(Действующий) Свод правил СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение"...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Расчетная скорость движения, км/ч
40*
60
80
100
120
РБТ, м
25
55
100
155
220
* Используется на боковых въездах в тоннель.Примечания1 При уклоне продольного профиля дорожного полотна в подъездной зоне и более приведенные значения РБТ следует увеличить на 3% при спуске или уменьшить на 2,5% при подъеме на каждые уклона к въездному порталу.2 Для промежуточных значений расчетной скорости значения РБТ определяют линейным интерполированием с округлением до целого числа.
7.5.3.6 Продольное распределение яркости дорожного покрытия в первой половине пороговой зоны тоннеля должно быть постоянным, а во второй половине - линейно спадать, достигая к концу этой зоны 40% значения средней яркости в первой половине пороговой зоны.
Отношение средней яркости дорожного покрытия в первой половине пороговой зоны тоннеля к яркости адаптации , определяемой в соответствии с приложением Ж, должно быть не менее значений, указанных в таблице 7.16.
Таблица 7.16 - Нормируемые значения отношения средней яркости дорожного покрытия в первой половине пороговой зоны тоннеля к яркости адаптации
Класс тоннеля
, %, при PБT, м
До 60 включ.
80
100
120
140
Св. 160
1
2,0
2,5
3,0
3,4
3,7
4,0
2
3,0
3,5
4,0
4,4
4,7
5,0
3
4,0
4,5
5,0
5,6
6,3
7,0
Примечания1 Для боковых въездов в тоннель при РБТ менее 55 м применяют норму .2 Для промежуточных значений РБТ значения определяют линейным интерполированием с округлением до одного знака после запятой.
В тоннелях, имеющих при въезде участки с открытыми проемами в стенах или солнцезащитные экраны перед въездным порталом, пороговая зона отсчитывается от начала этих участков. В этом случае распределение яркости в пороговой зоне определяется с учетом действия дневного света и должно иметь характер такой же, как и при искусственном освещении.
7.5.3.7 Яркость дорожного покрытия в первой половине пороговой зоны коротких тоннелей относительно нормируемой яркости длинных тоннелей определяется согласно таблице 7.17
Таблица 7.17 - Освещение коротких тоннелей в дневном режиме
Длина тоннеля, м
Радиус кривой въездного пути участка в плане, м
Относительный уровень освещения в сравнении с нормируемым по таблице 7.14, %
До 25 включ.ЛюбойОсвещение не требуется
От 25 до 75 включ.Св. 350
До 350 вкпюч.
50
От 75 до 125Св. 350
До 350 включ.
100
Св. 125Любой
7.5.3.8 В переходной зоне тоннеля продольное распределение яркости дорожного покрытия при удалении от пороговой зоны должно носить плавно спадающий характер. Отношение яркости в каждой точке переходной зоны к средней яркости в первой половине пороговой зоны должно быть не менее соответствующих значений стандартной кривой спада относительной яркости в переходной зоне , приведенной в приложении Ж.
Допускается ступенчатый спад относительной яркости , при котором каждая ступень отношения должна быть не ниже стандартной кривой спада относительной яркости переходной зоны, а перепад яркости при переходе от одной ступени к следующей не должен превышать отношения 3:1. Пример ступенчатого спада яркости показан на рисунке Ж.3 приложения Ж.
Конец переходной зоны определяют в месте, где значение яркости переходной зоны тоннеля спадает до троекратного значения средней яркости внутренней зоны тоннеля .
Для дополнительного комфорта водителя в случае ступенчатого спада яркости рекомендуется увеличивать длину переходной зоны на расстояние, проезжаемое транспортным средством с проектной скоростью за время 1-2 с.
7.5.3.9 В тоннелях с двусторонним движением в одной трубе пороговую и переходную зоны следует устраивать со стороны каждого портала.
7.5.3.10 Следует предусматривать автоматическое регулирование дневного режима освещения пороговой и переходной зон тоннеля в зависимости от яркости адаптации в подъездной зоне в данный момент времени, обеспечивая при этом нормируемое значение отношения в соответствии с таблицей 7.17.
7.5.3.11 Во внутренней зоне тоннеля нормируемые значения средней яркости дорожного покрытия должны соответствовать данным таблицы 7.18.
Таблица 7.18 - Нормируемые значения средней яркости дорожного покрытия внутренней зоны
Класс тоннеля
, , не менее, при РБТ, м
До 60 включ.
80
100
120
140
Св. 160
1
1,0
1,2
1,4
1,6
1,8
2,0
2
1,5
1,7
2,0
2,5
3,2
4,0
3
2,0
3,0
4,0
4,8
5,4
6,0
Примечание - Для промежуточных значений РБТ значения определяют линейным интерполированием с округлением до одного знака после запятой.
7.5.3.12 Для тоннелей класса 3 следует начиная с РБТ перед выездным порталом устраивать выездную зону, в которой яркость дорожного покрытия выездной зоны тоннеля растет линейно, достигая за 20 м до выездного портала пятикратного значения средней яркости внутренней зоны тоннеля . Для тоннелей классов 1 и 2 выездную зону допускается не устраивать.
7.5.3.13 Ночной режим освещения следует предусматривать независимо от длины тоннеля. При этом средняя яркость дорожного покрытия по всей длине тоннеля должна быть постоянна и не менее средней яркости участков улицы или дороги, примыкающих к въездному и выездному порталам. Средняя яркость дорожного покрытия тоннелей должна быть не менее:
- 0,80 - для тоннелей класса 1;
- 1,00 - для тоннелей класса 2;
- 2,00 - для тоннелей класса 3.
Допускается на участке перед въездным порталом длиной, равной РБТ, повышать среднюю яркость дорожного покрытия не более чем на 30% по сравнению с соответствующей средней яркостью покрытия улицы или дороги, ведущей к тоннелю, не превышая при этом среднюю яркость дорожного покрытия в тоннеле.
При наличии примыкающего к въездному порталу участка, перекрытого солнцезащитным экраном, ночной режим освещения этого участка должен быть аналогичен режиму, принятому для всего тоннеля.
7.5.3.14 Переключение освещения с ночного режима на дневной и обратно следует проводить при повышении или спаде естественной горизонтальной освещенности соответственно вблизи въездного портала до 100 лк.
7.5.3.15 Во всех яркостных зонах отношение средней яркости нижней части стен тоннеля до уровня 2 м над покрытием дороги к средней яркости дорожного покрытия ближайшей к стене полосы движения должно быть не менее 0,25 для тоннелей класса 1 и не менее 0,60 для классов 2 и 3.
7.5.3.16 На участках с постоянной яркостью дорожного покрытия (первая половина пороговой зоны и целиком внутренняя в дневном режиме, а также весь тоннель в ночном режиме) должны быть обеспечены значения показателей общей и продольной равномерности яркости дорожного покрытия в соответствии с таблицей 7.19.
Таблица 7.19 - Нормируемые значения показателей равномерности яркости дорожного покрытия
Класс тоннеля
, не менее
, не менее*
1
0,35
0,40
2
0,40
0,50
3
0,40
0,60
* Нормируемое значение должно быть обеспечено для каждой полосы движения.
Для тех же участков отношение минимальной яркости к средней на нижней части стены (до 2 м над дорожным покрытием) должно быть не менее 0,35.
7.5.3.17 Пороговое приращение яркости TI за счет слепящего действия светильников для пороговой и внутренней зон тоннеля в дневном режиме и всего тоннеля в ночном режиме не должно превышать 15%.
7.5.3.18 Для предотвращения фликер-эффекта во внутренней зоне в дневном режиме и по всей длине тоннеля в ночном режиме при продолжительности проезда по таким участкам более 20 с с проектной скоростью шаг светильников в ряду должен лежать вне диапазонов значений, приведенных в таблице 7.20.
Таблица 7.20 - Интервалы шага светильников, при которых возникает фликер-эффект в тоннеле
Проектная скорость движения, км/ч
60
80
100
120
Диапазон шага светильников, м
1,3-6,7
1,7-8,9
2,1-11
2,6-13
7.5.3.19 При использовании светильников с натриевыми лампами расстояние между светильниками и желтыми сигнальными огнями (светофорами) должно быть не менее 1 м по горизонтали в плоскости, перпендикулярной направлению движения.
7.5.3.20 Для рабочего освещения транспортной зоны следует применять специальные тоннельные светильники со светораспределением, соответствующим выбранной системе освещения тоннеля.
Для пороговой и переходной зон целесообразно использовать систему встречного освещения, для внутренней и выездной зон, а также во всем тоннеле в ночном режиме - систему симметричного освещения.
7.5.3.21 Светильники наиболее целесообразно располагать на потолке над проезжей частью в один или несколько рядов в зависимости от ее ширины и нормируемой средней яркости дорожного покрытия и стен. Габариты светильников по высоте не должны выходить за установленные для данного тоннеля пределы. Для тоннелей с числом полос движения не более двух допускается боковое размещение светильников (в верхней части стен или в углах между стеной и потолком). При размещении на стенах высота установки светильников должна быть не менее 4 м относительно покрытия дороги.
7.5.3.22 Аварийное освещение тоннелей следует проектировать в соответствии с 7.7.1-7.7.7.
7.5.3.23 При проектировании рабочего и аварийного освещения притоннельных сооружений, служебно-технических и вспомогательных помещений тоннеля (диспетчерские, вентиляционные камеры и др.) следует руководствоваться общими требованиями к освещению производственных помещений.

7.5.4 Освещение пешеходных пространств

7.5.4.1 Освещение пешеходных пространств следует проектировать исходя из нормы средней горизонтальной освещенности и равномерности ее распределения на дорожном покрытии. Основные объекты пешеходных пространств классифицируются и нормируются в соответствии c таблицей 7.21.
Таблица 7.21 - Классификация и нормируемые показатели для пешеходных пространств
Класс объекта по освещению
Освещаемые объекты
Нормируемые показатели
, лк, не менее
, не менее
П1
Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов
20,0
0,30
П2
Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, посадочные площадки общественного транспорта, детские площадки и места отдыха во дворах
10,0
0,30
П3
Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов
6,0
0,20
П4
Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений
4,0
0,20
П5
Второстепенные проезды, дворы и хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов
2,0
0,10
П6
Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов
1,0
0,10
7.5.4.2 Для пешеходных улиц исторической части города среднее значение полуцилиндрической освещенности должно быть не менее 6,0 лк, а минимальное - 2,0 лк.
7.5.4.3 Средняя освещенность на покрытии тротуара, примыкающего к проезжей части улицы, дороги или площади, должна быть не менее половины средней освещенности на покрытии ближайшей к тротуару полосы движения.
Равномерность освещенности на покрытии тротуара должна быть не менее 0,30.
7.5.4.4 Слепящее действие светильников для освещения пешеходных улиц, парковых зон, скверов, бульваров и т.д. определяет отношение , где - сила света светильника под углом 85° от вертикали, максимальная по всем азимутальным углам; кд; A - площадь проекции светящей поверхности светильника на плоскость, перпендикулярную направлению силы света , .
Значение , кд/м, должно быть не более: