Действующий
Средняя яркость
или средняя освещенность
дорожного покрытия улиц местного значения, примыкающих к магистральной дороге или улице, должны быть не менее 1/3 значений
или
, установленных для соответствующей дороги или улицы, но не ниже нормированного значения для улицы местного значения на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания.




Категория объекта | Класс объекта | Основное назначение объекта | Транспортная характеристика | Расчетная скорость, км/ч | Число полос движения в обоих направлениях | Пропускная способность, тыс. ед/ч | |
А. Магистральные дороги и улицы общегородского значения | За пределами центра города* | А1 | Транспортные и функциональные оси крупных городов. Выходы на внешние федеральные автомагистрали | Все виды транспорта; движение скоростное, непрерывное; пересечения в разных уровнях; наличие центральной разделительной полосы | 100 | 6-8 | Свыше 10 |
А2 | Основные транспортные каналы города, в том числе имеющие выходы на внешние автомагистрали и скоростные дороги | Все виды транспорта; движение непрерывное или регулируемое; пересечение с магистралями в одном или разных уровнях | 80-100 | 6-8 | 7-9 | ||
В центре города | A3 | Транспортные и функциональные оси исторического центра города. Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1 и А2 | Все виды транспорта кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра; движение регулируемое; пересечение с магистралями в одном уровне; интенсивное пешеходное движение | 90 | 6-8 | 4-7 | |
А4 | Основные транспортные каналы исторического центра города, обеспечивают внутренние связи центра. Имеют выход на магистральные улицы общегородского и районного значения | То же | 80 | 4-6 | 3-5 | ||
Б. Магистрали и улицы районного значения | За пределами центра города | Б1 | Основные оси районов города. Обеспечивают связи в пределах жилых районов и производственных зон, а также между ними | Все виды транспорта; движение регулируемое; пересечения в одном уровне | 60-70 | 4-6 | 3-5 |
В центре города | Б2 | Оси функционально-планировочных зон исторического центра города. Обеспечивают его внутренние связи. Имеют выход на магистральные улицы общегородского и районного значения | Все виды транспорта кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра; движение регулируемое; пересечения в одном уровне | 60 | 3-6 | 2-5 | |
В. Улицы и дороги местного значения | Жилая застройка за пределами центра города | В1 | Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, за исключением улиц с непрерывным движением транспорта | Легковой, специальный и обслуживающий район грузовой транспорт, в отдельных случаях допускается общественный пассажирский транспорт; движение регулируемое; пересечения в одном уровне | 60 | 2-4 | 1,5-3 |
Жилая застройка в центре города | В2 | Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и микрорайонов, выход на магистральные улицы центра | Легковой, специальный и обслуживающий район грузовой транспорт; движение регулируемое; пересечения в одном уровне | 60 | 2-4 | 1,5-3 | |
В городских промышленных, коммунальных и складских зонах | В3 | Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон | Все виды транспорта; движение регулируемое; пересечения в одном уровне | 60 | 2-4 | 0,5-2 | |
* Центр города - территория центральной части города, устанавливаемая городскими властями. |
Категория объекта | Класс объекта | Средняя яркость дорожного покрытия ![]() ![]() | Общая равномерность яркости дорожного покрытия ![]() | Продольная равномерность яркости дорожного покрытия ![]() | Пороговое приращение яркости TI, %, не более | Средняя освещенность дорожного покрытия ![]() | Равномерность освещенности дорожного покрытия ![]() | Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещенности, ![]() ![]() |
А | A1 | 2,00 | 10 | 30,0 | 60 | |||
А2 | 1,60 | 10 | 20,0 | 50 | ||||
0,40 | 0,70 | 0,35 | ||||||
A3 | 1,40 | 12 | 20,0 | 48 | ||||
А4 | 1,20 | 12 | 20,0 | 45 | ||||
Б | Б1 | 1,20 | 12 | 20,0 | 45 | |||
0,40 | 0,60 | 0,35 | ||||||
Б2 | 1,00 | 15 | 15,0 | 53 | ||||
В | B1 | 0,80 | 0,40 | 0,50 | 15 | 15,0 | 50 | |
В2 | 0,60 | 0,40 | 0,50 | 15 | 10,0 | 0,25 | 50 | |
В3 | 0,40 | 0,35 | 0,40 | 20 | 6,0 | 50 |

При освещении больших площадей и транспортных развязок светильники, установленные на опорах высотой 20 м и более, должны обеспечивать направление максимума силы света под углом не более 65° от вертикали. Сила света светильника под углами 80°, 85° и 90° от вертикали в направлении водителей не должна превышать предельных значений Iпред, равных 50, 30 и 10 кд соответственно на 1 клм его светового потока.
Высота расположения светильника над дорожным покрытием проезжей части верхнего уровня транспортного пересечения должна быть не менее 10 м.






Не допускается в ночное время частичное отключение светильников при их установке по одному на опоре.


Освещаемые объекты | ![]() | ![]() |
Главные улицы, площади общественных и торговых центров | 10,0 | 0,25 |
Улицы в жилой застройке: | ||
- основные | 6,0 | |
- второстепенные (переулки) | 4,0 | |
Поселковые дороги, проезды на территории садовых товариществ и дачных кооперативов | 2,0 | 0,10 |

Освещаемые объекты | ![]() |
Подъездные пути к объектам сервиса для улиц и дорог: | |
- категорий А и Б | 15,0 |
- категории В | 10,0 |
Места заправки и слива нефтепродуктов | 20,0 |
Проезжая часть остальной территории автозаправочных станций | 10,0 |
Открытые стоянки автомобилей на улицах всех категорий, а также платные вне улиц, открытые стоянки автомобилей в микрорайонах, проезды между рядами гаражей боксового типа | 6,0 |
Примечание - Например, для дороги, освещаемой светильниками с натриевыми лампами высокого давления, на переходе целесообразно использовать светильники с металлогалогенными лампами или светодиодные светильники.

Светораспределение светильников и их расположение относительно наземного пешеходного перехода должны обеспечивать видимость пешехода на фоне дорожного покрытия проезжей части и не оказывать слепящего действия на водителей. Светильники следует размещать перед переходом по отношению к направлению транспортного движения. На улицах и дорогах с двусторонним движением светильники устанавливают перед переходом относительно обоих направлений движения.
Для снижения слепимости водителей следует использовать светильники с асимметричным светораспределением (кососветы), ориентируя максимум силы света в сторону перехода.

Освещаемые объекты | ![]() |
Подземные пешеходные переходы и тоннели: | |
- проходы | 75 |
- лестницы и пандусы | 40 |
Открытые пешеходные мостики | 10 |
Надземные пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком или застекленными стеновыми проемами: | |
- проходы | 75 |
- лестничные сходы, съезды и смотровые площадки | 50 |

В подземных и надземных пешеходных переходах используют светильники с защитным углом не менее 15° или с диффузными или призматическими рассеивателями.
7.5.3.2 В зависимости от характера движения (одностороннее или двустороннее в одной трубе) и интенсивности транспортного потока тоннели подразделяются на три класса по освещению в соответствии с
Интенсивность движения на одну полосу, ед./ч | Движение | |||||
Одностороннее | Двустороннее | |||||
До 500 включ. | От 500 до 1500 включ. | Св. 1500 | До 100 включ. | От 100 до 400 включ. | Св. 400 | |
Класс тоннеля | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
Примечание - При наличии факторов, ухудшающих условия безопасности или комфортности движения в тоннеле (например, боковых въездов и выездов), класс тоннеля может быть повышен на одну ступень, за исключением класса 3. |
7.5.3.4 Для дневного режима в транспортной зоне следует выделять четыре яркостные зоны тоннеля: пороговую, переходную, внутреннюю и выездную. Кроме того, перед въездным порталом выделяется подъездная зона. Расположение зон тоннеля приведено в
7.5.3.5 Длину пороговой зоны следует принимать равной РБТ, значения которого в зависимости от расчетной скорости движения транспортного потока должны соответствовать указанным в
Расчетная скорость движения, км/ч | 40* | 60 | 80 | 100 | 120 |
РБТ, м | 25 | 55 | 100 | 155 | 220 |
![]() ![]() | * Используется на боковых въездах в тоннель.Примечания1 При уклоне продольного профиля дорожного полотна в подъездной зоне


Отношение средней яркости дорожного покрытия
в первой половине пороговой зоны тоннеля к яркости адаптации
, определяемой в соответствии с приложением Ж, должно быть не менее значений, указанных в таблице 7.16.



Класс тоннеля | ![]() | |||||
До 60 включ. | 80 | 100 | 120 | 140 | Св. 160 | |
1 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,4 | 3,7 | 4,0 |
2 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 4,4 | 4,7 | 5,0 |
3 | 4,0 | 4,5 | 5,0 | 5,6 | 6,3 | 7,0 |
Примечания1 Для боковых въездов в тоннель при РБТ менее 55 м применяют норму ![]() ![]() |
В тоннелях, имеющих при въезде участки с открытыми проемами в стенах или солнцезащитные экраны перед въездным порталом, пороговая зона отсчитывается от начала этих участков. В этом случае распределение яркости в пороговой зоне определяется с учетом действия дневного света и должно иметь характер такой же, как и при искусственном освещении.