Действующий
информировать руководителей подведомственных образовательных организаций об утвержденной Концепции и обеспечить условия ее применения в рамках институциональных систем выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, а также обновления внутренних систем оценки качества образования.
Концепция
системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Челябинской области
Актуальность обновления Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области
Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи относится к числу приоритетных направлений государственной политики в области Российского образования. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года" поставлена задача: сформировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанную на принципах справедливости, всеобщности и направленную на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Признание важности этой работы нашло свое отражение в нормативно-правовых документах федерального уровня. Мероприятия по реализации поставленной Президентом задачи отражены в федеральном проекте "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Региональная политика по решению указанной задачи в первую очередь нашла отражение в Концепции сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей в Челябинской области на 2012/2020 годы, которая стала эффективным механизмом для формирования системы работы по указанному направлению и позволила создать условия для функционирования многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды, в том числе для интеграции образовательных организаций региона, для поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
На данный момент в системе общего образования региона, по данным ГИС "Образование в Челябинской области", основные общеобразовательные программы с углубленным изучением отдельных предметов и профильным изучением предметов реализуются в 775 классах, в которых обучается 18 444 обучающихся 5-11 классов, что позволяет учитывать образовательные потребности обучающихся, их индивидуальные возможности, интересы семьи и создает условия для осознанного выбора обучающимися траектории дальнейшего образования и выбора будущей профессиональной деятельности. Кроме того, в Челябинской области на базе общеобразовательных организаций функционируют 40 предметных лабораторий, которые являются базовыми экспериментальными площадками по вопросам поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи на основе индивидуализации их обучения.
Одним из приоритетных механизмов по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи в региональной образовательной системе является участие обучающихся во всероссийской олимпиаде школьников (далее - ВсОШ), которая проводится в Челябинской области по 24 олимпиадным предметам. Подготовка к участию во ВсОШ носит системный характер и осуществляется через учебно-тренировочные сборы по подготовке к региональному и заключительному этапам олимпиады, через муниципальные очно-заочные школы олимпиадного резерва.
Одной из инновационных форм подготовки к предметным олимпиадам школьников в региональной системе образования являются выездные многопрофильные школы, которые организуются прежде всего на базе общеобразовательных организаций и позволяют обучающимся активно погружаться в изучение интересующих их предметов. К преподаванию в таких школах привлекаются не только ведущие педагоги общеобразовательных организаций, но и вузовские преподаватели, кандидаты, доктора наук, что, безусловно, является мощным фактором формирования полинасыщенной интеллектуальной среды для поддержки и развития талантов и способностей у обучающихся. За пределами Челябинской области хорошо известны авторские предметные школы - инженерно-физическая школа "Рысь-2" и химико-биологическая школа "УРОБОРОС", участие в которых принимают обучающиеся как Челябинской области, так и Уральского Федерального округа, Российской Федерации. Стоит отметить, что деятельность этих школ нацелена не только на подготовку к достижению высоких олимпиадных результатов; не менее значимыми задачами для организаторов, педагогов данных школ являются задачи подготовки участников к исследовательской и проектной деятельности, решение задач по профессиональной ориентации обучающихся, их социализации через сочетание углубленного изучения профильных дисциплин с системной психологической подготовкой, направленной на формирование коммуникативных компетенций участников предметных олимпиад школьников.
Подтверждением эффективности сложившейся на региональном уровне системы подготовки обучающихся Челябинской области к участию во ВсОШ служит тот факт, что по количеству победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников Челябинская область в течение последних лет стабильно входит в десятку лучших регионов Российской Федерации, занимая в рейтинге регионов 5 место. В 2020/2021 учебном году количество участников заключительного этапа ВсОШ составило 123 школьника; количество победителей и призеров - 58. В 2021/2022 учебном году - количество участников - 112; количество победителей и призеров - 67. Таким образом, качественное участие команды школьников в заключительном этапе ВсОШ демонстрирует положительную динамику: 48% в 2020/2021 учебном году и 60% в 2021/2022 учебном году. Кроме того, школьники Челябинской области ежегодно становятся участниками учебно-тренировочных сборов кандидатов в международные сборные команды России: в 2021 году участие в указанных сборах приняли 14 школьников (предметы: биология, информатика, химия, физика); в 2022 году -10 (предметы: математика, информатика, химия, биология, география).
Такая системная подготовка к участию в предметных олимпиадах высшего - международного - уровня дает свои результаты: ежегодно в копилке команды Челябинской области есть результаты на международных олимпиадах: в 2021 году - 4 золотые медали (информатика); в 2022 году - 2 золотые медали (экономика, информатика).
В то же время нельзя не обратить внимания на отрицательную динамику количественного показателя участия команды школьников Челябинской области как в заключительном этапе ВсОШ, так и в учебно-тренировочных сборах кандидатов в международные сборные команды России в указанный период. Такая же тенденция наблюдается и по участию обучающихся Челябинской области в международных олимпиадах школьников. Это в первую очередь свидетельствует о недостаточно сформированной системе подготовки команд школьников к заключительному этапу ВсОШ: недостаточно используется педагогический потенциал организаций высшего образования региона, недостаточно эффективно работает система межведомственного и межуровнего взаимодействия, научно-методического сопровождения потенциальных участников заключительного этапа ВсОШ, международных олимпиад. Кроме того, недостаточно сформированы региональные механизмы поддержки способностей и талантов у детей и молодежи - прежде всего грантовой поддержки.
Еще одной образовательной инициативой, направленной на раннее выявление способностей и талантов у детей и молодежи, является областная олимпиада школьников. Организатор мероприятия - Министерство образования и науки Челябинской области; олимпиада проводится по 11 предметам, список которых утверждается ежегодно организатором. Необходимо отметить, что особенное внимание в ряду предметов, по которым проводится областная олимпиада школьников, уделяется предметам, отражающим национально-региональный компонент Челябинской области, - это олимпиады по Татарскому языку и литературе, по Башкирскому языку и литературе. Победители и призеры областного этапа областной олимпиады школьников по этим предметам ежегодно принимают участие в межрегиональных и международных этапах указанных олимпиад (Татарстан (г. Казань), Башкортостан (г. Уфа) и становятся победителями и призерами. Областная олимпиада школьников входит в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, утверждаемых ежегодно приказом Министерством просвещения Российской Федерации. Результаты участия школьников Челябинской области в областной олимпиаде школьников вносятся в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, Образовательного Фонда "Талант и успех".
Создание условий для реализации талантов и способностей у детей и молодежи с интеллектуальной, музыкальной, художественной и спортивной одаренностью в региональной системе образования обеспечивается в первую очередь деятельностью организаций системы дополнительного образования. В Челябинской области функционируют 263 организации дополнительного образования, а охват детей услугами дополнительного образования в возрасте от 5 до 18 лет составляет 82,7% (данные ГИС "Образование в Челябинской области") от общего количества детей, проживающих в регионе. На базе указанных организаций реализуются программы естественнонаучной, социально-гуманитарной, технической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной и художественной направленности. Благодаря организациям дополнительного образования проводится значительное количество региональных конкурсов, действуют научные общества обучающихся, в целом - реализуются успешные практики по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи. Деятельность детских технопарков "Кванториум", центров цифрового образования "IT-куб" позволяет удовлетворить интерес школьников к сфере высоких цифровых технологий, стимулирует их участие в проектах научно-технической направленности, решает задачу по популяризации технических и инженерных специальностей, запрос на которые определяется спецификой Челябинской области как промышленного региона.
Однако анализ показателей мониторинга охвата детей дополнительным образованием в Челябинской области, проведенный на основании выгрузки из государственной информационной системы "Образование в Челябинской области" в 2020/2021 учебном году, 2021/2022 учебном году, осуществленный на основании учета детей дополнительным образованием в рамках реализации услуги (учет детей по зачислениям на программы дополнительного образования/спортивной подготовки), а также уникальности учета ребенка вне зависимости от количества дополнительных программ, которые он посещает (фактическое количество обучающихся) в отношении организаций различной ведомственной принадлежности, с одной стороны, продемонстрировал положительную динамику по развитию сети образовательных организаций дополнительного образования, в том числе в рамках межведомственного и межуровневого взаимодействия по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Челябинской области; с другой - в 12 муниципалитетах Челябинской области из 43 отмечается отрицательная динамика по указанному показателю, особенно этот касается образовательных организаций, подведомственных Министерству по физической культуре и спорту и Министерству социальных отношений Челябинской области.
С 2020 года координатором деятельности по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи в Челябинской области является региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области "Курчатов Центр" (далее - "Курчатов Центр"), созданный по модели Образовательного центра "Сириус" (г. Сочи) (поручение Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N ПР-2346 (пункт 46). Цель деятельности "Курчатов Центра" - создание в Челябинской области единой образовательной среды, объединяющей в системе дополнительного образования подготовку школьников по направлениям "Наука", "Спорт", "Искусство", формирование единого информационного и научно-методического пространства региона по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи в области науки, спорта и искусства. В рамках направления "Наука" школьники участвуют в проектной и исследовательской деятельности, проходят обучение по интенсивным образовательным программам и готовятся к олимпиадам и конкурсам муниципального, регионального и всероссийского уровня под руководством лучших педагогов области и России. На площадках "Курчатов Центра" открыты лаборатории для изучения физики, химии, биологии, информатики и промышленной робототехники. Направление "Искусство" реализуется по программам "Изобразительное искусство", "Театральное искусство", "Инструментальное исполнительство", "Хореография", "Декоративно-прикладное искусство". Направление "Спорт" представлено в "Курчатов Центре" теми видами спорта, которые в Челябинской области зарекомендовали себя как наиболее востребованные, - "Хоккей", "Шахматы", "Дзюдо" и "Конькобежный спорт".
В своей деятельности "Курчатов Центр" реализует 119 дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ как в очной форме, так и с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Принципы межведомственного и межуровнего взаимодействия при формировании системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи реализуются через формирование и развитие партнерской сети из промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, организаций культуры и спорта, общественных организаций Челябинской области (на данный момент заключено 38 Соглашений о сотрудничестве).
По результатам анализа мониторинга мероприятий по созданию регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образования" по состоянию на 31 декабря 2022 года общий объем программ дополнительного образования детей, проводимых на регулярной (еженедельной) основе (человеко-часов на 1 млн. населения) "Курчатов Центра" составил 93 624 чел./ часа;
доля детей, обучающихся в 5-11 классах, вовлеченных в мероприятия "Курчатов Центра" по выявлению и сопровождению одаренных детей, от общего количества обучающихся в 5-11 классах (процентов) - 24 306 человек /10,8%;
численность детей, участвующих в программах "Курчатов Центра" с применением дистанционных технологий (человек на 1 млн. населения) -12 211 человек;
число детей, включенных в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности Образовательного Фонда "Талант и успех" (человек на 1 млн. населения), - 4 589 человек.
Вопросы научно-методического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи, оперативного и превентивного повышения квалификации педагогов, руководителей образовательных организаций решаются в образовательной системе Челябинской области за счет привлечения научного и методического потенциала организаций высшего образования и дополнительного профессионального образования, таких как ФГАОУ ВО "Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский институт)", ФГБОУ ВО "Челябинский государственный университет", ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова", ГБУ ДПО "Челябинский институт развития образования", ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" и других. Использование возможностей сетевого межуровневого и межведомственного взаимодействия образовательных организаций Челябинской области создает условия для изучения, обобщения, распространения успешных практик по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодёжи в образовательном пространстве региона, для формирования единой информационной среды научно-методического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи.
Таким образом, анализ деятельности по формированию системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи позволяет судить о позитивных тенденциях в развитии системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Вместе с тем в региональной системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи существует ряд проблем:
недостаточное использование инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов образовательных организаций, научных организаций, организаций культуры и спорта, реального сектора экономики Челябинской области для выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи;
недостаточный уровень вариативности дополнительного образования детей, качества и доступности дополнительных образовательных программ и обеспечения равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями и, как следствие, неравномерный охват детей услугами дополнительного образования в различных муниципальных образованиях Челябинской области;
недостаточно развитая система реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, ориентированных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи, в том числе с особыми образовательными потребностями;
недостаточно разработанные подходы (нормативные, информационные, содержательные) к формированию единой базы данных способных и талантливых детей и молодежи Челябинской области;
недостаточный уровень профессионального мастерства педагогических, школьных управленческих команд региональной системы образования в части владения психолого-педагогическими компетенциями, позволяющими эффективно осуществлять выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи;
недостаточный уровень сформированности системы государственно-частного партнерства для поддержки способных и талантливых детей и молодежи;
недостаточный уровень сформированности информационной среды научно-методического сопровождения выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Челябинской области.
Указанные проблемы определяют актуальность обновления концептуального документа регионального уровня по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи, в котором будут учтены:
тренды в сфере образования, определяющие приоритеты в части выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи;
актуальная нормативная база федерального и регионального уровней, в соответствии с которой будут развиваться условия для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей и молодежи на основе учета их потребностей, в первую очередь через развитие системы дополнительного образования;
созданные на сегодня в региональной образовательной системе условия для выявления, поддержки и развития способностей и талантов, в том числе у обучающихся с ОВЗ.
Таким образом, Концепция выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Челябинской области должна стать основанием для развертывания системы мероприятий в сфере общего, дополнительного и профессионального образования по следующим направлениям (трекам):
выявление обучающихся, проявивших выдающиеся способности; поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности; развитие способностей и талантов у обучающихся, проявивших выдающиеся способности.
Нормативно-правовое обеспечение Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
Содержание Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (далее - Концепция) определено применением нормативных и методических документов федерального и регионального уровней:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 77) 1;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года" 2;
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённая Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. N Пр-827 4;