(Действующий) Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 7 июня...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Таким образом, анализ деятельности по формированию системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи позволяет судить о позитивных тенденциях в развитии системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Вместе с тем в региональной системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи существует ряд проблем:
недостаточное использование инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов образовательных организаций, научных организаций, организаций культуры и спорта, реального сектора экономики Челябинской области для выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи;
недостаточный уровень вариативности дополнительного образования детей, качества и доступности дополнительных образовательных программ и обеспечения равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями и, как следствие, неравномерный охват детей услугами дополнительного образования в различных муниципальных образованиях Челябинской области;
недостаточно развитая система реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, ориентированных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи, в том числе с особыми образовательными потребностями;
недостаточно разработанные подходы (нормативные, информационные, содержательные) к формированию единой базы данных способных и талантливых детей и молодежи Челябинской области;
недостаточный уровень профессионального мастерства педагогических, школьных управленческих команд региональной системы образования в части владения психолого-педагогическими компетенциями, позволяющими эффективно осуществлять выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи;
недостаточный уровень сформированности системы государственно-частного партнерства для поддержки способных и талантливых детей и молодежи;
недостаточный уровень сформированности информационной среды научно-методического сопровождения выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Челябинской области.
Указанные проблемы определяют актуальность обновления концептуального документа регионального уровня по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи, в котором будут учтены:
тренды в сфере образования, определяющие приоритеты в части выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи;
актуальная нормативная база федерального и регионального уровней, в соответствии с которой будут развиваться условия для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей и молодежи на основе учета их потребностей, в первую очередь через развитие системы дополнительного образования;
созданные на сегодня в региональной образовательной системе условия для выявления, поддержки и развития способностей и талантов, в том числе у обучающихся с ОВЗ.
Таким образом, Концепция выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Челябинской области должна стать основанием для развертывания системы мероприятий в сфере общего, дополнительного и профессионального образования по следующим направлениям (трекам):
развитие способностей и талантов у обучающихся в соответствии с их потребностями;
организация работы со способными и талантливыми детьми и молодежью через:
выявление обучающихся, проявивших выдающиеся способности; поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности; развитие способностей и талантов у обучающихся, проявивших выдающиеся способности.

Нормативно-правовое обеспечение Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи

Содержание Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (далее - Концепция) определено применением нормативных и методических документов федерального и регионального уровней:
Нормативные и методические документы федерального уровня:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 77) 1;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года" 2;
Федеральный проект "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" 3;
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённая Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. N Пр-827 4;
Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технического развития Российской Федерации" 5;
Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 г. N 2245-р 6;
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 г. N 326-р 7;
Методические рекомендации по развитию механизмов управления качеством образования.
Нормативные и методические документы регионального уровня:
Закон Челябинской области от 29 августа 2013 года N 515-ЗО "Об образовании в Челябинской области" (ред. от 02.11.2021) (ст. 6, часть 8) 8;
Государственная программа Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области" 9;
Паспорт реализации регионального проекта "Успех каждого ребёнка" национального проекта "Образование" в Челябинской области 10;
Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область)" 11.
Применяемые в Концепции нормативные и методические документы федерального и регионального уровней выступают нормативным основанием отбора ее содержания и обеспечивают возможность применения положений Концепции как на региональном, так и на муниципальном уровнях в целях эффективного управления формированием системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

Понятия, используемые в Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи

В Концепции применяются следующие основные понятия:
Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере 12.
Выявление способностей и талантов у детей и молодежи - комплекс реализуемых в системе образования, культуры и спорта педагогических и психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих выявление у детей и молодежи задатков, способностей и одаренности в соответствующих сферах деятельности 13.
Развитие способностей и талантов у детей и молодежи - комплекс реализуемых в системе образования, культуры и спорта педагогических и психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих дальнейшее развитие у детей и молодежи задатков, способностей, одаренности в различных сферах деятельности с учетом их индивидуально-личностных особенностей, ценностных ориентации и самосознания, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.
Поддержка способностей и талантов у детей и молодежи - комплекс реализуемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мероприятий, обеспечивающих создание социальных и экономических условий для развития и самореализации способных и талантливых детей и молодежи, достижения ими социально значимых результатов. 14
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 15
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования 16.
Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия обучающихся, уровень развития их способностей к учению. 17
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
---------------------------------------
1 Об образовании в Российской Федерации (ст. 77) [Электронный ресурс]: Федер. закон N 273-ФЗ. Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 22.06.2022);
2 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации N 204 от 7 мая 2018 года. Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: https://ovmf2.consuitant.ru/cgi/onIine.cgi? req=doc&ts=q7McS9TnVSNbq2a6&cacheid=83A9DB6BF342A2721D58127B275E4D558anode=spIus &rnd=mTq5g&base=IAW&n=358Q26#s6NcS9Tm39ai03xU (дата обращения 22.06.2022);
3 "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" [Электронный ресурс]: Федеральный проект URL: Официальный портал Госпрограмм РФ (programs.gov.ru 4) , FP Uspex kazhdogo rehenka (eduportal44.ru):
4 Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, [Электронный ресурс]: утверждённая Президентом Российской Федерации N Пр-827 от 3 апреля 2012 г. Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: https://ovmf2.consultant.ru/cgi/online.cgi? req=doc&ts=q7McS9TnVSNbq2a6&cacheid=789A2ElBlE0A44A64044316B84B8E3E2&mode=splus &rnd=mTq5g&base=LAW&n= 131119#VN5vS9Tnypk2kzkC (дата обращения: 22.06.2022);
5 О Стратегии научно-технического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации N 642 от 01.12.2016 г. Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: https://ovm.f2.consultant.ru/cgi/onime.cgi? req=doc&ts=q7McS9TaVSNbq2a6&cacheid=BC30DCFBC055A33BF92E43ED3FA3AlCl&mode=spl us&md=rnTq5g&base=LAW8m=379344#t4GfS9TCy9sLWCZ61f J4aTa обращения 22.06.2022);