(Действующий) Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 7 июня...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 7 июня 2023 г. N 02/1425 "Об утверждении Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Челябинской области"

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 06.03.2023 г. N 01/510 "Об утверждении Дорожной карты по совершенствованию и развитию механизмов управления качеством образования в Челябинской области в 2023 году" с целью совершенствования системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области в части конкретизации целей, задач по охвату обучающихся дополнительным образованием на основе учета потребностей, а также описания методов сбора информации, методики расчета показателей, использования информационных систем для сбора, хранения, обработки информации о качестве системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в контексте треков развития региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Челябинской области (далее - Концепция).
2. Считать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 01.07.2022 г. N 01/1404 "Об утверждении в новой редакции Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области".
3. Управлению общего образования (Бухмастова Е.В.), управлению профессионального образования (Статирова О.И.), отделу воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся (Моисеева С.А.) обеспечить применение утвержденной Концепции при осуществлении деятельности по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи в системе образования Челябинской области
4. Определить региональным координатором сопровождения внедрения Концепции государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Челябинской области "Курчатов Центр" (Чистякова С.В.).
5. Государственному бюджетному учреждению дополнительного образования "Курчатов Центр" (Чистякова С.В.) обеспечить:
координацию взаимодействия с организациями и структурами Министерства образования и науки Челябинской области при выполнении мероприятий Дорожной карты реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области на 2023-2025 гг.;
выполнение показателей эффективности мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области, утвержденных приказом Министерства образования и науки Челябинской области;
продвижение реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области в рамках мероприятий Южно-Уральского педагогического собрания в 2023 году.
6. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" (Обоскалов А.Г.), государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Челябинский институт развития образования" (Барабас А.А.), государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Челябинский институт развития профессионального образования" (Сичинский Е.П.), областному государственному бюджетному учреждению "Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов" (Боровых И.С.) обеспечить внедрение Концепции по закрепленным направлениям.
7. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Челябинский институт развития образования" (Барабас А.А.) обеспечить:
разработку в соответствии с Концепцией методики оценки эффективности системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области в срок до 09 июня 2023 г.;
проведение мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области в срок до 01 августа 2023 года.
8. Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:
создать условия выполнения на муниципальном уровне показателей эффективности мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области, утвержденных приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 03.05.2023 г. N 01/1147;
информировать руководителей подведомственных образовательных организаций об утвержденной Концепции и обеспечить условия ее применения в рамках институциональных систем выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, а также обновления внутренних систем оценки качества образования.
9. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Министра
Е.А. Коузова
Утверждена
приказом
Министерства образования и науки
Челябинской области
от 7 июня 2023 г. N 02/1425

Концепция
системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Челябинской области

1. Общие положения

Актуальность обновления Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области
Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи относится к числу приоритетных направлений государственной политики в области Российского образования. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года" поставлена задача: сформировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанную на принципах справедливости, всеобщности и направленную на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Признание важности этой работы нашло свое отражение в нормативно-правовых документах федерального уровня. Мероприятия по реализации поставленной Президентом задачи отражены в федеральном проекте "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Региональная политика по решению указанной задачи в первую очередь нашла отражение в Концепции сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей в Челябинской области на 2012/2020 годы, которая стала эффективным механизмом для формирования системы работы по указанному направлению и позволила создать условия для функционирования многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды, в том числе для интеграции образовательных организаций региона, для поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
На данный момент в системе общего образования региона, по данным ГИС "Образование в Челябинской области", основные общеобразовательные программы с углубленным изучением отдельных предметов и профильным изучением предметов реализуются в 775 классах, в которых обучается 18 444 обучающихся 5-11 классов, что позволяет учитывать образовательные потребности обучающихся, их индивидуальные возможности, интересы семьи и создает условия для осознанного выбора обучающимися траектории дальнейшего образования и выбора будущей профессиональной деятельности. Кроме того, в Челябинской области на базе общеобразовательных организаций функционируют 40 предметных лабораторий, которые являются базовыми экспериментальными площадками по вопросам поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи на основе индивидуализации их обучения.
Одним из приоритетных механизмов по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи в региональной образовательной системе является участие обучающихся во всероссийской олимпиаде школьников (далее - ВсОШ), которая проводится в Челябинской области по 24 олимпиадным предметам. Подготовка к участию во ВсОШ носит системный характер и осуществляется через учебно-тренировочные сборы по подготовке к региональному и заключительному этапам олимпиады, через муниципальные очно-заочные школы олимпиадного резерва.
Одной из инновационных форм подготовки к предметным олимпиадам школьников в региональной системе образования являются выездные многопрофильные школы, которые организуются прежде всего на базе общеобразовательных организаций и позволяют обучающимся активно погружаться в изучение интересующих их предметов. К преподаванию в таких школах привлекаются не только ведущие педагоги общеобразовательных организаций, но и вузовские преподаватели, кандидаты, доктора наук, что, безусловно, является мощным фактором формирования полинасыщенной интеллектуальной среды для поддержки и развития талантов и способностей у обучающихся. За пределами Челябинской области хорошо известны авторские предметные школы - инженерно-физическая школа "Рысь-2" и химико-биологическая школа "УРОБОРОС", участие в которых принимают обучающиеся как Челябинской области, так и Уральского Федерального округа, Российской Федерации. Стоит отметить, что деятельность этих школ нацелена не только на подготовку к достижению высоких олимпиадных результатов; не менее значимыми задачами для организаторов, педагогов данных школ являются задачи подготовки участников к исследовательской и проектной деятельности, решение задач по профессиональной ориентации обучающихся, их социализации через сочетание углубленного изучения профильных дисциплин с системной психологической подготовкой, направленной на формирование коммуникативных компетенций участников предметных олимпиад школьников.
Подтверждением эффективности сложившейся на региональном уровне системы подготовки обучающихся Челябинской области к участию во ВсОШ служит тот факт, что по количеству победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников Челябинская область в течение последних лет стабильно входит в десятку лучших регионов Российской Федерации, занимая в рейтинге регионов 5 место. В 2020/2021 учебном году количество участников заключительного этапа ВсОШ составило 123 школьника; количество победителей и призеров - 58. В 2021/2022 учебном году - количество участников - 112; количество победителей и призеров - 67. Таким образом, качественное участие команды школьников в заключительном этапе ВсОШ демонстрирует положительную динамику: 48% в 2020/2021 учебном году и 60% в 2021/2022 учебном году. Кроме того, школьники Челябинской области ежегодно становятся участниками учебно-тренировочных сборов кандидатов в международные сборные команды России: в 2021 году участие в указанных сборах приняли 14 школьников (предметы: биология, информатика, химия, физика); в 2022 году -10 (предметы: математика, информатика, химия, биология, география).
Такая системная подготовка к участию в предметных олимпиадах высшего - международного - уровня дает свои результаты: ежегодно в копилке команды Челябинской области есть результаты на международных олимпиадах: в 2021 году - 4 золотые медали (информатика); в 2022 году - 2 золотые медали (экономика, информатика).
В то же время нельзя не обратить внимания на отрицательную динамику количественного показателя участия команды школьников Челябинской области как в заключительном этапе ВсОШ, так и в учебно-тренировочных сборах кандидатов в международные сборные команды России в указанный период. Такая же тенденция наблюдается и по участию обучающихся Челябинской области в международных олимпиадах школьников. Это в первую очередь свидетельствует о недостаточно сформированной системе подготовки команд школьников к заключительному этапу ВсОШ: недостаточно используется педагогический потенциал организаций высшего образования региона, недостаточно эффективно работает система межведомственного и межуровнего взаимодействия, научно-методического сопровождения потенциальных участников заключительного этапа ВсОШ, международных олимпиад. Кроме того, недостаточно сформированы региональные механизмы поддержки способностей и талантов у детей и молодежи - прежде всего грантовой поддержки.
Еще одной образовательной инициативой, направленной на раннее выявление способностей и талантов у детей и молодежи, является областная олимпиада школьников. Организатор мероприятия - Министерство образования и науки Челябинской области; олимпиада проводится по 11 предметам, список которых утверждается ежегодно организатором. Необходимо отметить, что особенное внимание в ряду предметов, по которым проводится областная олимпиада школьников, уделяется предметам, отражающим национально-региональный компонент Челябинской области, - это олимпиады по Татарскому языку и литературе, по Башкирскому языку и литературе. Победители и призеры областного этапа областной олимпиады школьников по этим предметам ежегодно принимают участие в межрегиональных и международных этапах указанных олимпиад (Татарстан (г. Казань), Башкортостан (г. Уфа) и становятся победителями и призерами. Областная олимпиада школьников входит в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, утверждаемых ежегодно приказом Министерством просвещения Российской Федерации. Результаты участия школьников Челябинской области в областной олимпиаде школьников вносятся в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, Образовательного Фонда "Талант и успех".
Создание условий для реализации талантов и способностей у детей и молодежи с интеллектуальной, музыкальной, художественной и спортивной одаренностью в региональной системе образования обеспечивается в первую очередь деятельностью организаций системы дополнительного образования. В Челябинской области функционируют 263 организации дополнительного образования, а охват детей услугами дополнительного образования в возрасте от 5 до 18 лет составляет 82,7% (данные ГИС "Образование в Челябинской области") от общего количества детей, проживающих в регионе. На базе указанных организаций реализуются программы естественнонаучной, социально-гуманитарной, технической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной и художественной направленности. Благодаря организациям дополнительного образования проводится значительное количество региональных конкурсов, действуют научные общества обучающихся, в целом - реализуются успешные практики по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи. Деятельность детских технопарков "Кванториум", центров цифрового образования "IT-куб" позволяет удовлетворить интерес школьников к сфере высоких цифровых технологий, стимулирует их участие в проектах научно-технической направленности, решает задачу по популяризации технических и инженерных специальностей, запрос на которые определяется спецификой Челябинской области как промышленного региона.
Однако анализ показателей мониторинга охвата детей дополнительным образованием в Челябинской области, проведенный на основании выгрузки из государственной информационной системы "Образование в Челябинской области" в 2020/2021 учебном году, 2021/2022 учебном году, осуществленный на основании учета детей дополнительным образованием в рамках реализации услуги (учет детей по зачислениям на программы дополнительного образования/спортивной подготовки), а также уникальности учета ребенка вне зависимости от количества дополнительных программ, которые он посещает (фактическое количество обучающихся) в отношении организаций различной ведомственной принадлежности, с одной стороны, продемонстрировал положительную динамику по развитию сети образовательных организаций дополнительного образования, в том числе в рамках межведомственного и межуровневого взаимодействия по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Челябинской области; с другой - в 12 муниципалитетах Челябинской области из 43 отмечается отрицательная динамика по указанному показателю, особенно этот касается образовательных организаций, подведомственных Министерству по физической культуре и спорту и Министерству социальных отношений Челябинской области.
С 2020 года координатором деятельности по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи в Челябинской области является региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области "Курчатов Центр" (далее - "Курчатов Центр"), созданный по модели Образовательного центра "Сириус" (г. Сочи) (поручение Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N ПР-2346 (пункт 46). Цель деятельности "Курчатов Центра" - создание в Челябинской области единой образовательной среды, объединяющей в системе дополнительного образования подготовку школьников по направлениям "Наука", "Спорт", "Искусство", формирование единого информационного и научно-методического пространства региона по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи в области науки, спорта и искусства. В рамках направления "Наука" школьники участвуют в проектной и исследовательской деятельности, проходят обучение по интенсивным образовательным программам и готовятся к олимпиадам и конкурсам муниципального, регионального и всероссийского уровня под руководством лучших педагогов области и России. На площадках "Курчатов Центра" открыты лаборатории для изучения физики, химии, биологии, информатики и промышленной робототехники. Направление "Искусство" реализуется по программам "Изобразительное искусство", "Театральное искусство", "Инструментальное исполнительство", "Хореография", "Декоративно-прикладное искусство". Направление "Спорт" представлено в "Курчатов Центре" теми видами спорта, которые в Челябинской области зарекомендовали себя как наиболее востребованные, - "Хоккей", "Шахматы", "Дзюдо" и "Конькобежный спорт".
В своей деятельности "Курчатов Центр" реализует 119 дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ как в очной форме, так и с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Принципы межведомственного и межуровнего взаимодействия при формировании системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи реализуются через формирование и развитие партнерской сети из промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, организаций культуры и спорта, общественных организаций Челябинской области (на данный момент заключено 38 Соглашений о сотрудничестве).
По результатам анализа мониторинга мероприятий по созданию регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образования" по состоянию на 31 декабря 2022 года общий объем программ дополнительного образования детей, проводимых на регулярной (еженедельной) основе (человеко-часов на 1 млн. населения) "Курчатов Центра" составил 93 624 чел./ часа;
доля детей, обучающихся в 5-11 классах, вовлеченных в мероприятия "Курчатов Центра" по выявлению и сопровождению одаренных детей, от общего количества обучающихся в 5-11 классах (процентов) - 24 306 человек /10,8%;
численность детей, участвующих в программах "Курчатов Центра" с применением дистанционных технологий (человек на 1 млн. населения) -12 211 человек;
число детей, включенных в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности Образовательного Фонда "Талант и успех" (человек на 1 млн. населения), - 4 589 человек.
Вопросы научно-методического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи, оперативного и превентивного повышения квалификации педагогов, руководителей образовательных организаций решаются в образовательной системе Челябинской области за счет привлечения научного и методического потенциала организаций высшего образования и дополнительного профессионального образования, таких как ФГАОУ ВО "Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский институт)", ФГБОУ ВО "Челябинский государственный университет", ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова", ГБУ ДПО "Челябинский институт развития образования", ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" и других. Использование возможностей сетевого межуровневого и межведомственного взаимодействия образовательных организаций Челябинской области создает условия для изучения, обобщения, распространения успешных практик по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодёжи в образовательном пространстве региона, для формирования единой информационной среды научно-методического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи.
Таким образом, анализ деятельности по формированию системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи позволяет судить о позитивных тенденциях в развитии системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Вместе с тем в региональной системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи существует ряд проблем:
недостаточное использование инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов образовательных организаций, научных организаций, организаций культуры и спорта, реального сектора экономики Челябинской области для выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи;
недостаточный уровень вариативности дополнительного образования детей, качества и доступности дополнительных образовательных программ и обеспечения равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями и, как следствие, неравномерный охват детей услугами дополнительного образования в различных муниципальных образованиях Челябинской области;
недостаточно развитая система реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, ориентированных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи, в том числе с особыми образовательными потребностями;
недостаточно разработанные подходы (нормативные, информационные, содержательные) к формированию единой базы данных способных и талантливых детей и молодежи Челябинской области;
недостаточный уровень профессионального мастерства педагогических, школьных управленческих команд региональной системы образования в части владения психолого-педагогическими компетенциями, позволяющими эффективно осуществлять выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи;
недостаточный уровень сформированности системы государственно-частного партнерства для поддержки способных и талантливых детей и молодежи;