Действующий
На малых предприятиях области трудятся около 67 тысяч человек. С учетом работающих на условиях вторичной занятости, индивидуальных предпринимателей и фермеров малый сектор экономики обеспечивает работой около 15 процентов экономически активного населения области.
Объем производства в секторе малого бизнеса по состоянию на 1 января 2002 года составил 26500 миллионов рублей. Это одна пятая часть продукции (работ, услуг), произведенной всеми предприятиями области. В общем объеме товаров и услуг малых предприятий доля предприятий промышленности составляет 26 процентов.
Малые предприятия всех форм собственности стали работать более эффективно. Сальдированная балансовая прибыль малых предприятий достигла 1943,1 миллиона рублей, что выше результата прошлого года в 1,3 раза. Уровень рентабельности малых предприятий, работающих на территории Ленинградской области, составил 8 процентов. Объем инвестиций в основной капитал в 2001 году составил 380,1 миллиона рублей.
Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней составляют на сегодняшний день около 8 процентов, в том числе местные бюджеты примерно на 14 процентов формируются за счет налоговых поступлений от малого бизнеса.
Программа разработана при участии всех структурных подразделений Правительства Ленинградской области в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ, областным законом "О поддержке малого предпринимательства на территории Ленинградской области" от 25 июля 1995 года N 26-оз и с учетом основных положений Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Повышение темпов развития малого предпринимательства, обеспечение доступности кредитных ресурсов для субъектов малого бизнеса, обеспечение доступа предприятий к информационным ресурсам, продолжение формирования благоприятного психологического климата для устойчивой деятельности функционирующих и вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства.
а) совершенствование системы государственной поддержки малого предпринимательства Ленинградской области, обеспечивающей условия устойчивого функционирования субъектов малого предпринимательства;
б) увеличение доли малого предпринимательства в общем объеме выполненных работ (услуг), преодоление административных барьеров на пути развития малого бизнеса и доступ предпринимателей к финансовым и материальным ресурсам;
в) содействие в продвижении на рынки товаров и услуг малых предприятий путем обеспечения участия малых предприятий в выставках и конкурсах;
г) повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий путем создания новых рабочих мест;
Для решения поставленных задач Программа содержит план конкретных мероприятий, реализация которых будет способствовать дальнейшему эффективному развитию малого предпринимательства в Ленинградской области. Мероприятия сгруппированы в девять разделов, характеризующих основные направления поддержки малого бизнеса, предусмотренные настоящей Программой:
3. Основные направления поддержки малого предпринимательства
в Ленинградской области на 2003-2005 годы
Раздел направлен на создание законодательной (правовой) основы для реализации плана мероприятий Программы и восполняет пробелы правового поля в сфере развития малого предпринимательства.
Совершенствование знаний в сфере поддержки малого предпринимательства актуально не только для субъектов малого бизнеса, но и для профессиональных кадров, обеспечивающих поддержку малого предпринимательства. Программой предусматривается проведение обучающих семинаров, совещаний по основам предпринимательской деятельности, изучению нормативно-правовой документации, проблемным аспектам ведения бизнеса в различных отраслях экономики, оказание консультационно-методической помощи.
Вопросы информационной поддержки являются одной из основных проблем, с которой приходится сталкиваться субъектам малого предпринимательства и органам государственной власти.
Отсутствие у органов власти и управления достоверной информации о численности работающих в малом бизнесе, полученной в этой сфере экономики прибыли, уплаченных налогах, объеме выпуска продукции и многих других факторах затрудняет определение форм и методов государственной поддержки малого предпринимательства.
В свою очередь, малые предприятия испытывают информационный "голод" в широком круге вопросов (новые технологии, оборудование, потенциальные инвесторы, юридические аспекты ведения бизнеса и так далее). Учитывая эти факторы, в Программе вопросы информационной поддержки выделены в самостоятельный более расширенный раздел. Мероприятия раздела направлены в первую очередь на формирование положительного образа предпринимателя, пропаганду малого предпринимательства как одного из важнейших факторов развития экономики. С этой целью предусматривается создание специальных радио- и телевизионных программ, выпуск тематических страниц в печатных средствах массовой информации, издание каталогов, буклетов, плакатов, сопровождение и актуализация информации интернет-сайтов. Предприятия средств массовой информации по своему статусу являются субъектами малого бизнеса, поэтому Программой предусматривается оказание содействия в развитии средств массовой информации Ленинградской области, являющихся субъектами малого предпринимательства.
Раздел направлен на расширение возможностей малых предприятий по доступу к материальным и финансовым ресурсам.
Данные анкетных опросов предпринимателей свидетельствуют о том, что недостаток финансовых средств у предприятия является одной из основных проблем малого бизнеса.
В Ленинградской области система финансово-кредитного обеспечения малых предприятий развита недостаточно. В настоящее время банки, располагающие достаточными финансовыми ресурсами, неохотно кредитуют малые предприятия производственной сферы. Причинами этого являются высокие риски кредитования, удаленность предприятий от Санкт-Петербурга, несовершенство системы обеспечения кредита, большие издержки при реализации залогового имущества. Малым предприятиям для получения кредита в банке требуется положительная кредитная история, ликвидный залог, превышающий сумму кредита по стоимости в 2-3 раза, многолетний стаж деятельности. Препятствием для кредитования малых предприятий является также высокая стоимость кредита и сложность его оформления.
Отсутствие доступных кредитных ресурсов заставляет предпринимателей обращаться к теневым источникам финансовых средств. При этом укореняются отношения между партнерами вне правового поля, формируется неблагоприятный имидж предпринимательства в целом, многие предпринимательские инициативы остаются нереализованными.
Перечисленные факторы являются для малых предприятий непреодолимыми барьерами при попытках получения в банках кредитов на развитие предприятий. Основным фактором, ограничивающим малым предприятиям доступ к банковским кредитам, является отсутствие гарантий возврата. Сложившаяся мировая практика показывает, что созданные по инициативе и с участием государства системы кредитных гарантий позволяют на единицу выделяемых на эти цели бюджетных средств привлекать, как минимум, 3-4 единицы кредитных ресурсов коммерческих банков в сферу малого предпринимательства.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой, а также в ряде стран с переходной экономикой программы кредитных гарантий, предусматривающие создание с участием государства специализированных финансовых организаций, занимающихся предоставлением кредитных гарантий, являются действенным механизмом государственной поддержки малого предпринимательства. В сравнении с другими формами государственной поддержки, направленными на улучшение финансирования малого предпринимательства, созданные в этих странах системы кредитных гарантий имеют целый ряд преимуществ, а именно:
являясь не прямыми, а косвенными мерами государственной финансовой поддержки, указанные системы требуют значительно меньших бюджетных средств и при грамотном управлении позволяют добиваться многократного увеличения финансирования субъектов малого предпринимательства из внебюджетных источников, что особенно важно для России в характерных для нее условиях жестких бюджетных ограничений;
указанные системы опираются на компетенцию и контроль банковских специалистов, что резко ограничивает потребность в административно-управленческом персонале при их реализации и обеспечивает вовлечение в реализацию большего числа предпринимателей;
предоставляемые гарантии позволяют банкам снижать проценты по выдаваемым ими предпринимателям кредитам, так как риск банка при этом снижается за счет разделения его между заемщиком, банком и гарантом и гарантированные созданной с участием государства специализированной организацией - гарантом займы связывают меньше собственного капитала банка;