(Действующий) Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 7 июня...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область)" 11.
Применяемые в Концепции нормативные и методические документы федерального и регионального уровней выступают нормативным основанием отбора ее содержания и обеспечивают возможность применения положений Концепции как на региональном, так и на муниципальном уровнях в целях эффективного управления формированием системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

Понятия, используемые в Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи

В Концепции применяются следующие основные понятия:
Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере 12.
Выявление способностей и талантов у детей и молодежи - комплекс реализуемых в системе образования, культуры и спорта педагогических и психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих выявление у детей и молодежи задатков, способностей и одаренности в соответствующих сферах деятельности 13.
Развитие способностей и талантов у детей и молодежи - комплекс реализуемых в системе образования, культуры и спорта педагогических и психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих дальнейшее развитие у детей и молодежи задатков, способностей, одаренности в различных сферах деятельности с учетом их индивидуально-личностных особенностей, ценностных ориентации и самосознания, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.
Поддержка способностей и талантов у детей и молодежи - комплекс реализуемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мероприятий, обеспечивающих создание социальных и экономических условий для развития и самореализации способных и талантливых детей и молодежи, достижения ими социально значимых результатов. 14
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 15
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования 16.
Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия обучающихся, уровень развития их способностей к учению. 17
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
---------------------------------------
1 Об образовании в Российской Федерации (ст. 77) [Электронный ресурс]: Федер. закон N 273-ФЗ. Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 22.06.2022);
2 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации N 204 от 7 мая 2018 года. Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: https://ovmf2.consuitant.ru/cgi/onIine.cgi? req=doc&ts=q7McS9TnVSNbq2a6&cacheid=83A9DB6BF342A2721D58127B275E4D558anode=spIus &rnd=mTq5g&base=IAW&n=358Q26#s6NcS9Tm39ai03xU (дата обращения 22.06.2022);
3 "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" [Электронный ресурс]: Федеральный проект URL: Официальный портал Госпрограмм РФ (programs.gov.ru 4) , FP Uspex kazhdogo rehenka (eduportal44.ru):
4 Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, [Электронный ресурс]: утверждённая Президентом Российской Федерации N Пр-827 от 3 апреля 2012 г. Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: https://ovmf2.consultant.ru/cgi/online.cgi? req=doc&ts=q7McS9TnVSNbq2a6&cacheid=789A2ElBlE0A44A64044316B84B8E3E2&mode=splus &rnd=mTq5g&base=LAW&n= 131119#VN5vS9Tnypk2kzkC (дата обращения: 22.06.2022);
5 О Стратегии научно-технического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации N 642 от 01.12.2016 г. Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: https://ovm.f2.consultant.ru/cgi/onime.cgi? req=doc&ts=q7McS9TaVSNbq2a6&cacheid=BC30DCFBC055A33BF92E43ED3FA3AlCl&mode=spl us&md=rnTq5g&base=LAW8m=379344#t4GfS9TCy9sLWCZ61f J4aTa обращения 22.06.2022);
6 Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, [Электронный ресурс]: утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации N 2245-р от 17.10.2018 г. URL: ONlNQzIXgAYfExx0bzroyGXxlQm6SFf54.pdf fgovernment.ml (дата обращения: 22.06.2022);
7 Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, [Электронный ресурс]: утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации N 326-р от 29.02.2016 г. Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: https://ovmf2.consultant.ro/cgi/onlme.cgi? recpdoc&ts=q7M.cS9TnVSNbq2a6&cacheid:=4105EFC8AE91.0AD687C632BB22CFACA3&mode=splu s&md=rnTq5g&base=LAW8m=294825#x8KwS9TA7kc35fav (дата обращения: 22.06.2022);
8 Об образовании в Челябинской области (ст. 6, часть 8) [Электронный ресурс]: Закон Челябинской области N 515-30 от 29 августа 2013 года (ред. от 02.11.2021) Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: https://ovmf2.consultant.ru/cgi/online.cgi? req=doc&ts=q7McS9TnVSNbq2a6&cacheid=F3662247E2ACBE3BDDB46BE3CC7F1823&mode=splu s8mid=mTq5g&base=RLAW169&n=189970#AD4iS9TZSOcEVWAA (дата обращения: 22.06.2022):
9 Развитие образования в Челябинской области Государственная программа Челябинской области N 732-П от 28.12.2017. Доступ из информационной системы Министерство образования и науки Челябинской области. URL: 732-P.pdf (minobr74.ru) (дата обращения: 22.06.2022):
10 "Успех каждого ребёнка" национального проекта "Образование" в Челябинской области [Электронный ресурс]: Паспорт реализации регионального проекта. Доступ из информационной системы Министерство образования и науки Челябинской области. URL: RP Uspex kazhdogo rebenka (CHelyabinskaya oblast') (minobr74.ru) (дата обращения: 22.06.2022):
11 Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область)" [Электронный ресурс] Доступ из информационной системы ГБУ ДПО Региональный центр оценки качества и информатизации образования. URL: kontseptsiya rsoko.pdf (rcokio.ru') (дата обращения: 22.06.2022).
12 Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, [Электронный ресурс]: утверждённая Президентом Российской Федерации N Пр-827 от 3 апреля 2012 г. Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: https://ovmf2.consuItant.ru/cgi/onllne.cgi? req=doc&ts=q7McS9TnVSNbq2a6&cacheid=789A2El.BlE0A44A6404431.6B84B8E3E2&:mode=splus &rnd=mTq5g&base=LAW&n=131119#VN5vS9Tnypk2kzkC (дата обращения: 22.06.2022);
13 Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, [Электронный ресурс]: утверждённая Президентом Российской Федерации № Пр-827 от 3 апреля 2012 г. Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: https://ovmf2.consultant.ru/cgi/online.cgi? req=doc&te=q7McS9TnVSNbq2a6&£acheid^789A2E.l.BlE0A44A640443.16B84B8E3E2&:mode=spkiS &rnd==rnTq5g&base=LAW&n=131119#VW5vS9Tnypk2kzkC (дата обращения: 22.06.2022);
14 Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, [Электронный ресурс]: утверждённая Президентом Российской Федерации N Пр-827 от 3 апреля 2012 г. Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: https://ovmf2.consultant.ru/cgi/online.cgi? req=doc&ts=q7McS9TnVSNbq2a6&cacheid=789A2ElBlE0A44A64044316B84B8E3E2&mode=splus &rnd=rnTq5g&base=LAW&n=131119#VN5vS9Tnypk2kzkC (дата обращения: 22.06.2022);
15 Об образовании в Российской Федерации (ст. 2, пункт 16), (ст. 2, пункт 16), [Электронный ресурс]: Федер. закон N 273-ФЗ. Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: http://www.consultant.ro/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 22.06.2022).
16 Об образовании в Российской Федерации (ст. 2, пункт 16), (ст. 2, пункт 14), (ст. 2, пункт 23) [Электронный ресурс]: Федер. закон N 273-ФЗ. Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 22.06.2022);
17 Баранова Ю. Ю. Индивидуализация обучения: возможности и ресурсы в аспекте введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. N 1. URL: https://cyberlenmka.ru/articIe/n/individualizatsiya-obucheniya-vozmozhnosti-i-resursy-v-aspekte-wedemya-federalnyh-gosudarstvennyh-obrazovatelnyh-standartov (дата обращения: 22.06.2022).

2. Цель, задачи и основные направления реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Челябинской области на период до 2025 года

Целью Концепции является описание региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе у обучающихся с ОВЗ, в соответствии с их потребностями, посредством включения их в различные виды деятельности в рамках дополнительного образования на основе учета их потребностей, а также межведомственного, межуровневого взаимодействия и возможностей государственно-частного партнерства.
Достижение цели Концепции обеспечивается решением совокупности следующих задач:
1. Развивать условия (организационные, методические, информационные):
для выявления потребностей в области дополнительного образования детей, обеспечения многообразия видов деятельности в соответствии с выявленными потребностями, в том числе у обучающихся с ОВЗ;
для развития способностей и талантов у детей и молодежи в соответствии с их потребностями в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классах, в том числе у обучающихся с ОВЗ;
для эффективной подготовки школьных педагогических работников, школьных управленческих команд по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с целью непрерывного повышения их профессионального мастерства;
для осуществления государственно-частного партнерства для поддержки способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе у обучающихся с ОВЗ;
для поддержки и стимулирования образовательных организаций, педагогов, работающих со способными и талантливыми детьми и молодежью, в том числе обучающимися с ОВЗ.
2. Координировать деятельность по реализации дополнительных образовательных программ, в том числе в сетевой форме, по индивидуальным учебным планам с целью увеличения охвата дополнительным образованием способных и талантливых детей и молодежи, в том числе обучающихся с ОВЗ.
3. Совершенствовать условия для осуществления межмуниципального, межведомственного и межуровневого взаимодействия по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи на основе учета их потребностей, в том числе у обучающихся с ОВЗ, независимо от места жительства и социального положения (проведение проектных сессий, учебно-тренировочных сборов, образовательных интенсивов, семинаров, ориентированных на решение прикладных и практических задач в очной форме и с использованием дистанционных образовательных технологий).
4. Совершенствовать подходы (нормативные, информационные, содержательные) к формированию единой базы данных способных и талантливых детей и молодежи Челябинской области с использованием информационной системы ГИС "Образование в Челябинской области".
5. Развивать единую информационную среду научно-методического сопровождения мероприятий по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области.

3. Механизмы реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области на период до 2025 года

К механизмам реализации Концепции отнесены:
совершенствование системы дополнительного образования Челябинской области через повышение вариативности дополнительного образования детей и молодежи, качества и доступности дополнительных образовательных программ для детей и молодежи, обновление методов и содержания дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, обеспечение равного доступа к дополнительным общеобразовательными программам для различных категорий детей и молодежи, в том числе обучающихся с ОВЗ, в соответствии с их образовательными потребностям и индивидуальными возможностями;
создание комплексной мотивационной среды, которая будет обеспечиваться развертыванием сети региональных инновационных площадок по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, открытием дискуссионных площадок, проведением практико-ориентированных мероприятий (проектных сессий, методических сессий, мастер-классов, вебинаров, стажировочных площадок и ДР -);
сетевое взаимодействие образовательных организаций при организации и проведении научных, информационных и консультационных мероприятий для руководителей образовательных организаций, школьных управленческих команд, педагогов и родителей (законных представителей) способных и талантливых детей и молодежи, в том числе обучающихся с ОВЗ, в online и offline режимах, в формате фокус-групп, а также в создании системы предъявления эффективного профессионального опыта, в том числе создании электронного ресурса профессиональных сообществ педагогических работников, осуществляющих выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи.
При этом расширение практики использования интерактивных сетевых площадок будет способствовать аккумулированию кадровых, информационно-методических, интеллектуальных ресурсов для решения актуальных проблем выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, с учетом их потребностей, в том числе обучающихся с ОВЗ.