направлениях на вибростенде, создающем гармонические синусоидальные колебания в вертикальном направлении. Продолжительность испытаний - 2 ч 40 мин в каждом направлении;
- на ударном стенде с вертикальным направлением ударов.
Положение плоскости шкалы при испытаниях на ударопрочность - вертикальное. Число ударов - 10000.
Показывающие приборы и датчики жестко закрепляют на столе стенда.
Показывающие приборы испытывают в рабочем состоянии при частоте вращения, обеспечивающей положение стрелки отсчетного устройства в средней части шкалы.
Датчики испытывают в нерабочем состоянии при горизонтальном положении оси приводного валика.
После испытаний на вибро- и ударопрочность у спидометров не должно быть механических повреждений. Погрешность спидометров не должна превышать полуторакратного значения основной погрешности.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
3.10. Испытания спидометров на защищенность от проникания пыли и воды (п. 1.16) следует проводить:
от проникания пыли - по ГОСТ 3940;
" " воды - по следующей методике.
Для испытаний датчики погружают в воду, нагретую до температуры °С, и выдерживают в течение 1 мин, при этом не должно наблюдаться интенсивного выделения пузырьков воздуха из датчика. Допускается появление до 10 пузырьков за время проверки.
При испытании на защищенность от проникания воды отверстие выходного валика датчика следует закрывать заглушкой.
При испытании показывающего прибора на защищенность от проникания пыли в отверстие для подсвета вставляют патрончики ламп.