Действующий
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования 16.
Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия обучающихся, уровень развития их способностей к учению. 17
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
ст. 77) [Электронный ресурс]: Федер. закон N 273-ФЗ. Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 22.06.2022);
1 Об образовании в Российской Федерации (
Стратегии научно-технического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации N 642 от 01.12.2016 г. Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: https://ovm.f2.consultant.ru/cgi/onime.cgi? req=doc&ts=q7McS9TaVSNbq2a6&cacheid=BC30DCFBC055A33BF92E43ED3FA3AlCl&mode=spl us&md=rnTq5g&base=LAW8m=379344#t4GfS9TCy9sLWCZ61f J4aTa обращения 22.06.2022);
5 О
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, [Электронный ресурс]: утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации N 326-р от 29.02.2016 г. Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: https://ovmf2.consultant.ro/cgi/onlme.cgi? recpdoc&ts=q7M.cS9TnVSNbq2a6&cacheid:=4105EFC8AE91.0AD687C632BB22CFACA3&mode=splu s&md=rnTq5g&base=LAW8m=294825#x8KwS9TA7kc35fav (дата обращения: 22.06.2022);
7
ст. 6, часть 8) [Электронный ресурс]: Закон Челябинской области N 515-30 от 29 августа 2013 года (ред. от 02.11.2021) Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: https://ovmf2.consultant.ru/cgi/online.cgi? req=doc&ts=q7McS9TnVSNbq2a6&cacheid=F3662247E2ACBE3BDDB46BE3CC7F1823&mode=splu s8mid=mTq5g&base=RLAW169&n=189970#AD4iS9TZSOcEVWAA (дата обращения: 22.06.2022):
8 Об образовании в Челябинской области (
ст. 2, пункт 16), (ст. 2, пункт 16), [Электронный ресурс]: Федер. закон N 273-ФЗ. Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: http://www.consultant.ro/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 22.06.2022).
15 Об образовании в Российской Федерации (
ст. 2, пункт 16), (ст. 2, пункт 14), (ст. 2, пункт 23) [Электронный ресурс]: Федер. закон N 273-ФЗ. Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 22.06.2022);
16 Об образовании в Российской Федерации (2. Цель, задачи и основные направления реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Челябинской области на период до 2025 года
Целью Концепции является описание региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе у обучающихся с ОВЗ, в соответствии с их потребностями, посредством включения их в различные виды деятельности в рамках дополнительного образования на основе учета их потребностей, а также межведомственного, межуровневого взаимодействия и возможностей государственно-частного партнерства.
для выявления потребностей в области дополнительного образования детей, обеспечения многообразия видов деятельности в соответствии с выявленными потребностями, в том числе у обучающихся с ОВЗ;
для развития способностей и талантов у детей и молодежи в соответствии с их потребностями в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классах, в том числе у обучающихся с ОВЗ;
для эффективной подготовки школьных педагогических работников, школьных управленческих команд по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с целью непрерывного повышения их профессионального мастерства;
для осуществления государственно-частного партнерства для поддержки способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе у обучающихся с ОВЗ;
для поддержки и стимулирования образовательных организаций, педагогов, работающих со способными и талантливыми детьми и молодежью, в том числе обучающимися с ОВЗ.
2. Координировать деятельность по реализации дополнительных образовательных программ, в том числе в сетевой форме, по индивидуальным учебным планам с целью увеличения охвата дополнительным образованием способных и талантливых детей и молодежи, в том числе обучающихся с ОВЗ.
3. Совершенствовать условия для осуществления межмуниципального, межведомственного и межуровневого взаимодействия по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи на основе учета их потребностей, в том числе у обучающихся с ОВЗ, независимо от места жительства и социального положения (проведение проектных сессий, учебно-тренировочных сборов, образовательных интенсивов, семинаров, ориентированных на решение прикладных и практических задач в очной форме и с использованием дистанционных образовательных технологий).
4. Совершенствовать подходы (нормативные, информационные, содержательные) к формированию единой базы данных способных и талантливых детей и молодежи Челябинской области с использованием информационной системы ГИС "Образование в Челябинской области".
5. Развивать единую информационную среду научно-методического сопровождения мероприятий по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области.
3. Механизмы реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области на период до 2025 года
совершенствование системы дополнительного образования Челябинской области через повышение вариативности дополнительного образования детей и молодежи, качества и доступности дополнительных образовательных программ для детей и молодежи, обновление методов и содержания дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, обеспечение равного доступа к дополнительным общеобразовательными программам для различных категорий детей и молодежи, в том числе обучающихся с ОВЗ, в соответствии с их образовательными потребностям и индивидуальными возможностями;
создание комплексной мотивационной среды, которая будет обеспечиваться развертыванием сети региональных инновационных площадок по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, открытием дискуссионных площадок, проведением практико-ориентированных мероприятий (проектных сессий, методических сессий, мастер-классов, вебинаров, стажировочных площадок и ДР -);
сетевое взаимодействие образовательных организаций при организации и проведении научных, информационных и консультационных мероприятий для руководителей образовательных организаций, школьных управленческих команд, педагогов и родителей (законных представителей) способных и талантливых детей и молодежи, в том числе обучающихся с ОВЗ, в online и offline режимах, в формате фокус-групп, а также в создании системы предъявления эффективного профессионального опыта, в том числе создании электронного ресурса профессиональных сообществ педагогических работников, осуществляющих выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи.
При этом расширение практики использования интерактивных сетевых площадок будет способствовать аккумулированию кадровых, информационно-методических, интеллектуальных ресурсов для решения актуальных проблем выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, с учетом их потребностей, в том числе обучающихся с ОВЗ.
Также реализация указанного механизма должна осуществляться через вовлечение школьных управленческих команд и педагогов в совместную инновационную деятельность, в том числе в рамках реализации дополнительных образовательных программ различных направленностей в соответствии с образовательными потребностями и индивидуальными возможностями способных и талантливых детей и молодежи; научно-прикладных проектов, конкурсов профессионального мастерства; через разработку инновационных продуктов, модульных курсов и представление продуктов инновационной деятельности широкому кругу потребителей, в том числе с использованием потенциала сети "Интернет";
резонансное управление через согласование цели, задач, направлений Концепции с другими региональными программно-методическими документами, используемыми при разработке и реализации мер/мероприятий Дорожной карты по реализации Концепции. Это позволит консолидировать информационно-методические, материально-технические и кадровые ресурсы для принятия управленческих решений по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи на территории Челябинской области и обеспечит возвратность информационных и программно-методических ресурсов, созданных в региональной системе образования, для повышения качества общего образования;
информирование участников образовательных отношений о ходе и результатах реализации Концепции посредством единой информационной среды научно-методического сопровождения выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
проведение мониторинга участия и результатов участия в мероприятиях, включая и иные формы развития образовательных достижений школьников, с использованием ГИС "Образование в Челябинской области", что позволит проанализировать результативность участия обучающихся в мероприятиях, выявить как позитивные тенденции, так и проблемы, оперативно принять управленческие решения, определить меры и мероприятия по преодолению проблем и определить дальнейшие направления развития системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи в Челябинской области.
4. Ожидаемые результаты реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области
на период до 2025 года
1) в части формирования межведомственной и межуровневой модели управления системой выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе обучающихся с ОВЗ, в Челябинской области будут сформированы:
эффективная система дополнительного образования детей и молодежи Челябинской области, обеспечивающая равный доступ к дополнительным общеобразовательным программам для различных категорий детей, в том числе для обучающихся с ОВЗ, в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
условия для эффективной деятельности регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи "Курчатов Центр", функционирующего на основе принципов проектного управления с использованием возможностей государственно-частного партнёрства для развития и поддержки способностей и талантов у детей и молодёжи;