Действующий
7.3.3, а освещенность от общего освещения должна составлять не менее 70% значений по таблице 4.2.
7.3.6 В помещениях общественных зданий следует применять систему общего освещения. Допускается применение системы комбинированного освещения в помещениях административных зданий, где выполняется зрительная работа разрядов А-В (например, кабинеты, рабочие комнаты, читальные залы библиотек и архивов и т.п.). При этом нормируемая освещенность на рабочей поверхности повышается согласно
На предприятиях бытового обслуживания в сопутствующих помещениях производственного характера, где выполняются зрительные работы разрядов I-IV (например, помещения ювелирных и граверных работ, ремонта часов, теле- и радиоаппаратуры, калькуляторов и т.д.), следует применять систему комбинированного освещения. Нормируемые освещенности и качественные показатели принимаются по таблице 4.1.
таблице 4.2, должен обеспечиваться у торцевой стены на центральной оси помещения на высоте 1,2 м от пола. Объединенный показатель дискомфорта не ограничивается для помещений, длина которых не превышает двойной высоты установки светильников над полом.
7.3.7 Объединенный показатель дискомфорта, регламентируемый для ограничения слепящего действия в осветительных установках по
В целях энергосбережения при проектировании рабочего освещения приведенных помещений допускается применение устройств кратковременного включения освещения (УКВО) с выдержкой времени, достаточного для прохода людей по этим помещениям в условиях вышеуказанной освещенности, или использование светильников с датчиками движения (присутствия) и освещенности.
Необходимость применения УКВО или светильников с датчиками движения в сетях рабочего освещения определяется заданием на проектирование.
7.4.1 Освещенность рабочих поверхностей мест производства работ, расположенных вне зданий, на этажерках вне зданий и под навесом, следует принимать по
Удельные мощности искусственного освещения мест производства работ вне зданий не должны превышать максимально допустимых значений, приведенных в таблице 7.5.
Разряд зрительной работы | Отношение минимального размера объекта различения к расстоянию от этого объекта до глаз работающего | Средняя освещенность в горизонтальной плоскости, лк | Равномерность освещенности , относительные единицы, не менее | Коэффициент блескости , относительные единицы | Максимально допустимая удельная мощность, , не более |
IX | Менее 0,002 | 300 | 0,5 | 40 | 18 |
X | От 0,002 до 0,01 | 200 | 0,5 | 45 | 12 |
XI | От 0,01 до 0,02 | 150 | 0,4 | 45 | 9 |
XII | От 0,02 до 0,05 | 100 | 0,4 | 50 | 6 |
XIII | От 0,05 до 0,1 | 50 | 0,4 | 50 | 3 |
XIV | Свыше 0,1 | 30 | 0,25 | 55 | 2 |
XV | Периодическое наблюдение за ходом производственного процесса | 20 | 0,25 | 55 | 1 |
XVI | Общее наблюдение за ходом производственного процесса | 10 | 0,25 | 55 | 0,8 |
XVII | Общее наблюдение за инженерными коммуникациями | 5 | 0,25 | 55 | 0,5 |
Примечания1 При опасности травматизма для зрительных работ разрядов XI-XIV освещенность следует принимать по смежному, более высокому разряду.2 Значения максимальных удельных мощностей искусственного освещения допускается повышать на 30% в технически обоснованных случаях (наличие крупногабаритного оборудования и пр.). |
7.4.2 Средняя освещенность в горизонтальной плоскости площадок предприятий на уровне земли или дорожных покрытий следует принимать по
Освещаемые объекты | Наибольшая интенсивность движения в обоих направлениях, | Средняя освещенность в горизонтальной плоскости, лк |
Проезды | Св. 50 до 150 | 20 |
От 10 до 50 | 10 | |
Менее 10 | 5 | |
Пожарные проезды, дороги для хозяйственных нужд | - | 5 |
Ступени и площадки лестниц и переходных мостиков | - | 10 |
Предзаводские участки, не относящиеся к территории города (площадки перед зданиями, подъезды и проходы к зданиям, стоянки транспорта) | - | 10 |
Железнодорожные пути: | ||
- стрелочные горловины | - | 10 |
- отдельные стрелочные переводы | - | 5 |
- железнодорожное полотно | - | 5 |
Переходы и переезды | - | 10 |
Примечание - Для автомобильных дорог, являющихся продолжением городских улиц и имеющих аналогичные покрытия проезжей части и интенсивность движения транспорта, необходимо соблюдать нормы средней яркости покрытий проезжей части, приведенные в таблице 7.10. |
Относительные удельные мощности искусственного освещения улично-дорожной сети не должны превышать максимально допустимых значений, приведенных в таблице 7.10.
Там, где улицы и дороги в промышленных зонах используются только в короткие промежутки времени (ночью), например при сменной работе, для снижения яркости или освещенности дорожного покрытия после снижения интенсивности движения, следует применять осветительные приборы с автоматическими регуляторами светового потока.
Допускается не ограничивать высоту подвеса осветительных приборов с защитным углом 15° и более (или с рассеивателями из молочного стекла без отражателей) на площадках для прохода людей или обслуживания технологического (или инженерного) оборудования, а также у входа в здание.
Светораспределение осветительных приборов | Наибольший световой поток ламп в осветительных приборах, установленных на одной опоре, лм | Наименьшая высота установки осветительных приборов, м | ||||
Полуширокое | Менее 6000 | 7,0 | ||||
От | 6000 | до | 10000 | 7,5 | ||
Св. | 10000 | " | 20000 | 8,0 | ||
" | 20000 | " | 30000 | 9,0 | ||
" | 30000 | " | 40000 | 10,0 | ||
" | 40000 | 11,5 | ||||
Широкое | Менее 6000 | 7,5 | ||||
От | 6000 | до | 10000 | 8,5 | ||
Св. | 10000 | " | 20000 | 9,5 | ||
" | 20000 | " | 30000 | 10,5 | ||
" | 30000 | " | 40000 | 11,5 | ||
" | 40000 | 13,0 |
7.4.6 Отношение осевой силы света , кд, одного прожектора или наклонно расположенного осветительного прибора с типом кривой силы света, аналогичной кривой силы света прожектора, к квадрату высоты установки этих приборов Н, м, в зависимости от нормируемой освещенности не должно превышать значений, указанных в
Нормируемая освещенность, лк | 0,5 | 1 | 2 | 3 | 5 | 10 | 20 | 30 | 50 |
100 | 150 | 250 | 300 | 400 | 700 | 1400 | 2100 | 3500 | |
Примечание - При совпадении направлений осевых сил света нескольких световых приборов допустимые значения каждого прибора определяются путем деления табличного значения на число этих световых приборов. |
7.5.1.2 Для проезжей части участков городских улиц и дорог со стандартной геометрией и асфальтобетонным покрытием нормируют: среднюю яркость дорожного покрытия , общую и продольную равномерности яркости дорожного покрытия, среднюю освещенность дорожного покрытия , равномерность освещенности , пороговое приращение яркости TI согласно
7.5.1.3 Для проезжей части участков городских улиц и дорог с нестандартной геометрией или с покрытием, отличным от асфальтобетонного (брусчатка, цементобетонное и др.), или расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части Российской Федерации либо севернее 66° северной широты европейской части Российской Федерации среднюю освещенность на дорожном покрытии и равномерность освещенности нормируют согласно
Слепящее действие, оказываемое осветительной установкой на водителей, регламентируют предельной силой света светильников в направлении водителей согласно 7.5.1.9.
таблице 7.10. Методика определения показателя относительной удельной мощности приведена в приложении М.
7.5.1.4 Энергетическую эффективность установки утилитарного наружного освещения оценивают показателем относительной удельной мощности согласно
На съездах и ответвлениях дорог и улиц, пересекающихся в разных уровнях, в границах транспортной развязки значение средней освещенности должно быть не менее 20 лк.
Средняя яркость или средняя освещенность дорожного покрытия улиц местного значения, примыкающих к магистральной дороге или улице, должны быть не менее 1/3 значений или , установленных для соответствующей дороги или улицы, но не ниже нормированного значения для улицы местного значения на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания.
Категория объекта | Класс объекта | Основное назначение объекта | Транспортная характеристика | Расчетная скорость, км/ч | Число полос движения в обоих направлениях | Пропускная способность, тыс. ед/ч | |
А. Магистральные дороги и улицы общегородского значения | За пределами центра города* | А1 | Транспортные и функциональные оси крупных городов. Выходы на внешние федеральные автомагистрали | Все виды транспорта; движение скоростное, непрерывное; пересечения в разных уровнях; наличие центральной разделительной полосы | 100 | 6-8 | Свыше 10 |
А2 | Основные транспортные каналы города, в том числе имеющие выходы на внешние автомагистрали и скоростные дороги | Все виды транспорта; движение непрерывное или регулируемое; пересечение с магистралями в одном или разных уровнях | 80-100 | 6-8 | 7-9 | ||
В центре города | A3 | Транспортные и функциональные оси исторического центра города. Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1 и А2 | Все виды транспорта кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра; движение регулируемое; пересечение с магистралями в одном уровне; интенсивное пешеходное движение | 90 | 6-8 | 4-7 | |
А4 | Основные транспортные каналы исторического центра города, обеспечивают внутренние связи центра. Имеют выход на магистральные улицы общегородского и районного значения | То же | 80 | 4-6 | 3-5 | ||
Б. Магистрали и улицы районного значения | За пределами центра города | Б1 | Основные оси районов города. Обеспечивают связи в пределах жилых районов и производственных зон, а также между ними | Все виды транспорта; движение регулируемое; пересечения в одном уровне | 60-70 | 4-6 | 3-5 |
В центре города | Б2 | Оси функционально-планировочных зон исторического центра города. Обеспечивают его внутренние связи. Имеют выход на магистральные улицы общегородского и районного значения | Все виды транспорта кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра; движение регулируемое; пересечения в одном уровне | 60 | 3-6 | 2-5 | |
В. Улицы и дороги местного значения | Жилая застройка за пределами центра города | В1 | Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, за исключением улиц с непрерывным движением транспорта | Легковой, специальный и обслуживающий район грузовой транспорт, в отдельных случаях допускается общественный пассажирский транспорт; движение регулируемое; пересечения в одном уровне | 60 | 2-4 | 1,5-3 |
Жилая застройка в центре города | В2 | Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и микрорайонов, выход на магистральные улицы центра | Легковой, специальный и обслуживающий район грузовой транспорт; движение регулируемое; пересечения в одном уровне | 60 | 2-4 | 1,5-3 | |
В городских промышленных, коммунальных и складских зонах | В3 | Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон | Все виды транспорта; движение регулируемое; пересечения в одном уровне | 60 | 2-4 | 0,5-2 | |
* Центр города - территория центральной части города, устанавливаемая городскими властями. |
Категория объекта | Класс объекта | Средняя яркость дорожного покрытия , , не менее | Общая равномерность яркости дорожного покрытия , не менее | Продольная равномерность яркости дорожного покрытия , не менее | Пороговое приращение яркости TI, %, не более | Средняя освещенность дорожного покрытия , лк, не менее | Равномерность освещенности дорожного покрытия , не менее | Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещенности, , , не более |
А | A1 | 2,00 | 10 | 30,0 | 60 | |||
А2 | 1,60 | 10 | 20,0 | 50 | ||||
0,40 | 0,70 | 0,35 | ||||||
A3 | 1,40 | 12 | 20,0 | 48 | ||||
А4 | 1,20 | 12 | 20,0 | 45 | ||||
Б | Б1 | 1,20 | 12 | 20,0 | 45 | |||
0,40 | 0,60 | 0,35 | ||||||
Б2 | 1,00 | 15 | 15,0 | 53 | ||||
В | B1 | 0,80 | 0,40 | 0,50 | 15 | 15,0 | 50 | |
В2 | 0,60 | 0,40 | 0,50 | 15 | 10,0 | 0,25 | 50 | |
В3 | 0,40 | 0,35 | 0,40 | 20 | 6,0 | 50 |
При освещении больших площадей и транспортных развязок светильники, установленные на опорах высотой 20 м и более, должны обеспечивать направление максимума силы света под углом не более 65° от вертикали. Сила света светильника под углами 80°, 85° и 90° от вертикали в направлении водителей не должна превышать предельных значений Iпред, равных 50, 30 и 10 кд соответственно на 1 клм его светового потока.
Высота расположения светильника над дорожным покрытием проезжей части верхнего уровня транспортного пересечения должна быть не менее 10 м.
таблице 7.10. Средняя освещенность на обособленном трамвайном пути должна быть не менее 6 лк, на посадочных площадках - 10 лк.
7.5.1.10 Средняя освещенность и равномерность освещенности трамвайных путей, расположенных на проезжей части улиц, должны соответствовать указанным в