(Действующий) Свод правил СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение"...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В целях энергосбережения при проектировании рабочего освещения приведенных помещений допускается применение устройств кратковременного включения освещения (УКВО) с выдержкой времени, достаточного для прохода людей по этим помещениям в условиях вышеуказанной освещенности, или использование светильников с датчиками движения (присутствия) и освещенности.
Необходимость применения УКВО или светильников с датчиками движения в сетях рабочего освещения определяется заданием на проектирование.

7.4 Освещение площадок предприятий и мест производства работ вне зданий

7.4.1 Освещенность рабочих поверхностей мест производства работ, расположенных вне зданий, на этажерках вне зданий и под навесом, следует принимать по таблице 7.5.
Удельные мощности искусственного освещения мест производства работ вне зданий не должны превышать максимально допустимых значений, приведенных в таблице 7.5.
Таблица 7.5 - Освещенность и максимально допустимые удельные установленные мощности освещения мест производства работ вне зданий
Разряд зрительной работы
Отношение минимального размера объекта различения к расстоянию от этого объекта до глаз работающего
Средняя освещенность в горизонтальной плоскости, лк
Равномерность освещенности , относительные единицы, не менее
Коэффициент блескости , относительные единицы
Максимально допустимая удельная мощность, , не более
IX
Менее 0,002
300
0,5
40
18
X
От 0,002 до 0,01
200
0,5
45
12
XI
От 0,01 до 0,02
150
0,4
45
9
XII
От 0,02 до 0,05
100
0,4
50
6
XIII
От 0,05 до 0,1
50
0,4
50
3
XIV
Свыше 0,1
30
0,25
55
2
XV
Периодическое наблюдение за ходом производственного процесса
20
0,25
55
1
XVI
Общее наблюдение за ходом производственного процесса
10
0,25
55
0,8
XVII
Общее наблюдение за инженерными коммуникациями
5
0,25
55
0,5
Примечания1 При опасности травматизма для зрительных работ разрядов XI-XIV освещенность следует принимать по смежному, более высокому разряду.2 Значения максимальных удельных мощностей искусственного освещения допускается повышать на 30% в технически обоснованных случаях (наличие крупногабаритного оборудования и пр.).
7.4.2 Средняя освещенность в горизонтальной плоскости площадок предприятий на уровне земли или дорожных покрытий следует принимать по таблице 7.6.
Таблица 7.6 - Освещенность территорий предприятий
Освещаемые объекты
Наибольшая интенсивность движения в обоих направлениях,
Средняя освещенность в горизонтальной плоскости, лк
Проезды
Св. 50 до 150
20
От 10 до 50
10
Менее 10
5
Пожарные проезды, дороги для хозяйственных нужд
-
5
Ступени и площадки лестниц и переходных мостиков
-
10
Предзаводские участки, не относящиеся к территории города (площадки перед зданиями, подъезды и проходы к зданиям, стоянки транспорта)
-
10
Железнодорожные пути:
- стрелочные горловины
-
10
- отдельные стрелочные переводы
-
5
- железнодорожное полотно
-
5
Переходы и переезды
-
10
Примечание - Для автомобильных дорог, являющихся продолжением городских улиц и имеющих аналогичные покрытия проезжей части и интенсивность движения транспорта, необходимо соблюдать нормы средней яркости покрытий проезжей части, приведенные в таблице 7.10.
7.4.3 Наружное освещение должно иметь управление, независимое от управления освещением внутри зданий.
Относительные удельные мощности искусственного освещения улично-дорожной сети не должны превышать максимально допустимых значений, приведенных в таблице 7.10.
Там, где улицы и дороги в промышленных зонах используются только в короткие промежутки времени (ночью), например при сменной работе, для снижения яркости или освещенности дорожного покрытия после снижения интенсивности движения, следует применять осветительные приборы с автоматическими регуляторами светового потока.
7.4.4 Для ограничения слепящего действия установок наружного освещения мест производства работ и территорий промышленных предприятий высота установки осветительных приборов над уровнем земли должна быть:
а) для осветительных приборов с защитным углом менее 15° - не менее указанной в таблице 7.7;
б) для осветительных приборов с защитным углом 15° и более - не менее 3,5 м.
Допускается не ограничивать высоту подвеса осветительных приборов с защитным углом 15° и более (или с рассеивателями из молочного стекла без отражателей) на площадках для прохода людей или обслуживания технологического (или инженерного) оборудования, а также у входа в здание.
Таблица 7.7 - Наименьшая высота установки осветительных приборов по условиям ограничения слепящего действия
Светораспределение осветительных приборов
Наибольший световой поток ламп в осветительных приборах, установленных на одной опоре, лм
Наименьшая высота установки осветительных приборов, м
Полуширокое
Менее 6000
7,0
От
6000
до
10000
7,5
Св.
10000
"
20000
8,0
"
20000
"
30000
9,0
"
30000
"
40000
10,0
"
40000
11,5
Широкое
Менее 6000
7,5
От
6000
до
10000
8,5
Св.
10000
"
20000
9,5
"
20000
"
30000
10,5
"
30000
"
40000
11,5
"
40000
13,0
7.4.5 Высота установки осветительных приборов рассеянного света должна быть не менее 3 м при световом потоке источника света до 6000 лм и не менее 4 м при световом потоке более 6000 лм.
7.4.6 Отношение осевой силы света , кд, одного прожектора или наклонно расположенного осветительного прибора с типом кривой силы света, аналогичной кривой силы света прожектора, к квадрату высоты установки этих приборов Н, м, в зависимости от нормируемой освещенности не должно превышать значений, указанных в таблице 7.8.
Таблица 7.8 - Отношение осевой силы света к квадрату высоты установки
Нормируемая освещенность, лк
0,5
1
2
3
5
10
20
30
50
100
150
250
300
400
700
1400
2100
3500
Примечание - При совпадении направлений осевых сил света нескольких световых приборов допустимые значения каждого прибора определяются путем деления табличного значения на число этих световых приборов.

7.5 Освещение селитебных территорий

7.5.1 Освещение улиц, дорог и площадей

7.5.1.1 Классификация улично-дорожной сети городов проводится в соответствии с таблицей 7.9.
7.5.1.2 Для проезжей части участков городских улиц и дорог со стандартной геометрией и асфальтобетонным покрытием нормируют: среднюю яркость дорожного покрытия , общую и продольную равномерности яркости дорожного покрытия, среднюю освещенность дорожного покрытия , равномерность освещенности , пороговое приращение яркости TI согласно таблице 7.10.
7.5.1.3 Для проезжей части участков городских улиц и дорог с нестандартной геометрией или с покрытием, отличным от асфальтобетонного (брусчатка, цементобетонное и др.), или расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части Российской Федерации либо севернее 66° северной широты европейской части Российской Федерации среднюю освещенность на дорожном покрытии и равномерность освещенности нормируют согласно таблице 7.10.
Слепящее действие, оказываемое осветительной установкой на водителей, регламентируют предельной силой света светильников в направлении водителей согласно 7.5.1.9.
7.5.1.4 Энергетическую эффективность установки утилитарного наружного освещения оценивают показателем относительной удельной мощности согласно таблице 7.10. Методика определения показателя относительной удельной мощности приведена в приложении М.
7.5.1.5 Средняя яркость покрытия магистральных дорог со скоростным движением за пределами города на основных подъездах к аэропортам, речным и морским портам независимо от интенсивности движения транспорта должна быть не менее 1,6 .
7.5.1.6 Допускается по согласованию с администрацией города увеличивать значения средней яркости на 0,20 или средней освещенности на 5,0 лк для улиц, дорог и площадей категорий А (за исключением класса А1) и Б, а также вне города на подъездах к аэропортам, вокзалам, гипер- и супермаркетам.
7.5.1.7 Средняя яркость или средняя освещенность дорожного покрытия дорог и улиц, пересекающихся в одном уровне, должна соответствовать значениям, установленным для основной дороги или улицы, на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания.
На съездах и ответвлениях дорог и улиц, пересекающихся в разных уровнях, в границах транспортной развязки значение средней освещенности должно быть не менее 20 лк.
Средняя яркость или средняя освещенность дорожного покрытия улиц местного значения, примыкающих к магистральной дороге или улице, должны быть не менее 1/3 значений или , установленных для соответствующей дороги или улицы, но не ниже нормированного значения для улицы местного значения на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания.
7.5.1.8 Высота размещения светильников на улицах, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением следует принимать с учетом высоты подвешивания контактных проводов по СП 98.13330.2012.
Таблица 7.9 - Классификация городской улично-дорожной сети
Категория объекта
Класс объекта
Основное назначение объекта
Транспортная характеристика
Расчетная скорость, км/ч
Число полос движения в обоих направлениях
Пропускная способность, тыс. ед/ч
А. Магистральные дороги и улицы общегородского значенияЗа пределами центра города*
А1
Транспортные и функциональные оси крупных городов. Выходы на внешние федеральные автомагистралиВсе виды транспорта; движение скоростное, непрерывное; пересечения в разных уровнях; наличие центральной разделительной полосы
100
6-8
Свыше 10
А2
Основные транспортные каналы города, в том числе имеющие выходы на внешние автомагистрали и скоростные дорогиВсе виды транспорта; движение непрерывное или регулируемое; пересечение с магистралями в одном или разных уровнях
80-100
6-8
7-9
В центре города
A3
Транспортные и функциональные оси исторического центра города. Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1 и А2Все виды транспорта кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра; движение регулируемое; пересечение с магистралями в одном уровне; интенсивное пешеходное движение
90
6-8
4-7
А4
Основные транспортные каналы исторического центра города, обеспечивают внутренние связи центра. Имеют выход на магистральные улицы общегородского и районного значенияТо же
80
4-6
3-5
Б. Магистрали и улицы районного значенияЗа пределами центра города
Б1
Основные оси районов города. Обеспечивают связи в пределах жилых районов и производственных зон, а также между нимиВсе виды транспорта; движение регулируемое; пересечения в одном уровне
60-70
4-6
3-5
В центре города
Б2
Оси функционально-планировочных зон исторического центра города. Обеспечивают его внутренние связи. Имеют выход на магистральные улицы общегородского и районного значенияВсе виды транспорта кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра; движение регулируемое; пересечения в одном уровне
60
3-6
2-5
В. Улицы и дороги местного значенияЖилая застройка за пределами центра города
В1
Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, за исключением улиц с непрерывным движением транспортаЛегковой, специальный и обслуживающий район грузовой транспорт, в отдельных случаях допускается общественный пассажирский транспорт; движение регулируемое; пересечения в одном уровне
60
2-4
1,5-3
Жилая застройка в центре города
В2
Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и микрорайонов, выход на магистральные улицы центраЛегковой, специальный и обслуживающий район грузовой транспорт; движение регулируемое; пересечения в одном уровне
60
2-4
1,5-3
В городских промышленных, коммунальных и складских зонах
В3
Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зонВсе виды транспорта; движение регулируемое; пересечения в одном уровне
60
2-4
0,5-2
* Центр города - территория центральной части города, устанавливаемая городскими властями.
Таблица 7.10 - Нормируемые показатели освещения улиц и дорог городских поселений с регулярным транспортным движением с асфальтобетонным покрытием
Категория объекта
Класс объекта
Средняя яркость дорожного покрытия , , не менее
Общая равномерность яркости дорожного покрытия , не менее
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия , не менее
Пороговое приращение яркости TI, %, не более
Средняя освещенность дорожного покрытия , лк, не менее
Равномерность освещенности дорожного покрытия , не менее
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещенности, , , не более
А
A1
2,00
10
30,0
60
А2
1,60
10
20,0
50
0,40
0,70
0,35
A3
1,40
12
20,0
48
А4
1,20
12
20,0
45
Б
Б1
1,20
12
20,0
45
0,40
0,60
0,35
Б2
1,00
15
15,0
53
В
B1
0,80
0,40
0,50
15
15,0
50
В2
0,60
0,40
0,50
15
10,0
0,25
50
В3
0,40
0,35
0,40
20
6,0
50
7.5.1.9 На улицах, дорогах и в транспортных зонах площадей, для которых нормируют освещенность, ограничивают силу света светильников в установке под углами 80° и 90° от вертикали в направлении водителей предельными значениями , равными 30 и 10 кд соответственно на 1 клм светового потока светильника.
При освещении больших площадей и транспортных развязок светильники, установленные на опорах высотой 20 м и более, должны обеспечивать направление максимума силы света под углом не более 65° от вертикали. Сила света светильника под углами 80°, 85° и 90° от вертикали в направлении водителей не должна превышать предельных значений Iпред, равных 50, 30 и 10 кд соответственно на 1 клм его светового потока.
Высота расположения светильника над дорожным покрытием проезжей части верхнего уровня транспортного пересечения должна быть не менее 10 м.
7.5.1.10 Средняя освещенность и равномерность освещенности трамвайных путей, расположенных на проезжей части улиц, должны соответствовать указанным в таблице 7.10. Средняя освещенность на обособленном трамвайном пути должна быть не менее 6 лк, на посадочных площадках - 10 лк.
Допускается не освещать обособленные трамвайные пути на перегонах вне городской застройки.
7.5.1.11 Минимальная высота установки светильников в парапетах мостов и путепроводов не ограничивается при условии обеспечения защитного угла не менее 10° и исключения возможности доступа к лампам и пускорегулирующим аппаратам без применения специального инструмента.
7.5.1.12 При нормируемой средней яркости более 0,80 или средней освещенности более 15 лк для проезжей части городских улиц, дорог и площадей допускается в ночное время снижение этих норм отключением части светильников или понижением их мощности на 30% и 50% при уменьшении интенсивности движения до 1/3 и 1/5 максимального значения соответственно.
Не допускается в ночное время частичное отключение светильников при их установке по одному на опоре.
7.5.1.13 Для надежной ориентации водителей и пешеходов в темное время суток светильники в ряду следует располагать так, чтобы образуемая ими линия однозначно указывала направление дороги или улицы.
7.5.1.14 Средняя освещенность и равномерность освещенности на дорожном покрытии улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений должны соответствовать таблице 7.11.