(Действующий) Закон Ленинградской области от 20 декабря 2002 г. N 57-оз "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Раздел 4. Ресурсная поддержка малого предпринимательства.
Раздел 5. Содействие субъектам малого предпринимательства в продвижении на товарные рынки.
Раздел 6. Развитие организаций поддержки малого предпринимательства.
Подпрограммы, включаемые в Программу:
Подпрограмма повышения профессионального мастерства отраслей потребительского рынка.
Подпрограмма развития промыслов и ремесел.
Подпрограмма развития системы взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства.
Право получения финансовой помощи в рамках реализации мероприятий Программы, связанных с ресурсной поддержкой или участием субъектов малого предпринимательства в конкурсах и выставках, будет предоставляться субъектам малого бизнеса, обеспечивающим выплату заработной платы своим работникам не ниже величины прожиточного минимума, установленной в Ленинградской области.

3. Основные направления поддержки малого предпринимательства
в Ленинградской области на 2003-2005 годы

Раздел 1. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства

Раздел направлен на создание законодательной (правовой) основы для реализации плана мероприятий Программы и восполняет пробелы правового поля в сфере развития малого предпринимательства.
В 2003 году предусмотрено разработать и принять пакет нормативных документов для обеспечения возможности функционирования открытого акционерного общества "Агентство кредитного обеспечения".

Раздел 2. Организационно-методическая поддержка малого
предпринимательства

Совершенствование знаний в сфере поддержки малого предпринимательства актуально не только для субъектов малого бизнеса, но и для профессиональных кадров, обеспечивающих поддержку малого предпринимательства. Программой предусматривается проведение обучающих семинаров, совещаний по основам предпринимательской деятельности, изучению нормативно-правовой документации, проблемным аспектам ведения бизнеса в различных отраслях экономики, оказание консультационно-методической помощи.
Проводимые мероприятия создают предпосылки для устойчивого функционирования малых предприятий, способствуют более успешному формированию и реализации основных направлений развития малого бизнеса на территориях муниципальных образований. Всего из областного бюджета на мероприятия раздела в 2003 году предусмотрено выделение 466 тысяч рублей.

Раздел 3. Информационная поддержка малого предпринимательства

Вопросы информационной поддержки являются одной из основных проблем, с которой приходится сталкиваться субъектам малого предпринимательства и органам государственной власти.
Отсутствие у органов власти и управления достоверной информации о численности работающих в малом бизнесе, полученной в этой сфере экономики прибыли, уплаченных налогах, объеме выпуска продукции и многих других факторах затрудняет определение форм и методов государственной поддержки малого предпринимательства.
В свою очередь, малые предприятия испытывают информационный "голод" в широком круге вопросов (новые технологии, оборудование, потенциальные инвесторы, юридические аспекты ведения бизнеса и так далее). Учитывая эти факторы, в Программе вопросы информационной поддержки выделены в самостоятельный более расширенный раздел. Мероприятия раздела направлены в первую очередь на формирование положительного образа предпринимателя, пропаганду малого предпринимательства как одного из важнейших факторов развития экономики. С этой целью предусматривается создание специальных радио- и телевизионных программ, выпуск тематических страниц в печатных средствах массовой информации, издание каталогов, буклетов, плакатов, сопровождение и актуализация информации интернет-сайтов. Предприятия средств массовой информации по своему статусу являются субъектами малого бизнеса, поэтому Программой предусматривается оказание содействия в развитии средств массовой информации Ленинградской области, являющихся субъектами малого предпринимательства.
В целях оказания юридической поддержки действующим субъектам малого предпринимательства, бесплатного консультирования предпринимателей по общим вопросам в Программе предусмотрено финансирование деятельности Ленинградского областного государственного учреждения "Юридическое бюро". Всего из областного бюджета на мероприятия раздела в 2003 году предусмотрено выделение 2904 тысяч рублей.

Раздел 4. Ресурсная поддержка малого предпринимательства

Раздел направлен на расширение возможностей малых предприятий по доступу к материальным и финансовым ресурсам.
Данные анкетных опросов предпринимателей свидетельствуют о том, что недостаток финансовых средств у предприятия является одной из основных проблем малого бизнеса.
В Ленинградской области система финансово-кредитного обеспечения малых предприятий развита недостаточно. В настоящее время банки, располагающие достаточными финансовыми ресурсами, неохотно кредитуют малые предприятия производственной сферы. Причинами этого являются высокие риски кредитования, удаленность предприятий от Санкт-Петербурга, несовершенство системы обеспечения кредита, большие издержки при реализации залогового имущества. Малым предприятиям для получения кредита в банке требуется положительная кредитная история, ликвидный залог, превышающий сумму кредита по стоимости в 2-3 раза, многолетний стаж деятельности. Препятствием для кредитования малых предприятий является также высокая стоимость кредита и сложность его оформления.
Отсутствие доступных кредитных ресурсов заставляет предпринимателей обращаться к теневым источникам финансовых средств. При этом укореняются отношения между партнерами вне правового поля, формируется неблагоприятный имидж предпринимательства в целом, многие предпринимательские инициативы остаются нереализованными.
Перечисленные факторы являются для малых предприятий непреодолимыми барьерами при попытках получения в банках кредитов на развитие предприятий. Основным фактором, ограничивающим малым предприятиям доступ к банковским кредитам, является отсутствие гарантий возврата. Сложившаяся мировая практика показывает, что созданные по инициативе и с участием государства системы кредитных гарантий позволяют на единицу выделяемых на эти цели бюджетных средств привлекать, как минимум, 3-4 единицы кредитных ресурсов коммерческих банков в сферу малого предпринимательства.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой, а также в ряде стран с переходной экономикой программы кредитных гарантий, предусматривающие создание с участием государства специализированных финансовых организаций, занимающихся предоставлением кредитных гарантий, являются действенным механизмом государственной поддержки малого предпринимательства. В сравнении с другими формами государственной поддержки, направленными на улучшение финансирования малого предпринимательства, созданные в этих странах системы кредитных гарантий имеют целый ряд преимуществ, а именно:
являясь не прямыми, а косвенными мерами государственной финансовой поддержки, указанные системы требуют значительно меньших бюджетных средств и при грамотном управлении позволяют добиваться многократного увеличения финансирования субъектов малого предпринимательства из внебюджетных источников, что особенно важно для России в характерных для нее условиях жестких бюджетных ограничений;
указанные системы опираются на компетенцию и контроль банковских специалистов, что резко ограничивает потребность в административно-управленческом персонале при их реализации и обеспечивает вовлечение в реализацию большего числа предпринимателей;
предоставляемые гарантии позволяют банкам снижать проценты по выдаваемым ими предпринимателям кредитам, так как риск банка при этом снижается за счет разделения его между заемщиком, банком и гарантом и гарантированные созданной с участием государства специализированной организацией - гарантом займы связывают меньше собственного капитала банка;
гарантийные продукты, предоставляемые специализированной организацией - гарантом, в зависимости от спроса можно приспосабливать к различным финансовым продуктам, в том числе к финансовой аренде (лизингу) или к инвестициям собственного капитала;
указанные системы допускают возможность гарантирования кредита при отсутствии стопроцентного залогового обеспечения у заемщика.
Существующая в России практика предоставления государственных гарантий от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации изначально направлена на оказание поддержки исключительно тем категориям хозяйствующих субъектов, которые могут предоставить стопроцентное залоговое обеспечение, и именно по этой причине для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступной.
В рамках Программы запланирована работа по созданию в Ленинградской области специализированной областной организации в лице открытого акционерного общества "Агентство кредитного обеспечения", основным видом деятельности которого будет предоставление обеспечения исполнения обязательств субъектам малого предпринимательства, преимущественно производственной сферы, по кредитам, привлекаемым ими в банках и других финансовых организациях. В рамках международного проекта "Программа партнерских отношений с субъектами Российской Федерации", реализуемого с середины 2002 года в Ленинградской области Министерством международного развития Правительства Великобритании (DFID), а также при содействии специализированной финансовой корпорации "Финнвера" (Финляндская Республика) региональной целевой программой "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2002 год" запланирована работа по оптимизации путей создания областной специализированной организации по предоставлению кредитных гарантий.
К концу 2002 года будут разработаны:
обоснование выбора организационно-правовой формы;
проекты учредительных документов;
обоснование максимальной величины выдаваемых гарантий и стоимости гарантий;
схема выведения организации на самофинансирование;
"пакет" гарантийных продуктов;
обоснование необходимого штата организации;
схема работы с банками.
Анализ проблематики малого предпринимательства показал, что многие субъекты малого предпринимательства не имеют возможности воспользоваться кредитными ресурсами банков и услугами лизинговых компаний в силу высокой процентной ставки за пользование кредитами и высокой стоимости лизинговых платежей. Для этой категории хозяйствующих субъектов предполагается использовать такой вид поддержки, как предоставление компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в российских кредитных организациях, и уплатой лизинговых платежей в части дохода лизингодателя.
Всего из средств областного бюджета на реализацию мероприятий раздела в 2003 году предусмотрено выделение средств в объеме 15530 тысяч рублей.

Раздел 5. Содействие субъектам малого предпринимательства
в продвижении на товарные рынки

Раздел предусматривает проведение мероприятий, способствующих продвижению продукции малых предприятий, расширению деловых контактов, нахождению новых партнеров и привлечению инвестиций в малый бизнес. Ограниченные финансовые возможности малых предприятий, высокая стоимость выставочных площадей и строительства модулей зачастую не позволяют предприятиям эффективно продвигать свою продукцию на товарные рынки. Оказание организационной и финансовой поддержки малым предприятиям для участия в выставках и ярмарках - одна из задач органов власти и управления.
В Программе предусмотрено участие производственных малых предприятий в международной выставке-ярмарке "Ганновер", проводимой ежегодно в Германии. Продолжится работа по формированию коллективной экспозиции Ленинградской области (до 25 предприятий и организаций) на ежегодной выставке "Малый бизнес. Технология успеха" в рамках Международного промышленного форума "Российский промышленник" на площадях выставочного комплекса "Ленэкспо". На площадях выставочного комплекса "Сивел" планируется проводить отраслевые и региональные выставки.
Около трети малых предприятий Ленинградской области после участия в выставке "Малый бизнес. Технология успеха", как правило, заключают договоры на поставку своей продукции. Заключение договоров не является единственным позитивным результатом, так как первостепенными целями участия в выставках являются также открытие новых рыночных ниш, проверка конкурентоспособности, ориентирование в ситуации, сложившейся внутри отрасли, обмен опытом, начинания в сфере кооперации, участие в специализированных мероприятиях. По оценке экспертов, эффективность достижения этих целей возрастает при участии в подобных выставках не менее трех раз.
Учитывая важность организации выставочной работы для субъектов малого предпринимательства, Программой предусмотрено оказание содействия в проведении выставок малых и микро-предприятий в муниципальных образованиях Ленинградской области.