Действующий
Для решения поставленных задач Программа содержит план конкретных мероприятий, реализация которых будет способствовать дальнейшему эффективному развитию малого предпринимательства в Ленинградской области. Мероприятия сгруппированы в девять разделов, характеризующих основные направления поддержки малого бизнеса, предусмотренные настоящей Программой:
3. Основные направления поддержки малого предпринимательства
в Ленинградской области на 2003-2005 годы
Раздел направлен на создание законодательной (правовой) основы для реализации плана мероприятий Программы и восполняет пробелы правового поля в сфере развития малого предпринимательства.
Совершенствование знаний в сфере поддержки малого предпринимательства актуально не только для субъектов малого бизнеса, но и для профессиональных кадров, обеспечивающих поддержку малого предпринимательства. Программой предусматривается проведение обучающих семинаров, совещаний по основам предпринимательской деятельности, изучению нормативно-правовой документации, проблемным аспектам ведения бизнеса в различных отраслях экономики, оказание консультационно-методической помощи.
Вопросы информационной поддержки являются одной из основных проблем, с которой приходится сталкиваться субъектам малого предпринимательства и органам государственной власти.
Отсутствие у органов власти и управления достоверной информации о численности работающих в малом бизнесе, полученной в этой сфере экономики прибыли, уплаченных налогах, объеме выпуска продукции и многих других факторах затрудняет определение форм и методов государственной поддержки малого предпринимательства.
В свою очередь, малые предприятия испытывают информационный "голод" в широком круге вопросов (новые технологии, оборудование, потенциальные инвесторы, юридические аспекты ведения бизнеса и так далее). Учитывая эти факторы, в Программе вопросы информационной поддержки выделены в самостоятельный более расширенный раздел. Мероприятия раздела направлены в первую очередь на формирование положительного образа предпринимателя, пропаганду малого предпринимательства как одного из важнейших факторов развития экономики. С этой целью предусматривается создание специальных радио- и телевизионных программ, выпуск тематических страниц в печатных средствах массовой информации, издание каталогов, буклетов, плакатов, сопровождение и актуализация информации интернет-сайтов. Предприятия средств массовой информации по своему статусу являются субъектами малого бизнеса, поэтому Программой предусматривается оказание содействия в развитии средств массовой информации Ленинградской области, являющихся субъектами малого предпринимательства.
Раздел направлен на расширение возможностей малых предприятий по доступу к материальным и финансовым ресурсам.
Данные анкетных опросов предпринимателей свидетельствуют о том, что недостаток финансовых средств у предприятия является одной из основных проблем малого бизнеса.
В Ленинградской области система финансово-кредитного обеспечения малых предприятий развита недостаточно. В настоящее время банки, располагающие достаточными финансовыми ресурсами, неохотно кредитуют малые предприятия производственной сферы. Причинами этого являются высокие риски кредитования, удаленность предприятий от Санкт-Петербурга, несовершенство системы обеспечения кредита, большие издержки при реализации залогового имущества. Малым предприятиям для получения кредита в банке требуется положительная кредитная история, ликвидный залог, превышающий сумму кредита по стоимости в 2-3 раза, многолетний стаж деятельности. Препятствием для кредитования малых предприятий является также высокая стоимость кредита и сложность его оформления.
Отсутствие доступных кредитных ресурсов заставляет предпринимателей обращаться к теневым источникам финансовых средств. При этом укореняются отношения между партнерами вне правового поля, формируется неблагоприятный имидж предпринимательства в целом, многие предпринимательские инициативы остаются нереализованными.
Перечисленные факторы являются для малых предприятий непреодолимыми барьерами при попытках получения в банках кредитов на развитие предприятий. Основным фактором, ограничивающим малым предприятиям доступ к банковским кредитам, является отсутствие гарантий возврата. Сложившаяся мировая практика показывает, что созданные по инициативе и с участием государства системы кредитных гарантий позволяют на единицу выделяемых на эти цели бюджетных средств привлекать, как минимум, 3-4 единицы кредитных ресурсов коммерческих банков в сферу малого предпринимательства.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой, а также в ряде стран с переходной экономикой программы кредитных гарантий, предусматривающие создание с участием государства специализированных финансовых организаций, занимающихся предоставлением кредитных гарантий, являются действенным механизмом государственной поддержки малого предпринимательства. В сравнении с другими формами государственной поддержки, направленными на улучшение финансирования малого предпринимательства, созданные в этих странах системы кредитных гарантий имеют целый ряд преимуществ, а именно:
являясь не прямыми, а косвенными мерами государственной финансовой поддержки, указанные системы требуют значительно меньших бюджетных средств и при грамотном управлении позволяют добиваться многократного увеличения финансирования субъектов малого предпринимательства из внебюджетных источников, что особенно важно для России в характерных для нее условиях жестких бюджетных ограничений;
указанные системы опираются на компетенцию и контроль банковских специалистов, что резко ограничивает потребность в административно-управленческом персонале при их реализации и обеспечивает вовлечение в реализацию большего числа предпринимателей;
предоставляемые гарантии позволяют банкам снижать проценты по выдаваемым ими предпринимателям кредитам, так как риск банка при этом снижается за счет разделения его между заемщиком, банком и гарантом и гарантированные созданной с участием государства специализированной организацией - гарантом займы связывают меньше собственного капитала банка;
гарантийные продукты, предоставляемые специализированной организацией - гарантом, в зависимости от спроса можно приспосабливать к различным финансовым продуктам, в том числе к финансовой аренде (лизингу) или к инвестициям собственного капитала;
указанные системы допускают возможность гарантирования кредита при отсутствии стопроцентного залогового обеспечения у заемщика.
Существующая в России практика предоставления государственных гарантий от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации изначально направлена на оказание поддержки исключительно тем категориям хозяйствующих субъектов, которые могут предоставить стопроцентное залоговое обеспечение, и именно по этой причине для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступной.