(Действующий) Закон Ленинградской области от 20 декабря 2002 г. N 57-оз "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Раздел 5. Содействие субъектам малого предпринимательства в продвижении на товарные рынки.
Раздел 6. Развитие организаций поддержки малого предпринимательства.
Подпрограммы, включаемые в Программу:
Подпрограмма повышения профессионального мастерства отраслей потребительского рынка.
Подпрограмма развития промыслов и ремесел.
Подпрограмма развития системы взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства.
Право получения финансовой помощи в рамках реализации мероприятий Программы, связанных с ресурсной поддержкой или участием субъектов малого предпринимательства в конкурсах и выставках, будет предоставляться субъектам малого бизнеса, обеспечивающим выплату заработной платы своим работникам не ниже величины прожиточного минимума, установленной в Ленинградской области.

3. Основные направления поддержки малого предпринимательства
в Ленинградской области на 2003-2005 годы

Раздел 1. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства

Раздел направлен на создание законодательной (правовой) основы для реализации плана мероприятий Программы и восполняет пробелы правового поля в сфере развития малого предпринимательства.
В 2003 году предусмотрено разработать и принять пакет нормативных документов для обеспечения возможности функционирования открытого акционерного общества "Агентство кредитного обеспечения".

Раздел 2. Организационно-методическая поддержка малого
предпринимательства

Совершенствование знаний в сфере поддержки малого предпринимательства актуально не только для субъектов малого бизнеса, но и для профессиональных кадров, обеспечивающих поддержку малого предпринимательства. Программой предусматривается проведение обучающих семинаров, совещаний по основам предпринимательской деятельности, изучению нормативно-правовой документации, проблемным аспектам ведения бизнеса в различных отраслях экономики, оказание консультационно-методической помощи.
Проводимые мероприятия создают предпосылки для устойчивого функционирования малых предприятий, способствуют более успешному формированию и реализации основных направлений развития малого бизнеса на территориях муниципальных образований. Всего из областного бюджета на мероприятия раздела в 2003 году предусмотрено выделение 466 тысяч рублей.

Раздел 3. Информационная поддержка малого предпринимательства

Вопросы информационной поддержки являются одной из основных проблем, с которой приходится сталкиваться субъектам малого предпринимательства и органам государственной власти.
Отсутствие у органов власти и управления достоверной информации о численности работающих в малом бизнесе, полученной в этой сфере экономики прибыли, уплаченных налогах, объеме выпуска продукции и многих других факторах затрудняет определение форм и методов государственной поддержки малого предпринимательства.
В свою очередь, малые предприятия испытывают информационный "голод" в широком круге вопросов (новые технологии, оборудование, потенциальные инвесторы, юридические аспекты ведения бизнеса и так далее). Учитывая эти факторы, в Программе вопросы информационной поддержки выделены в самостоятельный более расширенный раздел. Мероприятия раздела направлены в первую очередь на формирование положительного образа предпринимателя, пропаганду малого предпринимательства как одного из важнейших факторов развития экономики. С этой целью предусматривается создание специальных радио- и телевизионных программ, выпуск тематических страниц в печатных средствах массовой информации, издание каталогов, буклетов, плакатов, сопровождение и актуализация информации интернет-сайтов. Предприятия средств массовой информации по своему статусу являются субъектами малого бизнеса, поэтому Программой предусматривается оказание содействия в развитии средств массовой информации Ленинградской области, являющихся субъектами малого предпринимательства.
В целях оказания юридической поддержки действующим субъектам малого предпринимательства, бесплатного консультирования предпринимателей по общим вопросам в Программе предусмотрено финансирование деятельности Ленинградского областного государственного учреждения "Юридическое бюро". Всего из областного бюджета на мероприятия раздела в 2003 году предусмотрено выделение 2904 тысяч рублей.

Раздел 4. Ресурсная поддержка малого предпринимательства

Раздел направлен на расширение возможностей малых предприятий по доступу к материальным и финансовым ресурсам.
Данные анкетных опросов предпринимателей свидетельствуют о том, что недостаток финансовых средств у предприятия является одной из основных проблем малого бизнеса.
В Ленинградской области система финансово-кредитного обеспечения малых предприятий развита недостаточно. В настоящее время банки, располагающие достаточными финансовыми ресурсами, неохотно кредитуют малые предприятия производственной сферы. Причинами этого являются высокие риски кредитования, удаленность предприятий от Санкт-Петербурга, несовершенство системы обеспечения кредита, большие издержки при реализации залогового имущества. Малым предприятиям для получения кредита в банке требуется положительная кредитная история, ликвидный залог, превышающий сумму кредита по стоимости в 2-3 раза, многолетний стаж деятельности. Препятствием для кредитования малых предприятий является также высокая стоимость кредита и сложность его оформления.
Отсутствие доступных кредитных ресурсов заставляет предпринимателей обращаться к теневым источникам финансовых средств. При этом укореняются отношения между партнерами вне правового поля, формируется неблагоприятный имидж предпринимательства в целом, многие предпринимательские инициативы остаются нереализованными.
Перечисленные факторы являются для малых предприятий непреодолимыми барьерами при попытках получения в банках кредитов на развитие предприятий. Основным фактором, ограничивающим малым предприятиям доступ к банковским кредитам, является отсутствие гарантий возврата. Сложившаяся мировая практика показывает, что созданные по инициативе и с участием государства системы кредитных гарантий позволяют на единицу выделяемых на эти цели бюджетных средств привлекать, как минимум, 3-4 единицы кредитных ресурсов коммерческих банков в сферу малого предпринимательства.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой, а также в ряде стран с переходной экономикой программы кредитных гарантий, предусматривающие создание с участием государства специализированных финансовых организаций, занимающихся предоставлением кредитных гарантий, являются действенным механизмом государственной поддержки малого предпринимательства. В сравнении с другими формами государственной поддержки, направленными на улучшение финансирования малого предпринимательства, созданные в этих странах системы кредитных гарантий имеют целый ряд преимуществ, а именно:
являясь не прямыми, а косвенными мерами государственной финансовой поддержки, указанные системы требуют значительно меньших бюджетных средств и при грамотном управлении позволяют добиваться многократного увеличения финансирования субъектов малого предпринимательства из внебюджетных источников, что особенно важно для России в характерных для нее условиях жестких бюджетных ограничений;
указанные системы опираются на компетенцию и контроль банковских специалистов, что резко ограничивает потребность в административно-управленческом персонале при их реализации и обеспечивает вовлечение в реализацию большего числа предпринимателей;
предоставляемые гарантии позволяют банкам снижать проценты по выдаваемым ими предпринимателям кредитам, так как риск банка при этом снижается за счет разделения его между заемщиком, банком и гарантом и гарантированные созданной с участием государства специализированной организацией - гарантом займы связывают меньше собственного капитала банка;
гарантийные продукты, предоставляемые специализированной организацией - гарантом, в зависимости от спроса можно приспосабливать к различным финансовым продуктам, в том числе к финансовой аренде (лизингу) или к инвестициям собственного капитала;
указанные системы допускают возможность гарантирования кредита при отсутствии стопроцентного залогового обеспечения у заемщика.
Существующая в России практика предоставления государственных гарантий от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации изначально направлена на оказание поддержки исключительно тем категориям хозяйствующих субъектов, которые могут предоставить стопроцентное залоговое обеспечение, и именно по этой причине для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступной.
В рамках Программы запланирована работа по созданию в Ленинградской области специализированной областной организации в лице открытого акционерного общества "Агентство кредитного обеспечения", основным видом деятельности которого будет предоставление обеспечения исполнения обязательств субъектам малого предпринимательства, преимущественно производственной сферы, по кредитам, привлекаемым ими в банках и других финансовых организациях. В рамках международного проекта "Программа партнерских отношений с субъектами Российской Федерации", реализуемого с середины 2002 года в Ленинградской области Министерством международного развития Правительства Великобритании (DFID), а также при содействии специализированной финансовой корпорации "Финнвера" (Финляндская Республика) региональной целевой программой "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2002 год" запланирована работа по оптимизации путей создания областной специализированной организации по предоставлению кредитных гарантий.
К концу 2002 года будут разработаны:
обоснование выбора организационно-правовой формы;
проекты учредительных документов;
обоснование максимальной величины выдаваемых гарантий и стоимости гарантий;
схема выведения организации на самофинансирование;
"пакет" гарантийных продуктов;
обоснование необходимого штата организации;
схема работы с банками.
Анализ проблематики малого предпринимательства показал, что многие субъекты малого предпринимательства не имеют возможности воспользоваться кредитными ресурсами банков и услугами лизинговых компаний в силу высокой процентной ставки за пользование кредитами и высокой стоимости лизинговых платежей. Для этой категории хозяйствующих субъектов предполагается использовать такой вид поддержки, как предоставление компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в российских кредитных организациях, и уплатой лизинговых платежей в части дохода лизингодателя.
Всего из средств областного бюджета на реализацию мероприятий раздела в 2003 году предусмотрено выделение средств в объеме 15530 тысяч рублей.

Раздел 5. Содействие субъектам малого предпринимательства
в продвижении на товарные рынки

Раздел предусматривает проведение мероприятий, способствующих продвижению продукции малых предприятий, расширению деловых контактов, нахождению новых партнеров и привлечению инвестиций в малый бизнес. Ограниченные финансовые возможности малых предприятий, высокая стоимость выставочных площадей и строительства модулей зачастую не позволяют предприятиям эффективно продвигать свою продукцию на товарные рынки. Оказание организационной и финансовой поддержки малым предприятиям для участия в выставках и ярмарках - одна из задач органов власти и управления.
В Программе предусмотрено участие производственных малых предприятий в международной выставке-ярмарке "Ганновер", проводимой ежегодно в Германии. Продолжится работа по формированию коллективной экспозиции Ленинградской области (до 25 предприятий и организаций) на ежегодной выставке "Малый бизнес. Технология успеха" в рамках Международного промышленного форума "Российский промышленник" на площадях выставочного комплекса "Ленэкспо". На площадях выставочного комплекса "Сивел" планируется проводить отраслевые и региональные выставки.
Около трети малых предприятий Ленинградской области после участия в выставке "Малый бизнес. Технология успеха", как правило, заключают договоры на поставку своей продукции. Заключение договоров не является единственным позитивным результатом, так как первостепенными целями участия в выставках являются также открытие новых рыночных ниш, проверка конкурентоспособности, ориентирование в ситуации, сложившейся внутри отрасли, обмен опытом, начинания в сфере кооперации, участие в специализированных мероприятиях. По оценке экспертов, эффективность достижения этих целей возрастает при участии в подобных выставках не менее трех раз.
Учитывая важность организации выставочной работы для субъектов малого предпринимательства, Программой предусмотрено оказание содействия в проведении выставок малых и микро-предприятий в муниципальных образованиях Ленинградской области.
Всего из областного бюджета на мероприятия раздела в 2003 году предусмотрено выделение средств в объеме 1080 тысяч рублей.

Раздел 6. Развитие организаций поддержки малого предпринимательства