(Действующий) Свод правил СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение"...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

7.5 Освещение селитебных территорий

7.5.1 Освещение улиц, дорог и площадей

7.5.1.1 Классификация улично-дорожной сети городов проводится в соответствии с таблицей 7.9.
7.5.1.2 Для проезжей части участков городских улиц и дорог со стандартной геометрией и асфальтобетонным покрытием нормируют: среднюю яркость дорожного покрытия , общую и продольную равномерности яркости дорожного покрытия, среднюю освещенность дорожного покрытия , равномерность освещенности , пороговое приращение яркости TI согласно таблице 7.10.
7.5.1.3 Для проезжей части участков городских улиц и дорог с нестандартной геометрией или с покрытием, отличным от асфальтобетонного (брусчатка, цементобетонное и др.), или расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части Российской Федерации либо севернее 66° северной широты европейской части Российской Федерации среднюю освещенность на дорожном покрытии и равномерность освещенности нормируют согласно таблице 7.10.
Слепящее действие, оказываемое осветительной установкой на водителей, регламентируют предельной силой света светильников в направлении водителей согласно 7.5.1.9.
7.5.1.4 Энергетическую эффективность установки утилитарного наружного освещения оценивают показателем относительной удельной мощности согласно таблице 7.10. Методика определения показателя относительной удельной мощности приведена в приложении М.
7.5.1.5 Средняя яркость покрытия магистральных дорог со скоростным движением за пределами города на основных подъездах к аэропортам, речным и морским портам независимо от интенсивности движения транспорта должна быть не менее 1,6 .
7.5.1.6 Допускается по согласованию с администрацией города увеличивать значения средней яркости на 0,20 или средней освещенности на 5,0 лк для улиц, дорог и площадей категорий А (за исключением класса А1) и Б, а также вне города на подъездах к аэропортам, вокзалам, гипер- и супермаркетам.
7.5.1.7 Средняя яркость или средняя освещенность дорожного покрытия дорог и улиц, пересекающихся в одном уровне, должна соответствовать значениям, установленным для основной дороги или улицы, на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания.
На съездах и ответвлениях дорог и улиц, пересекающихся в разных уровнях, в границах транспортной развязки значение средней освещенности должно быть не менее 20 лк.
Средняя яркость или средняя освещенность дорожного покрытия улиц местного значения, примыкающих к магистральной дороге или улице, должны быть не менее 1/3 значений или , установленных для соответствующей дороги или улицы, но не ниже нормированного значения для улицы местного значения на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания.
7.5.1.8 Высота размещения светильников на улицах, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением следует принимать с учетом высоты подвешивания контактных проводов по СП 98.13330.2012.
Таблица 7.9 - Классификация городской улично-дорожной сети
Категория объекта
Класс объекта
Основное назначение объекта
Транспортная характеристика
Расчетная скорость, км/ч
Число полос движения в обоих направлениях
Пропускная способность, тыс. ед/ч
А. Магистральные дороги и улицы общегородского значенияЗа пределами центра города*
А1
Транспортные и функциональные оси крупных городов. Выходы на внешние федеральные автомагистралиВсе виды транспорта; движение скоростное, непрерывное; пересечения в разных уровнях; наличие центральной разделительной полосы
100
6-8
Свыше 10
А2
Основные транспортные каналы города, в том числе имеющие выходы на внешние автомагистрали и скоростные дорогиВсе виды транспорта; движение непрерывное или регулируемое; пересечение с магистралями в одном или разных уровнях
80-100
6-8
7-9
В центре города
A3
Транспортные и функциональные оси исторического центра города. Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1 и А2Все виды транспорта кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра; движение регулируемое; пересечение с магистралями в одном уровне; интенсивное пешеходное движение
90
6-8
4-7
А4
Основные транспортные каналы исторического центра города, обеспечивают внутренние связи центра. Имеют выход на магистральные улицы общегородского и районного значенияТо же
80
4-6
3-5
Б. Магистрали и улицы районного значенияЗа пределами центра города
Б1
Основные оси районов города. Обеспечивают связи в пределах жилых районов и производственных зон, а также между нимиВсе виды транспорта; движение регулируемое; пересечения в одном уровне
60-70
4-6
3-5
В центре города
Б2
Оси функционально-планировочных зон исторического центра города. Обеспечивают его внутренние связи. Имеют выход на магистральные улицы общегородского и районного значенияВсе виды транспорта кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра; движение регулируемое; пересечения в одном уровне
60
3-6
2-5
В. Улицы и дороги местного значенияЖилая застройка за пределами центра города
В1
Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, за исключением улиц с непрерывным движением транспортаЛегковой, специальный и обслуживающий район грузовой транспорт, в отдельных случаях допускается общественный пассажирский транспорт; движение регулируемое; пересечения в одном уровне
60
2-4
1,5-3
Жилая застройка в центре города
В2
Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и микрорайонов, выход на магистральные улицы центраЛегковой, специальный и обслуживающий район грузовой транспорт; движение регулируемое; пересечения в одном уровне
60
2-4
1,5-3
В городских промышленных, коммунальных и складских зонах
В3
Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зонВсе виды транспорта; движение регулируемое; пересечения в одном уровне
60
2-4
0,5-2
* Центр города - территория центральной части города, устанавливаемая городскими властями.
Таблица 7.10 - Нормируемые показатели освещения улиц и дорог городских поселений с регулярным транспортным движением с асфальтобетонным покрытием
Категория объекта
Класс объекта
Средняя яркость дорожного покрытия , , не менее
Общая равномерность яркости дорожного покрытия , не менее
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия , не менее
Пороговое приращение яркости TI, %, не более
Средняя освещенность дорожного покрытия , лк, не менее
Равномерность освещенности дорожного покрытия , не менее
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещенности, , , не более
А
A1
2,00
10
30,0
60
А2
1,60
10
20,0
50
0,40
0,70
0,35
A3
1,40
12
20,0
48
А4
1,20
12
20,0
45
Б
Б1
1,20
12
20,0
45
0,40
0,60
0,35
Б2
1,00
15
15,0
53
В
B1
0,80
0,40
0,50
15
15,0
50
В2
0,60
0,40
0,50
15
10,0
0,25
50
В3
0,40
0,35
0,40
20
6,0
50
7.5.1.9 На улицах, дорогах и в транспортных зонах площадей, для которых нормируют освещенность, ограничивают силу света светильников в установке под углами 80° и 90° от вертикали в направлении водителей предельными значениями , равными 30 и 10 кд соответственно на 1 клм светового потока светильника.
При освещении больших площадей и транспортных развязок светильники, установленные на опорах высотой 20 м и более, должны обеспечивать направление максимума силы света под углом не более 65° от вертикали. Сила света светильника под углами 80°, 85° и 90° от вертикали в направлении водителей не должна превышать предельных значений Iпред, равных 50, 30 и 10 кд соответственно на 1 клм его светового потока.
Высота расположения светильника над дорожным покрытием проезжей части верхнего уровня транспортного пересечения должна быть не менее 10 м.
7.5.1.10 Средняя освещенность и равномерность освещенности трамвайных путей, расположенных на проезжей части улиц, должны соответствовать указанным в таблице 7.10. Средняя освещенность на обособленном трамвайном пути должна быть не менее 6 лк, на посадочных площадках - 10 лк.
Допускается не освещать обособленные трамвайные пути на перегонах вне городской застройки.
7.5.1.11 Минимальная высота установки светильников в парапетах мостов и путепроводов не ограничивается при условии обеспечения защитного угла не менее 10° и исключения возможности доступа к лампам и пускорегулирующим аппаратам без применения специального инструмента.
7.5.1.12 При нормируемой средней яркости более 0,80 или средней освещенности более 15 лк для проезжей части городских улиц, дорог и площадей допускается в ночное время снижение этих норм отключением части светильников или понижением их мощности на 30% и 50% при уменьшении интенсивности движения до 1/3 и 1/5 максимального значения соответственно.
Не допускается в ночное время частичное отключение светильников при их установке по одному на опоре.
7.5.1.13 Для надежной ориентации водителей и пешеходов в темное время суток светильники в ряду следует располагать так, чтобы образуемая ими линия однозначно указывала направление дороги или улицы.
7.5.1.14 Средняя освещенность и равномерность освещенности на дорожном покрытии улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений должны соответствовать таблице 7.11.
Таблица 7.11 - Нормируемые показатели освещении улиц и дорог сельских поселений
Освещаемые объекты
, лк, не менее
, не менее
Главные улицы, площади общественных и торговых центров
10,0
0,25
Улицы в жилой застройке:
- основные
6,0
- второстепенные (переулки)
4,0
Поселковые дороги, проезды на территории садовых товариществ и дачных кооперативов
2,0
0,10
7.5.1.15 Средняя освещенность на дорожном покрытии на подъездах к местам заправки транспорта, а также на открытых стоянках автомобилей должна соответствовать таблице 7.12.
7.5.1.16 Осветительные приборы, установленные на территориях автозаправочных станций и стоянок автомобилей, должны иметь силу света в направлении водителей транспортных средств, проезжающих по прилегающим к этим территориям улицам и дорогам, не более 30 кд на 1 клм светового потока этих приборов. Не допускается направлять прожекторы, установленные на крышах и навесах строений или опорах, в сторону проезжей части улицы или дороги.
Таблица 7.12 - Освещение автозаправочных станций и стоянок автомобилей
Освещаемые объекты
, лк, не менее
Подъездные пути к объектам сервиса для улиц и дорог:
- категорий А и Б
15,0
- категории В
10,0
Места заправки и слива нефтепродуктов
20,0
Проезжая часть остальной территории автозаправочных станций
10,0
Открытые стоянки автомобилей на улицах всех категорий, а также платные вне улиц, открытые стоянки автомобилей в микрорайонах, проезды между рядами гаражей боксового типа
6,0

7.5.2 Освещение пешеходных переходов

7.5.2.1 Освещение наземных пешеходных переходов (в одном уровне с проезжей частью) должно обеспечивать пешеходам возможность видеть препятствия и дефекты дорожного покрытия, а водителям транспортных средств - видеть пешеходов на фоне дорожного покрытия проезжей части. В целях усиления распознаваемости зоны перехода для ее освещения целесообразно использовать светильники с источниками света, имеющими цветность, контрастную по отношению к цветности источников света, применяемых в светильниках для освещения проезжей части улицы.
Примечание - Например, для дороги, освещаемой светильниками с натриевыми лампами высокого давления, на переходе целесообразно использовать светильники с металлогалогенными лампами или светодиодные светильники.
7.5.2.2 На наземных пешеходных переходах улиц и дорог категорий А и Б следует предусматривать повышение средней освещенности не менее чем в 1,5 раза по сравнению с нормой освещенности на пересекаемой проезжей части. Повышение освещенности достигают уменьшением шага опор и установкой дополнительных или более мощных светильников.
Светораспределение светильников и их расположение относительно наземного пешеходного перехода должны обеспечивать видимость пешехода на фоне дорожного покрытия проезжей части и не оказывать слепящего действия на водителей. Светильники следует размещать перед переходом по отношению к направлению транспортного движения. На улицах и дорогах с двусторонним движением светильники устанавливают перед переходом относительно обоих направлений движения.
Для снижения слепимости водителей следует использовать светильники с асимметричным светораспределением (кососветы), ориентируя максимум силы света в сторону перехода.
7.5.2.3 Значения средней освещенности на покрытии подземных и надземных пешеходных переходов приведены в таблице 7.13.
Таблица 7.13 - Значения средней освещенности подземных и надземных пешеходных переходов
Освещаемые объекты
, лк, не менее
Подземные пешеходные переходы и тоннели:
- проходы
75
- лестницы и пандусы
40
Открытые пешеходные мостики
10
Надземные пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком или застекленными стеновыми проемами:
- проходы
75
- лестничные сходы, съезды и смотровые площадки
50
7.5.2.4 Равномерность освещенности на покрытия подземных и надземных переходов должна быть не менее 0,3.
В подземных и надземных пешеходных переходах используют светильники с защитным углом не менее 15° или с диффузными или призматическими рассеивателями.

7.5.3 Освещение автодорожных тоннелей

7.5.3.1 Транспортные зоны (проезжая часть), служебно-технические и вспомогательные помещения тоннеля должны иметь искусственное рабочее и аварийное освещение, включающее в себя эвакуационное и резервное освещение.
7.5.3.2 В зависимости от характера движения (одностороннее или двустороннее в одной трубе) и интенсивности транспортного потока тоннели подразделяются на три класса по освещению в соответствии с таблицей 7.14.
Таблица 7.14 - Классификация тоннелей по освещению
Интенсивность движения на одну полосу, ед./ч
Движение
Одностороннее
Двустороннее
До 500 включ.
От 500 до 1500 включ.
Св. 1500
До 100 включ.
От 100 до 400 включ.
Св. 400
Класс тоннеля
1
2
3
1
2
3
Примечание - При наличии факторов, ухудшающих условия безопасности или комфортности движения в тоннеле (например, боковых въездов и выездов), класс тоннеля может быть повышен на одну ступень, за исключением класса 3.
7.5.3.3 Рабочее освещение транспортной зоны тоннеля должно предусматривать дневной и ночной режимы.