Действующий
7.3.3, а освещенность от общего освещения должна составлять не менее 70% значений по таблице 4.2.
7.3.6 В помещениях общественных зданий следует применять систему общего освещения. Допускается применение системы комбинированного освещения в помещениях административных зданий, где выполняется зрительная работа разрядов А-В (например, кабинеты, рабочие комнаты, читальные залы библиотек и архивов и т.п.). При этом нормируемая освещенность на рабочей поверхности повышается согласно
На предприятиях бытового обслуживания в сопутствующих помещениях производственного характера, где выполняются зрительные работы разрядов I-IV (например, помещения ювелирных и граверных работ, ремонта часов, теле- и радиоаппаратуры, калькуляторов и т.д.), следует применять систему комбинированного освещения. Нормируемые освещенности и качественные показатели принимаются по таблице 4.1.
таблице 4.2, должен обеспечиваться у торцевой стены на центральной оси помещения на высоте 1,2 м от пола. Объединенный показатель дискомфорта не ограничивается для помещений, длина которых не превышает двойной высоты установки светильников над полом.
7.3.7 Объединенный показатель дискомфорта, регламентируемый для ограничения слепящего действия в осветительных установках по
В целях энергосбережения при проектировании рабочего освещения приведенных помещений допускается применение устройств кратковременного включения освещения (УКВО) с выдержкой времени, достаточного для прохода людей по этим помещениям в условиях вышеуказанной освещенности, или использование светильников с датчиками движения (присутствия) и освещенности.
Необходимость применения УКВО или светильников с датчиками движения в сетях рабочего освещения определяется заданием на проектирование.
7.4.1 Освещенность рабочих поверхностей мест производства работ, расположенных вне зданий, на этажерках вне зданий и под навесом, следует принимать по
Удельные мощности искусственного освещения мест производства работ вне зданий не должны превышать максимально допустимых значений, приведенных в таблице 7.5.
Разряд зрительной работы | Отношение минимального размера объекта различения к расстоянию от этого объекта до глаз работающего | Средняя освещенность в горизонтальной плоскости, лк | Равномерность освещенности , относительные единицы, не менее | Коэффициент блескости , относительные единицы | Максимально допустимая удельная мощность, , не более |
IX | Менее 0,002 | 300 | 0,5 | 40 | 18 |
X | От 0,002 до 0,01 | 200 | 0,5 | 45 | 12 |
XI | От 0,01 до 0,02 | 150 | 0,4 | 45 | 9 |
XII | От 0,02 до 0,05 | 100 | 0,4 | 50 | 6 |
XIII | От 0,05 до 0,1 | 50 | 0,4 | 50 | 3 |
XIV | Свыше 0,1 | 30 | 0,25 | 55 | 2 |
XV | Периодическое наблюдение за ходом производственного процесса | 20 | 0,25 | 55 | 1 |
XVI | Общее наблюдение за ходом производственного процесса | 10 | 0,25 | 55 | 0,8 |
XVII | Общее наблюдение за инженерными коммуникациями | 5 | 0,25 | 55 | 0,5 |
Примечания1 При опасности травматизма для зрительных работ разрядов XI-XIV освещенность следует принимать по смежному, более высокому разряду.2 Значения максимальных удельных мощностей искусственного освещения допускается повышать на 30% в технически обоснованных случаях (наличие крупногабаритного оборудования и пр.). |
7.4.2 Средняя освещенность в горизонтальной плоскости площадок предприятий на уровне земли или дорожных покрытий следует принимать по
Освещаемые объекты | Наибольшая интенсивность движения в обоих направлениях, | Средняя освещенность в горизонтальной плоскости, лк |
Проезды | Св. 50 до 150 | 20 |
От 10 до 50 | 10 | |
Менее 10 | 5 | |
Пожарные проезды, дороги для хозяйственных нужд | - | 5 |
Ступени и площадки лестниц и переходных мостиков | - | 10 |
Предзаводские участки, не относящиеся к территории города (площадки перед зданиями, подъезды и проходы к зданиям, стоянки транспорта) | - | 10 |
Железнодорожные пути: | ||
- стрелочные горловины | - | 10 |
- отдельные стрелочные переводы | - | 5 |
- железнодорожное полотно | - | 5 |
Переходы и переезды | - | 10 |
Примечание - Для автомобильных дорог, являющихся продолжением городских улиц и имеющих аналогичные покрытия проезжей части и интенсивность движения транспорта, необходимо соблюдать нормы средней яркости покрытий проезжей части, приведенные в таблице 7.10. |
Относительные удельные мощности искусственного освещения улично-дорожной сети не должны превышать максимально допустимых значений, приведенных в таблице 7.10.
Там, где улицы и дороги в промышленных зонах используются только в короткие промежутки времени (ночью), например при сменной работе, для снижения яркости или освещенности дорожного покрытия после снижения интенсивности движения, следует применять осветительные приборы с автоматическими регуляторами светового потока.
Допускается не ограничивать высоту подвеса осветительных приборов с защитным углом 15° и более (или с рассеивателями из молочного стекла без отражателей) на площадках для прохода людей или обслуживания технологического (или инженерного) оборудования, а также у входа в здание.
Светораспределение осветительных приборов | Наибольший световой поток ламп в осветительных приборах, установленных на одной опоре, лм | Наименьшая высота установки осветительных приборов, м | ||||
Полуширокое | Менее 6000 | 7,0 | ||||
От | 6000 | до | 10000 | 7,5 | ||
Св. | 10000 | " | 20000 | 8,0 | ||
" | 20000 | " | 30000 | 9,0 | ||
" | 30000 | " | 40000 | 10,0 | ||
" | 40000 | 11,5 | ||||
Широкое | Менее 6000 | 7,5 | ||||
От | 6000 | до | 10000 | 8,5 | ||
Св. | 10000 | " | 20000 | 9,5 | ||
" | 20000 | " | 30000 | 10,5 | ||
" | 30000 | " | 40000 | 11,5 | ||
" | 40000 | 13,0 |
7.4.6 Отношение осевой силы света , кд, одного прожектора или наклонно расположенного осветительного прибора с типом кривой силы света, аналогичной кривой силы света прожектора, к квадрату высоты установки этих приборов Н, м, в зависимости от нормируемой освещенности не должно превышать значений, указанных в
Нормируемая освещенность, лк | 0,5 | 1 | 2 | 3 | 5 | 10 | 20 | 30 | 50 |
100 | 150 | 250 | 300 | 400 | 700 | 1400 | 2100 | 3500 | |
Примечание - При совпадении направлений осевых сил света нескольких световых приборов допустимые значения каждого прибора определяются путем деления табличного значения на число этих световых приборов. |
7.5.1.2 Для проезжей части участков городских улиц и дорог со стандартной геометрией и асфальтобетонным покрытием нормируют: среднюю яркость дорожного покрытия , общую и продольную равномерности яркости дорожного покрытия, среднюю освещенность дорожного покрытия , равномерность освещенности , пороговое приращение яркости TI согласно
7.5.1.3 Для проезжей части участков городских улиц и дорог с нестандартной геометрией или с покрытием, отличным от асфальтобетонного (брусчатка, цементобетонное и др.), или расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части Российской Федерации либо севернее 66° северной широты европейской части Российской Федерации среднюю освещенность на дорожном покрытии и равномерность освещенности нормируют согласно
Слепящее действие, оказываемое осветительной установкой на водителей, регламентируют предельной силой света светильников в направлении водителей согласно 7.5.1.9.
таблице 7.10. Методика определения показателя относительной удельной мощности приведена в приложении М.
7.5.1.4 Энергетическую эффективность установки утилитарного наружного освещения оценивают показателем относительной удельной мощности согласно
На съездах и ответвлениях дорог и улиц, пересекающихся в разных уровнях, в границах транспортной развязки значение средней освещенности должно быть не менее 20 лк.
Средняя яркость или средняя освещенность дорожного покрытия улиц местного значения, примыкающих к магистральной дороге или улице, должны быть не менее 1/3 значений или , установленных для соответствующей дороги или улицы, но не ниже нормированного значения для улицы местного значения на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания.
Категория объекта | Класс объекта | Основное назначение объекта | Транспортная характеристика | Расчетная скорость, км/ч | Число полос движения в обоих направлениях | Пропускная способность, тыс. ед/ч | |
А. Магистральные дороги и улицы общегородского значения | За пределами центра города* | А1 | Транспортные и функциональные оси крупных городов. Выходы на внешние федеральные автомагистрали | Все виды транспорта; движение скоростное, непрерывное; пересечения в разных уровнях; наличие центральной разделительной полосы | 100 | 6-8 | Свыше 10 |
А2 | Основные транспортные каналы города, в том числе имеющие выходы на внешние автомагистрали и скоростные дороги | Все виды транспорта; движение непрерывное или регулируемое; пересечение с магистралями в одном или разных уровнях | 80-100 | 6-8 | 7-9 | ||
В центре города | A3 | Транспортные и функциональные оси исторического центра города. Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1 и А2 | Все виды транспорта кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра; движение регулируемое; пересечение с магистралями в одном уровне; интенсивное пешеходное движение | 90 | 6-8 | 4-7 | |
А4 | Основные транспортные каналы исторического центра города, обеспечивают внутренние связи центра. Имеют выход на магистральные улицы общегородского и районного значения | То же | 80 | 4-6 | 3-5 | ||
Б. Магистрали и улицы районного значения | За пределами центра города | Б1 | Основные оси районов города. Обеспечивают связи в пределах жилых районов и производственных зон, а также между ними | Все виды транспорта; движение регулируемое; пересечения в одном уровне | 60-70 | 4-6 | 3-5 |
В центре города | Б2 | Оси функционально-планировочных зон исторического центра города. Обеспечивают его внутренние связи. Имеют выход на магистральные улицы общегородского и районного значения | Все виды транспорта кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра; движение регулируемое; пересечения в одном уровне | 60 | 3-6 | 2-5 | |
В. Улицы и дороги местного значения | Жилая застройка за пределами центра города | В1 | Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, за исключением улиц с непрерывным движением транспорта | Легковой, специальный и обслуживающий район грузовой транспорт, в отдельных случаях допускается общественный пассажирский транспорт; движение регулируемое; пересечения в одном уровне | 60 | 2-4 | 1,5-3 |
Жилая застройка в центре города | В2 | Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и микрорайонов, выход на магистральные улицы центра | Легковой, специальный и обслуживающий район грузовой транспорт; движение регулируемое; пересечения в одном уровне | 60 | 2-4 | 1,5-3 | |
В городских промышленных, коммунальных и складских зонах | В3 | Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон | Все виды транспорта; движение регулируемое; пересечения в одном уровне | 60 | 2-4 | 0,5-2 | |
* Центр города - территория центральной части города, устанавливаемая городскими властями. |
Категория объекта | Класс объекта | Средняя яркость дорожного покрытия , , не менее | Общая равномерность яркости дорожного покрытия , не менее | Продольная равномерность яркости дорожного покрытия , не менее | Пороговое приращение яркости TI, %, не более | Средняя освещенность дорожного покрытия , лк, не менее | Равномерность освещенности дорожного покрытия , не менее | Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещенности, , , не более |
А | A1 | 2,00 | 10 | 30,0 | 60 | |||
А2 | 1,60 | 10 | 20,0 | 50 | ||||
0,40 | 0,70 | 0,35 | ||||||
A3 | 1,40 | 12 | 20,0 | 48 | ||||
А4 | 1,20 | 12 | 20,0 | 45 | ||||
Б | Б1 | 1,20 | 12 | 20,0 | 45 | |||
0,40 | 0,60 | 0,35 | ||||||
Б2 | 1,00 | 15 | 15,0 | 53 | ||||
В | B1 | 0,80 | 0,40 | 0,50 | 15 | 15,0 | 50 | |
В2 | 0,60 | 0,40 | 0,50 | 15 | 10,0 | 0,25 | 50 | |
В3 | 0,40 | 0,35 | 0,40 | 20 | 6,0 | 50 |
При освещении больших площадей и транспортных развязок светильники, установленные на опорах высотой 20 м и более, должны обеспечивать направление максимума силы света под углом не более 65° от вертикали. Сила света светильника под углами 80°, 85° и 90° от вертикали в направлении водителей не должна превышать предельных значений Iпред, равных 50, 30 и 10 кд соответственно на 1 клм его светового потока.