(Действующий) Свод правил СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение"...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Категория объекта
Класс объекта
Основное назначение объекта
Транспортная характеристика
Расчетная скорость, км/ч
Число полос движения в обоих направлениях
Пропускная способность, тыс. ед/ч
А. Магистральные дороги и улицы общегородского значенияЗа пределами центра города*
А1
Транспортные и функциональные оси крупных городов. Выходы на внешние федеральные автомагистралиВсе виды транспорта; движение скоростное, непрерывное; пересечения в разных уровнях; наличие центральной разделительной полосы
100
6-8
Свыше 10
А2
Основные транспортные каналы города, в том числе имеющие выходы на внешние автомагистрали и скоростные дорогиВсе виды транспорта; движение непрерывное или регулируемое; пересечение с магистралями в одном или разных уровнях
80-100
6-8
7-9
В центре города
A3
Транспортные и функциональные оси исторического центра города. Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1 и А2Все виды транспорта кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра; движение регулируемое; пересечение с магистралями в одном уровне; интенсивное пешеходное движение
90
6-8
4-7
А4
Основные транспортные каналы исторического центра города, обеспечивают внутренние связи центра. Имеют выход на магистральные улицы общегородского и районного значенияТо же
80
4-6
3-5
Б. Магистрали и улицы районного значенияЗа пределами центра города
Б1
Основные оси районов города. Обеспечивают связи в пределах жилых районов и производственных зон, а также между нимиВсе виды транспорта; движение регулируемое; пересечения в одном уровне
60-70
4-6
3-5
В центре города
Б2
Оси функционально-планировочных зон исторического центра города. Обеспечивают его внутренние связи. Имеют выход на магистральные улицы общегородского и районного значенияВсе виды транспорта кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра; движение регулируемое; пересечения в одном уровне
60
3-6
2-5
В. Улицы и дороги местного значенияЖилая застройка за пределами центра города
В1
Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, за исключением улиц с непрерывным движением транспортаЛегковой, специальный и обслуживающий район грузовой транспорт, в отдельных случаях допускается общественный пассажирский транспорт; движение регулируемое; пересечения в одном уровне
60
2-4
1,5-3
Жилая застройка в центре города
В2
Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и микрорайонов, выход на магистральные улицы центраЛегковой, специальный и обслуживающий район грузовой транспорт; движение регулируемое; пересечения в одном уровне
60
2-4
1,5-3
В городских промышленных, коммунальных и складских зонах
В3
Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зонВсе виды транспорта; движение регулируемое; пересечения в одном уровне
60
2-4
0,5-2
* Центр города - территория центральной части города, устанавливаемая городскими властями.
Таблица 7.10 - Нормируемые показатели освещения улиц и дорог городских поселений с регулярным транспортным движением с асфальтобетонным покрытием
Категория объекта
Класс объекта
Средняя яркость дорожного покрытия , , не менее
Общая равномерность яркости дорожного покрытия , не менее
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия , не менее
Пороговое приращение яркости TI, %, не более
Средняя освещенность дорожного покрытия , лк, не менее
Равномерность освещенности дорожного покрытия , не менее
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещенности, , , не более
А
A1
2,00
10
30,0
60
А2
1,60
10
20,0
50
0,40
0,70
0,35
A3
1,40
12
20,0
48
А4
1,20
12
20,0
45
Б
Б1
1,20
12
20,0
45
0,40
0,60
0,35
Б2
1,00
15
15,0
53
В
B1
0,80
0,40
0,50
15
15,0
50
В2
0,60
0,40
0,50
15
10,0
0,25
50
В3
0,40
0,35
0,40
20
6,0
50
7.5.1.9 На улицах, дорогах и в транспортных зонах площадей, для которых нормируют освещенность, ограничивают силу света светильников в установке под углами 80° и 90° от вертикали в направлении водителей предельными значениями , равными 30 и 10 кд соответственно на 1 клм светового потока светильника.
При освещении больших площадей и транспортных развязок светильники, установленные на опорах высотой 20 м и более, должны обеспечивать направление максимума силы света под углом не более 65° от вертикали. Сила света светильника под углами 80°, 85° и 90° от вертикали в направлении водителей не должна превышать предельных значений Iпред, равных 50, 30 и 10 кд соответственно на 1 клм его светового потока.
Высота расположения светильника над дорожным покрытием проезжей части верхнего уровня транспортного пересечения должна быть не менее 10 м.
7.5.1.10 Средняя освещенность и равномерность освещенности трамвайных путей, расположенных на проезжей части улиц, должны соответствовать указанным в таблице 7.10. Средняя освещенность на обособленном трамвайном пути должна быть не менее 6 лк, на посадочных площадках - 10 лк.
Допускается не освещать обособленные трамвайные пути на перегонах вне городской застройки.
7.5.1.11 Минимальная высота установки светильников в парапетах мостов и путепроводов не ограничивается при условии обеспечения защитного угла не менее 10° и исключения возможности доступа к лампам и пускорегулирующим аппаратам без применения специального инструмента.
7.5.1.12 При нормируемой средней яркости более 0,80 или средней освещенности более 15 лк для проезжей части городских улиц, дорог и площадей допускается в ночное время снижение этих норм отключением части светильников или понижением их мощности на 30% и 50% при уменьшении интенсивности движения до 1/3 и 1/5 максимального значения соответственно.
Не допускается в ночное время частичное отключение светильников при их установке по одному на опоре.
7.5.1.13 Для надежной ориентации водителей и пешеходов в темное время суток светильники в ряду следует располагать так, чтобы образуемая ими линия однозначно указывала направление дороги или улицы.
7.5.1.14 Средняя освещенность и равномерность освещенности на дорожном покрытии улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений должны соответствовать таблице 7.11.
Таблица 7.11 - Нормируемые показатели освещении улиц и дорог сельских поселений
Освещаемые объекты
, лк, не менее
, не менее
Главные улицы, площади общественных и торговых центров
10,0
0,25
Улицы в жилой застройке:
- основные
6,0
- второстепенные (переулки)
4,0
Поселковые дороги, проезды на территории садовых товариществ и дачных кооперативов
2,0
0,10
7.5.1.15 Средняя освещенность на дорожном покрытии на подъездах к местам заправки транспорта, а также на открытых стоянках автомобилей должна соответствовать таблице 7.12.
7.5.1.16 Осветительные приборы, установленные на территориях автозаправочных станций и стоянок автомобилей, должны иметь силу света в направлении водителей транспортных средств, проезжающих по прилегающим к этим территориям улицам и дорогам, не более 30 кд на 1 клм светового потока этих приборов. Не допускается направлять прожекторы, установленные на крышах и навесах строений или опорах, в сторону проезжей части улицы или дороги.
Таблица 7.12 - Освещение автозаправочных станций и стоянок автомобилей
Освещаемые объекты
, лк, не менее
Подъездные пути к объектам сервиса для улиц и дорог:
- категорий А и Б
15,0
- категории В
10,0
Места заправки и слива нефтепродуктов
20,0
Проезжая часть остальной территории автозаправочных станций
10,0
Открытые стоянки автомобилей на улицах всех категорий, а также платные вне улиц, открытые стоянки автомобилей в микрорайонах, проезды между рядами гаражей боксового типа
6,0

7.5.2 Освещение пешеходных переходов

7.5.2.1 Освещение наземных пешеходных переходов (в одном уровне с проезжей частью) должно обеспечивать пешеходам возможность видеть препятствия и дефекты дорожного покрытия, а водителям транспортных средств - видеть пешеходов на фоне дорожного покрытия проезжей части. В целях усиления распознаваемости зоны перехода для ее освещения целесообразно использовать светильники с источниками света, имеющими цветность, контрастную по отношению к цветности источников света, применяемых в светильниках для освещения проезжей части улицы.
Примечание - Например, для дороги, освещаемой светильниками с натриевыми лампами высокого давления, на переходе целесообразно использовать светильники с металлогалогенными лампами или светодиодные светильники.
7.5.2.2 На наземных пешеходных переходах улиц и дорог категорий А и Б следует предусматривать повышение средней освещенности не менее чем в 1,5 раза по сравнению с нормой освещенности на пересекаемой проезжей части. Повышение освещенности достигают уменьшением шага опор и установкой дополнительных или более мощных светильников.
Светораспределение светильников и их расположение относительно наземного пешеходного перехода должны обеспечивать видимость пешехода на фоне дорожного покрытия проезжей части и не оказывать слепящего действия на водителей. Светильники следует размещать перед переходом по отношению к направлению транспортного движения. На улицах и дорогах с двусторонним движением светильники устанавливают перед переходом относительно обоих направлений движения.
Для снижения слепимости водителей следует использовать светильники с асимметричным светораспределением (кососветы), ориентируя максимум силы света в сторону перехода.
7.5.2.3 Значения средней освещенности на покрытии подземных и надземных пешеходных переходов приведены в таблице 7.13.
Таблица 7.13 - Значения средней освещенности подземных и надземных пешеходных переходов
Освещаемые объекты
, лк, не менее
Подземные пешеходные переходы и тоннели:
- проходы
75
- лестницы и пандусы
40
Открытые пешеходные мостики
10
Надземные пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком или застекленными стеновыми проемами:
- проходы
75
- лестничные сходы, съезды и смотровые площадки
50
7.5.2.4 Равномерность освещенности на покрытия подземных и надземных переходов должна быть не менее 0,3.
В подземных и надземных пешеходных переходах используют светильники с защитным углом не менее 15° или с диффузными или призматическими рассеивателями.

7.5.3 Освещение автодорожных тоннелей

7.5.3.1 Транспортные зоны (проезжая часть), служебно-технические и вспомогательные помещения тоннеля должны иметь искусственное рабочее и аварийное освещение, включающее в себя эвакуационное и резервное освещение.
7.5.3.2 В зависимости от характера движения (одностороннее или двустороннее в одной трубе) и интенсивности транспортного потока тоннели подразделяются на три класса по освещению в соответствии с таблицей 7.14.
Таблица 7.14 - Классификация тоннелей по освещению
Интенсивность движения на одну полосу, ед./ч
Движение
Одностороннее
Двустороннее
До 500 включ.
От 500 до 1500 включ.
Св. 1500
До 100 включ.
От 100 до 400 включ.
Св. 400
Класс тоннеля
1
2
3
1
2
3
Примечание - При наличии факторов, ухудшающих условия безопасности или комфортности движения в тоннеле (например, боковых въездов и выездов), класс тоннеля может быть повышен на одну ступень, за исключением класса 3.
7.5.3.3 Рабочее освещение транспортной зоны тоннеля должно предусматривать дневной и ночной режимы.
7.5.3.4 Для дневного режима в транспортной зоне следует выделять четыре яркостные зоны тоннеля: пороговую, переходную, внутреннюю и выездную. Кроме того, перед въездным порталом выделяется подъездная зона. Расположение зон тоннеля приведено в приложении Ж.
7.5.3.5 Длину пороговой зоны следует принимать равной РБТ, значения которого в зависимости от расчетной скорости движения транспортного потока должны соответствовать указанным в таблице 7.15.
Таблица 7.15 - Расстояние безопасного торможения (РБТ)
Расчетная скорость движения, км/ч
40*
60
80
100
120
РБТ, м
25
55
100
155
220
* Используется на боковых въездах в тоннель.Примечания1 При уклоне продольного профиля дорожного полотна в подъездной зоне и более приведенные значения РБТ следует увеличить на 3% при спуске или уменьшить на 2,5% при подъеме на каждые уклона к въездному порталу.2 Для промежуточных значений расчетной скорости значения РБТ определяют линейным интерполированием с округлением до целого числа.
7.5.3.6 Продольное распределение яркости дорожного покрытия в первой половине пороговой зоны тоннеля должно быть постоянным, а во второй половине - линейно спадать, достигая к концу этой зоны 40% значения средней яркости в первой половине пороговой зоны.
Отношение средней яркости дорожного покрытия в первой половине пороговой зоны тоннеля к яркости адаптации , определяемой в соответствии с приложением Ж, должно быть не менее значений, указанных в таблице 7.16.
Таблица 7.16 - Нормируемые значения отношения средней яркости дорожного покрытия в первой половине пороговой зоны тоннеля к яркости адаптации
Класс тоннеля
, %, при PБT, м
До 60 включ.
80
100
120
140
Св. 160
1
2,0
2,5
3,0
3,4
3,7
4,0
2
3,0
3,5
4,0
4,4
4,7
5,0
3
4,0
4,5
5,0
5,6
6,3
7,0
Примечания1 Для боковых въездов в тоннель при РБТ менее 55 м применяют норму .2 Для промежуточных значений РБТ значения определяют линейным интерполированием с округлением до одного знака после запятой.
В тоннелях, имеющих при въезде участки с открытыми проемами в стенах или солнцезащитные экраны перед въездным порталом, пороговая зона отсчитывается от начала этих участков. В этом случае распределение яркости в пороговой зоне определяется с учетом действия дневного света и должно иметь характер такой же, как и при искусственном освещении.
7.5.3.7 Яркость дорожного покрытия в первой половине пороговой зоны коротких тоннелей относительно нормируемой яркости длинных тоннелей определяется согласно таблице 7.17
Таблица 7.17 - Освещение коротких тоннелей в дневном режиме
Длина тоннеля, м
Радиус кривой въездного пути участка в плане, м
Относительный уровень освещения в сравнении с нормируемым по таблице 7.14, %
До 25 включ.ЛюбойОсвещение не требуется
От 25 до 75 включ.Св. 350
До 350 вкпюч.
50
От 75 до 125Св. 350
До 350 включ.
100
Св. 125Любой
7.5.3.8 В переходной зоне тоннеля продольное распределение яркости дорожного покрытия при удалении от пороговой зоны должно носить плавно спадающий характер. Отношение яркости в каждой точке переходной зоны к средней яркости в первой половине пороговой зоны должно быть не менее соответствующих значений стандартной кривой спада относительной яркости в переходной зоне , приведенной в приложении Ж.
Допускается ступенчатый спад относительной яркости , при котором каждая ступень отношения должна быть не ниже стандартной кривой спада относительной яркости переходной зоны, а перепад яркости при переходе от одной ступени к следующей не должен превышать отношения 3:1. Пример ступенчатого спада яркости показан на рисунке Ж.3 приложения Ж.