(Действующий) Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 7 июня...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Однако анализ показателей мониторинга охвата детей дополнительным образованием в Челябинской области, проведенный на основании выгрузки из государственной информационной системы "Образование в Челябинской области" в 2020/2021 учебном году, 2021/2022 учебном году, осуществленный на основании учета детей дополнительным образованием в рамках реализации услуги (учет детей по зачислениям на программы дополнительного образования/спортивной подготовки), а также уникальности учета ребенка вне зависимости от количества дополнительных программ, которые он посещает (фактическое количество обучающихся) в отношении организаций различной ведомственной принадлежности, с одной стороны, продемонстрировал положительную динамику по развитию сети образовательных организаций дополнительного образования, в том числе в рамках межведомственного и межуровневого взаимодействия по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Челябинской области; с другой - в 12 муниципалитетах Челябинской области из 43 отмечается отрицательная динамика по указанному показателю, особенно этот касается образовательных организаций, подведомственных Министерству по физической культуре и спорту и Министерству социальных отношений Челябинской области.
С 2020 года координатором деятельности по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи в Челябинской области является региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области "Курчатов Центр" (далее - "Курчатов Центр"), созданный по модели Образовательного центра "Сириус" (г. Сочи) (поручение Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N ПР-2346 (пункт 46). Цель деятельности "Курчатов Центра" - создание в Челябинской области единой образовательной среды, объединяющей в системе дополнительного образования подготовку школьников по направлениям "Наука", "Спорт", "Искусство", формирование единого информационного и научно-методического пространства региона по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи в области науки, спорта и искусства. В рамках направления "Наука" школьники участвуют в проектной и исследовательской деятельности, проходят обучение по интенсивным образовательным программам и готовятся к олимпиадам и конкурсам муниципального, регионального и всероссийского уровня под руководством лучших педагогов области и России. На площадках "Курчатов Центра" открыты лаборатории для изучения физики, химии, биологии, информатики и промышленной робототехники. Направление "Искусство" реализуется по программам "Изобразительное искусство", "Театральное искусство", "Инструментальное исполнительство", "Хореография", "Декоративно-прикладное искусство". Направление "Спорт" представлено в "Курчатов Центре" теми видами спорта, которые в Челябинской области зарекомендовали себя как наиболее востребованные, - "Хоккей", "Шахматы", "Дзюдо" и "Конькобежный спорт".
В своей деятельности "Курчатов Центр" реализует 119 дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ как в очной форме, так и с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Принципы межведомственного и межуровнего взаимодействия при формировании системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи реализуются через формирование и развитие партнерской сети из промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, организаций культуры и спорта, общественных организаций Челябинской области (на данный момент заключено 38 Соглашений о сотрудничестве).
По результатам анализа мониторинга мероприятий по созданию регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образования" по состоянию на 31 декабря 2022 года общий объем программ дополнительного образования детей, проводимых на регулярной (еженедельной) основе (человеко-часов на 1 млн. населения) "Курчатов Центра" составил 93 624 чел./ часа;
доля детей, обучающихся в 5-11 классах, вовлеченных в мероприятия "Курчатов Центра" по выявлению и сопровождению одаренных детей, от общего количества обучающихся в 5-11 классах (процентов) - 24 306 человек /10,8%;
численность детей, участвующих в программах "Курчатов Центра" с применением дистанционных технологий (человек на 1 млн. населения) -12 211 человек;
число детей, включенных в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности Образовательного Фонда "Талант и успех" (человек на 1 млн. населения), - 4 589 человек.
Вопросы научно-методического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи, оперативного и превентивного повышения квалификации педагогов, руководителей образовательных организаций решаются в образовательной системе Челябинской области за счет привлечения научного и методического потенциала организаций высшего образования и дополнительного профессионального образования, таких как ФГАОУ ВО "Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский институт)", ФГБОУ ВО "Челябинский государственный университет", ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова", ГБУ ДПО "Челябинский институт развития образования", ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" и других. Использование возможностей сетевого межуровневого и межведомственного взаимодействия образовательных организаций Челябинской области создает условия для изучения, обобщения, распространения успешных практик по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодёжи в образовательном пространстве региона, для формирования единой информационной среды научно-методического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи.
Таким образом, анализ деятельности по формированию системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи позволяет судить о позитивных тенденциях в развитии системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Вместе с тем в региональной системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи существует ряд проблем:
недостаточное использование инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов образовательных организаций, научных организаций, организаций культуры и спорта, реального сектора экономики Челябинской области для выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи;
недостаточный уровень вариативности дополнительного образования детей, качества и доступности дополнительных образовательных программ и обеспечения равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями и, как следствие, неравномерный охват детей услугами дополнительного образования в различных муниципальных образованиях Челябинской области;
недостаточно развитая система реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, ориентированных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи, в том числе с особыми образовательными потребностями;
недостаточно разработанные подходы (нормативные, информационные, содержательные) к формированию единой базы данных способных и талантливых детей и молодежи Челябинской области;
недостаточный уровень профессионального мастерства педагогических, школьных управленческих команд региональной системы образования в части владения психолого-педагогическими компетенциями, позволяющими эффективно осуществлять выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи;
недостаточный уровень сформированности системы государственно-частного партнерства для поддержки способных и талантливых детей и молодежи;
недостаточный уровень сформированности информационной среды научно-методического сопровождения выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Челябинской области.
Указанные проблемы определяют актуальность обновления концептуального документа регионального уровня по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи, в котором будут учтены:
тренды в сфере образования, определяющие приоритеты в части выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи;
актуальная нормативная база федерального и регионального уровней, в соответствии с которой будут развиваться условия для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей и молодежи на основе учета их потребностей, в первую очередь через развитие системы дополнительного образования;
созданные на сегодня в региональной образовательной системе условия для выявления, поддержки и развития способностей и талантов, в том числе у обучающихся с ОВЗ.
Таким образом, Концепция выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Челябинской области должна стать основанием для развертывания системы мероприятий в сфере общего, дополнительного и профессионального образования по следующим направлениям (трекам):
развитие способностей и талантов у обучающихся в соответствии с их потребностями;
организация работы со способными и талантливыми детьми и молодежью через:
выявление обучающихся, проявивших выдающиеся способности; поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности; развитие способностей и талантов у обучающихся, проявивших выдающиеся способности.

Нормативно-правовое обеспечение Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи

Содержание Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (далее - Концепция) определено применением нормативных и методических документов федерального и регионального уровней:
Нормативные и методические документы федерального уровня:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 77) 1;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года" 2;
Федеральный проект "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" 3;
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённая Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. N Пр-827 4;
Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технического развития Российской Федерации" 5;
Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 г. N 2245-р 6;
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 г. N 326-р 7;
Методические рекомендации по развитию механизмов управления качеством образования.
Нормативные и методические документы регионального уровня:
Закон Челябинской области от 29 августа 2013 года N 515-ЗО "Об образовании в Челябинской области" (ред. от 02.11.2021) (ст. 6, часть 8) 8;
Государственная программа Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области" 9;
Паспорт реализации регионального проекта "Успех каждого ребёнка" национального проекта "Образование" в Челябинской области 10;
Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область)" 11.
Применяемые в Концепции нормативные и методические документы федерального и регионального уровней выступают нормативным основанием отбора ее содержания и обеспечивают возможность применения положений Концепции как на региональном, так и на муниципальном уровнях в целях эффективного управления формированием системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

Понятия, используемые в Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи

В Концепции применяются следующие основные понятия:
Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере 12.
Выявление способностей и талантов у детей и молодежи - комплекс реализуемых в системе образования, культуры и спорта педагогических и психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих выявление у детей и молодежи задатков, способностей и одаренности в соответствующих сферах деятельности 13.
Развитие способностей и талантов у детей и молодежи - комплекс реализуемых в системе образования, культуры и спорта педагогических и психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих дальнейшее развитие у детей и молодежи задатков, способностей, одаренности в различных сферах деятельности с учетом их индивидуально-личностных особенностей, ценностных ориентации и самосознания, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.
Поддержка способностей и талантов у детей и молодежи - комплекс реализуемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мероприятий, обеспечивающих создание социальных и экономических условий для развития и самореализации способных и талантливых детей и молодежи, достижения ими социально значимых результатов. 14
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 15
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования 16.