(Действующий) Свод правил СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение"...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
7.5.2.1 Освещение наземных пешеходных переходов (в одном уровне с проезжей частью) должно обеспечивать пешеходам возможность видеть препятствия и дефекты дорожного покрытия, а водителям транспортных средств - видеть пешеходов на фоне дорожного покрытия проезжей части. В целях усиления распознаваемости зоны перехода для ее освещения целесообразно использовать светильники с источниками света, имеющими цветность, контрастную по отношению к цветности источников света, применяемых в светильниках для освещения проезжей части улицы.
Примечание - Например, для дороги, освещаемой светильниками с натриевыми лампами высокого давления, на переходе целесообразно использовать светильники с металлогалогенными лампами или светодиодные светильники.
7.5.2.2 На наземных пешеходных переходах улиц и дорог категорий А и Б следует предусматривать повышение средней освещенности не менее чем в 1,5 раза по сравнению с нормой освещенности на пересекаемой проезжей части. Повышение освещенности достигают уменьшением шага опор и установкой дополнительных или более мощных светильников.
Светораспределение светильников и их расположение относительно наземного пешеходного перехода должны обеспечивать видимость пешехода на фоне дорожного покрытия проезжей части и не оказывать слепящего действия на водителей. Светильники следует размещать перед переходом по отношению к направлению транспортного движения. На улицах и дорогах с двусторонним движением светильники устанавливают перед переходом относительно обоих направлений движения.
Для снижения слепимости водителей следует использовать светильники с асимметричным светораспределением (кососветы), ориентируя максимум силы света в сторону перехода.
7.5.2.3 Значения средней освещенности на покрытии подземных и надземных пешеходных переходов приведены в таблице 7.13.
Таблица 7.13 - Значения средней освещенности подземных и надземных пешеходных переходов
Освещаемые объекты
, лк, не менее
Подземные пешеходные переходы и тоннели:
- проходы
75
- лестницы и пандусы
40
Открытые пешеходные мостики
10
Надземные пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком или застекленными стеновыми проемами:
- проходы
75
- лестничные сходы, съезды и смотровые площадки
50
7.5.2.4 Равномерность освещенности на покрытия подземных и надземных переходов должна быть не менее 0,3.
В подземных и надземных пешеходных переходах используют светильники с защитным углом не менее 15° или с диффузными или призматическими рассеивателями.

7.5.3 Освещение автодорожных тоннелей

7.5.3.1 Транспортные зоны (проезжая часть), служебно-технические и вспомогательные помещения тоннеля должны иметь искусственное рабочее и аварийное освещение, включающее в себя эвакуационное и резервное освещение.
7.5.3.2 В зависимости от характера движения (одностороннее или двустороннее в одной трубе) и интенсивности транспортного потока тоннели подразделяются на три класса по освещению в соответствии с таблицей 7.14.
Таблица 7.14 - Классификация тоннелей по освещению
Интенсивность движения на одну полосу, ед./ч
Движение
Одностороннее
Двустороннее
До 500 включ.
От 500 до 1500 включ.
Св. 1500
До 100 включ.
От 100 до 400 включ.
Св. 400
Класс тоннеля
1
2
3
1
2
3
Примечание - При наличии факторов, ухудшающих условия безопасности или комфортности движения в тоннеле (например, боковых въездов и выездов), класс тоннеля может быть повышен на одну ступень, за исключением класса 3.
7.5.3.3 Рабочее освещение транспортной зоны тоннеля должно предусматривать дневной и ночной режимы.
7.5.3.4 Для дневного режима в транспортной зоне следует выделять четыре яркостные зоны тоннеля: пороговую, переходную, внутреннюю и выездную. Кроме того, перед въездным порталом выделяется подъездная зона. Расположение зон тоннеля приведено в приложении Ж.
7.5.3.5 Длину пороговой зоны следует принимать равной РБТ, значения которого в зависимости от расчетной скорости движения транспортного потока должны соответствовать указанным в таблице 7.15.
Таблица 7.15 - Расстояние безопасного торможения (РБТ)
Расчетная скорость движения, км/ч
40*
60
80
100
120
РБТ, м
25
55
100
155
220
* Используется на боковых въездах в тоннель.Примечания1 При уклоне продольного профиля дорожного полотна в подъездной зоне и более приведенные значения РБТ следует увеличить на 3% при спуске или уменьшить на 2,5% при подъеме на каждые уклона к въездному порталу.2 Для промежуточных значений расчетной скорости значения РБТ определяют линейным интерполированием с округлением до целого числа.
7.5.3.6 Продольное распределение яркости дорожного покрытия в первой половине пороговой зоны тоннеля должно быть постоянным, а во второй половине - линейно спадать, достигая к концу этой зоны 40% значения средней яркости в первой половине пороговой зоны.
Отношение средней яркости дорожного покрытия в первой половине пороговой зоны тоннеля к яркости адаптации , определяемой в соответствии с приложением Ж, должно быть не менее значений, указанных в таблице 7.16.
Таблица 7.16 - Нормируемые значения отношения средней яркости дорожного покрытия в первой половине пороговой зоны тоннеля к яркости адаптации
Класс тоннеля
, %, при PБT, м
До 60 включ.
80
100
120
140
Св. 160
1
2,0
2,5
3,0
3,4
3,7
4,0
2
3,0
3,5
4,0
4,4
4,7
5,0
3
4,0
4,5
5,0
5,6
6,3
7,0
Примечания1 Для боковых въездов в тоннель при РБТ менее 55 м применяют норму .2 Для промежуточных значений РБТ значения определяют линейным интерполированием с округлением до одного знака после запятой.
В тоннелях, имеющих при въезде участки с открытыми проемами в стенах или солнцезащитные экраны перед въездным порталом, пороговая зона отсчитывается от начала этих участков. В этом случае распределение яркости в пороговой зоне определяется с учетом действия дневного света и должно иметь характер такой же, как и при искусственном освещении.
7.5.3.7 Яркость дорожного покрытия в первой половине пороговой зоны коротких тоннелей относительно нормируемой яркости длинных тоннелей определяется согласно таблице 7.17
Таблица 7.17 - Освещение коротких тоннелей в дневном режиме
Длина тоннеля, м
Радиус кривой въездного пути участка в плане, м
Относительный уровень освещения в сравнении с нормируемым по таблице 7.14, %
До 25 включ.ЛюбойОсвещение не требуется
От 25 до 75 включ.Св. 350
До 350 вкпюч.
50
От 75 до 125Св. 350
До 350 включ.
100
Св. 125Любой
7.5.3.8 В переходной зоне тоннеля продольное распределение яркости дорожного покрытия при удалении от пороговой зоны должно носить плавно спадающий характер. Отношение яркости в каждой точке переходной зоны к средней яркости в первой половине пороговой зоны должно быть не менее соответствующих значений стандартной кривой спада относительной яркости в переходной зоне , приведенной в приложении Ж.
Допускается ступенчатый спад относительной яркости , при котором каждая ступень отношения должна быть не ниже стандартной кривой спада относительной яркости переходной зоны, а перепад яркости при переходе от одной ступени к следующей не должен превышать отношения 3:1. Пример ступенчатого спада яркости показан на рисунке Ж.3 приложения Ж.
Конец переходной зоны определяют в месте, где значение яркости переходной зоны тоннеля спадает до троекратного значения средней яркости внутренней зоны тоннеля .
Для дополнительного комфорта водителя в случае ступенчатого спада яркости рекомендуется увеличивать длину переходной зоны на расстояние, проезжаемое транспортным средством с проектной скоростью за время 1-2 с.
7.5.3.9 В тоннелях с двусторонним движением в одной трубе пороговую и переходную зоны следует устраивать со стороны каждого портала.
7.5.3.10 Следует предусматривать автоматическое регулирование дневного режима освещения пороговой и переходной зон тоннеля в зависимости от яркости адаптации в подъездной зоне в данный момент времени, обеспечивая при этом нормируемое значение отношения в соответствии с таблицей 7.17.
7.5.3.11 Во внутренней зоне тоннеля нормируемые значения средней яркости дорожного покрытия должны соответствовать данным таблицы 7.18.
Таблица 7.18 - Нормируемые значения средней яркости дорожного покрытия внутренней зоны
Класс тоннеля
, , не менее, при РБТ, м
До 60 включ.
80
100
120
140
Св. 160
1
1,0
1,2
1,4
1,6
1,8
2,0
2
1,5
1,7
2,0
2,5
3,2
4,0
3
2,0
3,0
4,0
4,8
5,4
6,0
Примечание - Для промежуточных значений РБТ значения определяют линейным интерполированием с округлением до одного знака после запятой.
7.5.3.12 Для тоннелей класса 3 следует начиная с РБТ перед выездным порталом устраивать выездную зону, в которой яркость дорожного покрытия выездной зоны тоннеля растет линейно, достигая за 20 м до выездного портала пятикратного значения средней яркости внутренней зоны тоннеля . Для тоннелей классов 1 и 2 выездную зону допускается не устраивать.
7.5.3.13 Ночной режим освещения следует предусматривать независимо от длины тоннеля. При этом средняя яркость дорожного покрытия по всей длине тоннеля должна быть постоянна и не менее средней яркости участков улицы или дороги, примыкающих к въездному и выездному порталам. Средняя яркость дорожного покрытия тоннелей должна быть не менее:
- 0,80 - для тоннелей класса 1;
- 1,00 - для тоннелей класса 2;
- 2,00 - для тоннелей класса 3.
Допускается на участке перед въездным порталом длиной, равной РБТ, повышать среднюю яркость дорожного покрытия не более чем на 30% по сравнению с соответствующей средней яркостью покрытия улицы или дороги, ведущей к тоннелю, не превышая при этом среднюю яркость дорожного покрытия в тоннеле.
При наличии примыкающего к въездному порталу участка, перекрытого солнцезащитным экраном, ночной режим освещения этого участка должен быть аналогичен режиму, принятому для всего тоннеля.
7.5.3.14 Переключение освещения с ночного режима на дневной и обратно следует проводить при повышении или спаде естественной горизонтальной освещенности соответственно вблизи въездного портала до 100 лк.
7.5.3.15 Во всех яркостных зонах отношение средней яркости нижней части стен тоннеля до уровня 2 м над покрытием дороги к средней яркости дорожного покрытия ближайшей к стене полосы движения должно быть не менее 0,25 для тоннелей класса 1 и не менее 0,60 для классов 2 и 3.
7.5.3.16 На участках с постоянной яркостью дорожного покрытия (первая половина пороговой зоны и целиком внутренняя в дневном режиме, а также весь тоннель в ночном режиме) должны быть обеспечены значения показателей общей и продольной равномерности яркости дорожного покрытия в соответствии с таблицей 7.19.
Таблица 7.19 - Нормируемые значения показателей равномерности яркости дорожного покрытия
Класс тоннеля
, не менее
, не менее*
1
0,35
0,40
2
0,40
0,50
3
0,40
0,60
* Нормируемое значение должно быть обеспечено для каждой полосы движения.
Для тех же участков отношение минимальной яркости к средней на нижней части стены (до 2 м над дорожным покрытием) должно быть не менее 0,35.