Действующий
Раздел направлен на расширение возможностей малых предприятий по доступу к материальным и финансовым ресурсам.
Данные анкетных опросов предпринимателей свидетельствуют о том, что недостаток финансовых средств у предприятия является одной из основных проблем малого бизнеса.
В Ленинградской области система финансово-кредитного обеспечения малых предприятий развита недостаточно. В настоящее время банки, располагающие достаточными финансовыми ресурсами, неохотно кредитуют малые предприятия производственной сферы. Причинами этого являются высокие риски кредитования, удаленность предприятий от Санкт-Петербурга, несовершенство системы обеспечения кредита, большие издержки при реализации залогового имущества. Малым предприятиям для получения кредита в банке требуется положительная кредитная история, ликвидный залог, превышающий сумму кредита по стоимости в 2-3 раза, многолетний стаж деятельности. Препятствием для кредитования малых предприятий является также высокая стоимость кредита и сложность его оформления.
Отсутствие доступных кредитных ресурсов заставляет предпринимателей обращаться к теневым источникам финансовых средств. При этом укореняются отношения между партнерами вне правового поля, формируется неблагоприятный имидж предпринимательства в целом, многие предпринимательские инициативы остаются нереализованными.
Перечисленные факторы являются для малых предприятий непреодолимыми барьерами при попытках получения в банках кредитов на развитие предприятий. Основным фактором, ограничивающим малым предприятиям доступ к банковским кредитам, является отсутствие гарантий возврата. Сложившаяся мировая практика показывает, что созданные по инициативе и с участием государства системы кредитных гарантий позволяют на единицу выделяемых на эти цели бюджетных средств привлекать, как минимум, 3-4 единицы кредитных ресурсов коммерческих банков в сферу малого предпринимательства.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой, а также в ряде стран с переходной экономикой программы кредитных гарантий, предусматривающие создание с участием государства специализированных финансовых организаций, занимающихся предоставлением кредитных гарантий, являются действенным механизмом государственной поддержки малого предпринимательства. В сравнении с другими формами государственной поддержки, направленными на улучшение финансирования малого предпринимательства, созданные в этих странах системы кредитных гарантий имеют целый ряд преимуществ, а именно:
являясь не прямыми, а косвенными мерами государственной финансовой поддержки, указанные системы требуют значительно меньших бюджетных средств и при грамотном управлении позволяют добиваться многократного увеличения финансирования субъектов малого предпринимательства из внебюджетных источников, что особенно важно для России в характерных для нее условиях жестких бюджетных ограничений;
указанные системы опираются на компетенцию и контроль банковских специалистов, что резко ограничивает потребность в административно-управленческом персонале при их реализации и обеспечивает вовлечение в реализацию большего числа предпринимателей;
предоставляемые гарантии позволяют банкам снижать проценты по выдаваемым ими предпринимателям кредитам, так как риск банка при этом снижается за счет разделения его между заемщиком, банком и гарантом и гарантированные созданной с участием государства специализированной организацией - гарантом займы связывают меньше собственного капитала банка;
гарантийные продукты, предоставляемые специализированной организацией - гарантом, в зависимости от спроса можно приспосабливать к различным финансовым продуктам, в том числе к финансовой аренде (лизингу) или к инвестициям собственного капитала;
указанные системы допускают возможность гарантирования кредита при отсутствии стопроцентного залогового обеспечения у заемщика.
Существующая в России практика предоставления государственных гарантий от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации изначально направлена на оказание поддержки исключительно тем категориям хозяйствующих субъектов, которые могут предоставить стопроцентное залоговое обеспечение, и именно по этой причине для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступной.
Всего из средств областного бюджета на реализацию мероприятий раздела в 2003 году предусмотрено выделение средств в объеме 15530 тысяч рублей.
Раздел предусматривает проведение мероприятий, способствующих продвижению продукции малых предприятий, расширению деловых контактов, нахождению новых партнеров и привлечению инвестиций в малый бизнес. Ограниченные финансовые возможности малых предприятий, высокая стоимость выставочных площадей и строительства модулей зачастую не позволяют предприятиям эффективно продвигать свою продукцию на товарные рынки. Оказание организационной и финансовой поддержки малым предприятиям для участия в выставках и ярмарках - одна из задач органов власти и управления.
В Программе предусмотрено участие производственных малых предприятий в международной выставке-ярмарке "Ганновер", проводимой ежегодно в Германии. Продолжится работа по формированию коллективной экспозиции Ленинградской области (до 25 предприятий и организаций) на ежегодной выставке "Малый бизнес. Технология успеха" в рамках Международного промышленного форума "Российский промышленник" на площадях выставочного комплекса "Ленэкспо". На площадях выставочного комплекса "Сивел" планируется проводить отраслевые и региональные выставки.
Около трети малых предприятий Ленинградской области после участия в выставке "Малый бизнес. Технология успеха", как правило, заключают договоры на поставку своей продукции. Заключение договоров не является единственным позитивным результатом, так как первостепенными целями участия в выставках являются также открытие новых рыночных ниш, проверка конкурентоспособности, ориентирование в ситуации, сложившейся внутри отрасли, обмен опытом, начинания в сфере кооперации, участие в специализированных мероприятиях. По оценке экспертов, эффективность достижения этих целей возрастает при участии в подобных выставках не менее трех раз.
Учитывая важность организации выставочной работы для субъектов малого предпринимательства, Программой предусмотрено оказание содействия в проведении выставок малых и микро-предприятий в муниципальных образованиях Ленинградской области.
Раздел направлен на решение важнейшей государственной задачи создания целостной системы предоставления услуг представителям малого бизнеса путем расширения сети специализированных организаций и оказания помощи в их деятельности.
Инфраструктура поддержки малого предпринимательства, являясь эффективным механизмом реализации сложнейших задач формирования нового сектора экономики, нуждается в поддержке, необходимой для ее развития и расширения сферы оказываемых услуг.
Создание на территории Ленинградской области специализированной инфраструктуры способствует обеспечению условий для увеличения числа вновь создаваемых малых предприятий и устойчивой деятельности существующих.
В настоящее время в инфраструктуру поддержки и развития малого предпринимательства входит не менее 30 организаций, в том числе:
Одновременно для повышения заинтересованности муниципальных образований предусмотрено финансирование мероприятий, проводимых на территориях муниципалитетов, направленных на развитие и поддержку малого бизнеса. В рамках этой работы предусматривается проведение зональных семинаров, конференций и круглых столов по проблемам малого бизнеса, тематических выставок, ярмарок, районных праздников и других мероприятий.
Среди основных задач, которые предполагается решить в рамках подпрограммы, необходимо отметить проведение конкурсов профессионального мастерства. Проводимые в последнее время конкурсы профессионального мастерства привлекают к себе внимание широких слоев населения, способствуют повышению престижа профессии, профориентации молодежи и, в конечном счете, повышению социальной эффективности деятельности малых предприятий. На мероприятия подпрограммы в 2003 году предполагается выделение из средств областного бюджета 327 тысяч рублей.
Необходимость государственной поддержки ремесленничества обусловлена тем, что ремесленничество дает средства к существованию достаточно широким слоям населения, являясь одним из средств первоначального накопления капитала, способствует насыщению рынка товарами и услугами, снижает уровень безработицы, сохраняет и развивает историко-бытовые традиции. В рамках подпрограммы предусматривается создание двух центров обучения ремесленничеству на территориях северо-восточных депрессивных районов Ленинградской области: Лодейнопольского и Подпорожского. На мероприятия подпрограммы в 2003 году предполагается выделение из средств областного бюджета 320 тысяч рублей.
В рамках Программы будет продолжено формирование сети кредитной кооперации, объединяющей широкие слои населения, предпринимателей, ремесленников, фермеров. Экономическая кооперация граждан и организаций способствует решению многочисленных экономических и социальных задач (приобретение оборудования для ведения бизнеса, формирование стартового капитала для начала предпринимательской деятельности и тому подобное). В рамках подпрограммы предусматривается создание областного центра кредитной кооперации, занимающегося информационно-консультационным обеспечением и обучением предпринимателей по вопросам взаимного кредитования. На мероприятия подпрограммы в 2003 году предполагается выделение из средств областного бюджета 1380 тысяч рублей.
Результатом реализации мероприятий Программы будет являться рост среднесписочной численности работников малых предприятий в 2005 году по сравнению с 2002 годом не менее чем на 7 процентов, налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней увеличатся не менее чем на 25 процентов, будут созданы 3500 новых рабочих мест, выпуск товаров и услуг вырастет не менее чем на 40 процентов. Количество субъектов малого предпринимательства, получивших помощь в процессе реализации Программы, составит не менее 14 тысяч. В результате выполнения планируемых мероприятий предполагается снизить административные барьеры на пути развития малого предпринимательства, создать региональную специализированную организацию для обеспечения исполнения обязательств субъектов малого предпринимательства по привлеченным ими кредитам и лизинговым сделкам.
Реализация мероприятий Программы, направленных на создание системы ресурсно-кредитной поддержки малых предприятий, будет способствовать решению важнейшей задачи бюджетной политики Ленинградской области на долгосрочную перспективу по увеличению объема инвестиций, обеспечивающих развитие сферы малого предпринимательства области.