Действующий
недостаточный уровень вариативности дополнительного образования детей, качества и доступности дополнительных образовательных программ и обеспечения равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями и, как следствие, неравномерный охват детей услугами дополнительного образования в различных муниципальных образованиях Челябинской области;
недостаточно развитая система реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, ориентированных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи, в том числе с особыми образовательными потребностями;
недостаточно разработанные подходы (нормативные, информационные, содержательные) к формированию единой базы данных способных и талантливых детей и молодежи Челябинской области;
недостаточный уровень профессионального мастерства педагогических, школьных управленческих команд региональной системы образования в части владения психолого-педагогическими компетенциями, позволяющими эффективно осуществлять выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи;
недостаточный уровень сформированности системы государственно-частного партнерства для поддержки способных и талантливых детей и молодежи;
недостаточный уровень сформированности информационной среды научно-методического сопровождения выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Челябинской области.
Указанные проблемы определяют актуальность обновления концептуального документа регионального уровня по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи, в котором будут учтены:
тренды в сфере образования, определяющие приоритеты в части выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи;
актуальная нормативная база федерального и регионального уровней, в соответствии с которой будут развиваться условия для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей и молодежи на основе учета их потребностей, в первую очередь через развитие системы дополнительного образования;
созданные на сегодня в региональной образовательной системе условия для выявления, поддержки и развития способностей и талантов, в том числе у обучающихся с ОВЗ.
Таким образом, Концепция выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Челябинской области должна стать основанием для развертывания системы мероприятий в сфере общего, дополнительного и профессионального образования по следующим направлениям (трекам):
выявление обучающихся, проявивших выдающиеся способности; поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности; развитие способностей и талантов у обучающихся, проявивших выдающиеся способности.
Нормативно-правовое обеспечение Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
Содержание Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (далее - Концепция) определено применением нормативных и методических документов федерального и регионального уровней:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 77) 1;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года" 2;
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённая Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. N Пр-827 4;
Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 г. N 2245-р 6;
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 г. N 326-р 7;
Закон Челябинской области от 29 августа 2013 года N 515-ЗО "Об образовании в Челябинской области" (ред. от 02.11.2021) (ст. 6, часть 8) 8;
Паспорт реализации регионального проекта "Успех каждого ребёнка" национального проекта "Образование" в Челябинской области 10;
Применяемые в Концепции нормативные и методические документы федерального и регионального уровней выступают нормативным основанием отбора ее содержания и обеспечивают возможность применения положений Концепции как на региональном, так и на муниципальном уровнях в целях эффективного управления формированием системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
Понятия, используемые в Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере 12.
Выявление способностей и талантов у детей и молодежи - комплекс реализуемых в системе образования, культуры и спорта педагогических и психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих выявление у детей и молодежи задатков, способностей и одаренности в соответствующих сферах деятельности 13.
Развитие способностей и талантов у детей и молодежи - комплекс реализуемых в системе образования, культуры и спорта педагогических и психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих дальнейшее развитие у детей и молодежи задатков, способностей, одаренности в различных сферах деятельности с учетом их индивидуально-личностных особенностей, ценностных ориентации и самосознания, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.
Поддержка способностей и талантов у детей и молодежи - комплекс реализуемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мероприятий, обеспечивающих создание социальных и экономических условий для развития и самореализации способных и талантливых детей и молодежи, достижения ими социально значимых результатов. 14
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 15
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования 16.
Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия обучающихся, уровень развития их способностей к учению. 17
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
ст. 77) [Электронный ресурс]: Федер. закон N 273-ФЗ. Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 22.06.2022);
1 Об образовании в Российской Федерации (
Стратегии научно-технического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации N 642 от 01.12.2016 г. Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: https://ovm.f2.consultant.ru/cgi/onime.cgi? req=doc&ts=q7McS9TaVSNbq2a6&cacheid=BC30DCFBC055A33BF92E43ED3FA3AlCl&mode=spl us&md=rnTq5g&base=LAW8m=379344#t4GfS9TCy9sLWCZ61f J4aTa обращения 22.06.2022);
5 О
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, [Электронный ресурс]: утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации N 326-р от 29.02.2016 г. Доступ из справ. - правовой системы "Консультант Плюс". URL: https://ovmf2.consultant.ro/cgi/onlme.cgi? recpdoc&ts=q7M.cS9TnVSNbq2a6&cacheid:=4105EFC8AE91.0AD687C632BB22CFACA3&mode=splu s&md=rnTq5g&base=LAW8m=294825#x8KwS9TA7kc35fav (дата обращения: 22.06.2022);
7