(Действующий) Закон Ленинградской области от 20 декабря 2002 г. N 57-оз "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В Ленинградской области система финансово-кредитного обеспечения малых предприятий развита недостаточно. В настоящее время банки, располагающие достаточными финансовыми ресурсами, неохотно кредитуют малые предприятия производственной сферы. Причинами этого являются высокие риски кредитования, удаленность предприятий от Санкт-Петербурга, несовершенство системы обеспечения кредита, большие издержки при реализации залогового имущества. Малым предприятиям для получения кредита в банке требуется положительная кредитная история, ликвидный залог, превышающий сумму кредита по стоимости в 2-3 раза, многолетний стаж деятельности. Препятствием для кредитования малых предприятий является также высокая стоимость кредита и сложность его оформления.
Отсутствие доступных кредитных ресурсов заставляет предпринимателей обращаться к теневым источникам финансовых средств. При этом укореняются отношения между партнерами вне правового поля, формируется неблагоприятный имидж предпринимательства в целом, многие предпринимательские инициативы остаются нереализованными.
Перечисленные факторы являются для малых предприятий непреодолимыми барьерами при попытках получения в банках кредитов на развитие предприятий. Основным фактором, ограничивающим малым предприятиям доступ к банковским кредитам, является отсутствие гарантий возврата. Сложившаяся мировая практика показывает, что созданные по инициативе и с участием государства системы кредитных гарантий позволяют на единицу выделяемых на эти цели бюджетных средств привлекать, как минимум, 3-4 единицы кредитных ресурсов коммерческих банков в сферу малого предпринимательства.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой, а также в ряде стран с переходной экономикой программы кредитных гарантий, предусматривающие создание с участием государства специализированных финансовых организаций, занимающихся предоставлением кредитных гарантий, являются действенным механизмом государственной поддержки малого предпринимательства. В сравнении с другими формами государственной поддержки, направленными на улучшение финансирования малого предпринимательства, созданные в этих странах системы кредитных гарантий имеют целый ряд преимуществ, а именно:
являясь не прямыми, а косвенными мерами государственной финансовой поддержки, указанные системы требуют значительно меньших бюджетных средств и при грамотном управлении позволяют добиваться многократного увеличения финансирования субъектов малого предпринимательства из внебюджетных источников, что особенно важно для России в характерных для нее условиях жестких бюджетных ограничений;
указанные системы опираются на компетенцию и контроль банковских специалистов, что резко ограничивает потребность в административно-управленческом персонале при их реализации и обеспечивает вовлечение в реализацию большего числа предпринимателей;
предоставляемые гарантии позволяют банкам снижать проценты по выдаваемым ими предпринимателям кредитам, так как риск банка при этом снижается за счет разделения его между заемщиком, банком и гарантом и гарантированные созданной с участием государства специализированной организацией - гарантом займы связывают меньше собственного капитала банка;
гарантийные продукты, предоставляемые специализированной организацией - гарантом, в зависимости от спроса можно приспосабливать к различным финансовым продуктам, в том числе к финансовой аренде (лизингу) или к инвестициям собственного капитала;
указанные системы допускают возможность гарантирования кредита при отсутствии стопроцентного залогового обеспечения у заемщика.
Существующая в России практика предоставления государственных гарантий от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации изначально направлена на оказание поддержки исключительно тем категориям хозяйствующих субъектов, которые могут предоставить стопроцентное залоговое обеспечение, и именно по этой причине для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступной.
В рамках Программы запланирована работа по созданию в Ленинградской области специализированной областной организации в лице открытого акционерного общества "Агентство кредитного обеспечения", основным видом деятельности которого будет предоставление обеспечения исполнения обязательств субъектам малого предпринимательства, преимущественно производственной сферы, по кредитам, привлекаемым ими в банках и других финансовых организациях. В рамках международного проекта "Программа партнерских отношений с субъектами Российской Федерации", реализуемого с середины 2002 года в Ленинградской области Министерством международного развития Правительства Великобритании (DFID), а также при содействии специализированной финансовой корпорации "Финнвера" (Финляндская Республика) региональной целевой программой "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2002 год" запланирована работа по оптимизации путей создания областной специализированной организации по предоставлению кредитных гарантий.
К концу 2002 года будут разработаны:
обоснование выбора организационно-правовой формы;
проекты учредительных документов;
обоснование максимальной величины выдаваемых гарантий и стоимости гарантий;
схема выведения организации на самофинансирование;
"пакет" гарантийных продуктов;
обоснование необходимого штата организации;
схема работы с банками.
Анализ проблематики малого предпринимательства показал, что многие субъекты малого предпринимательства не имеют возможности воспользоваться кредитными ресурсами банков и услугами лизинговых компаний в силу высокой процентной ставки за пользование кредитами и высокой стоимости лизинговых платежей. Для этой категории хозяйствующих субъектов предполагается использовать такой вид поддержки, как предоставление компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в российских кредитных организациях, и уплатой лизинговых платежей в части дохода лизингодателя.
Всего из средств областного бюджета на реализацию мероприятий раздела в 2003 году предусмотрено выделение средств в объеме 15530 тысяч рублей.

Раздел 5. Содействие субъектам малого предпринимательства
в продвижении на товарные рынки

Раздел предусматривает проведение мероприятий, способствующих продвижению продукции малых предприятий, расширению деловых контактов, нахождению новых партнеров и привлечению инвестиций в малый бизнес. Ограниченные финансовые возможности малых предприятий, высокая стоимость выставочных площадей и строительства модулей зачастую не позволяют предприятиям эффективно продвигать свою продукцию на товарные рынки. Оказание организационной и финансовой поддержки малым предприятиям для участия в выставках и ярмарках - одна из задач органов власти и управления.
В Программе предусмотрено участие производственных малых предприятий в международной выставке-ярмарке "Ганновер", проводимой ежегодно в Германии. Продолжится работа по формированию коллективной экспозиции Ленинградской области (до 25 предприятий и организаций) на ежегодной выставке "Малый бизнес. Технология успеха" в рамках Международного промышленного форума "Российский промышленник" на площадях выставочного комплекса "Ленэкспо". На площадях выставочного комплекса "Сивел" планируется проводить отраслевые и региональные выставки.
Около трети малых предприятий Ленинградской области после участия в выставке "Малый бизнес. Технология успеха", как правило, заключают договоры на поставку своей продукции. Заключение договоров не является единственным позитивным результатом, так как первостепенными целями участия в выставках являются также открытие новых рыночных ниш, проверка конкурентоспособности, ориентирование в ситуации, сложившейся внутри отрасли, обмен опытом, начинания в сфере кооперации, участие в специализированных мероприятиях. По оценке экспертов, эффективность достижения этих целей возрастает при участии в подобных выставках не менее трех раз.
Учитывая важность организации выставочной работы для субъектов малого предпринимательства, Программой предусмотрено оказание содействия в проведении выставок малых и микро-предприятий в муниципальных образованиях Ленинградской области.
Всего из областного бюджета на мероприятия раздела в 2003 году предусмотрено выделение средств в объеме 1080 тысяч рублей.

Раздел 6. Развитие организаций поддержки малого предпринимательства

Раздел направлен на решение важнейшей государственной задачи создания целостной системы предоставления услуг представителям малого бизнеса путем расширения сети специализированных организаций и оказания помощи в их деятельности.
Инфраструктура поддержки малого предпринимательства, являясь эффективным механизмом реализации сложнейших задач формирования нового сектора экономики, нуждается в поддержке, необходимой для ее развития и расширения сферы оказываемых услуг.
Создание на территории Ленинградской области специализированной инфраструктуры способствует обеспечению условий для увеличения числа вновь создаваемых малых предприятий и устойчивой деятельности существующих.
В настоящее время в инфраструктуру поддержки и развития малого предпринимательства входит не менее 30 организаций, в том числе:
фонды поддержки предпринимательства
агентства развития и поддержки предпринимательства
бизнес-центры (учебно-деловые)
бизнес-инкубаторы.
Для развития и поддержки организаций, осуществляющих работу по предоставлению малым предприятиям всех видов услуг, включая информационные, консультационные, обучающие, финансовые услуги, предусматриваются средства, которые будут направляться на техническое оснащение этих организаций, проведение ремонтных работ в занимаемых ими помещениях, приобретение оборудования, оргтехники, мебели, программных продуктов.
Одновременно для повышения заинтересованности муниципальных образований предусмотрено финансирование мероприятий, проводимых на территориях муниципалитетов, направленных на развитие и поддержку малого бизнеса. В рамках этой работы предусматривается проведение зональных семинаров, конференций и круглых столов по проблемам малого бизнеса, тематических выставок, ярмарок, районных праздников и других мероприятий.

Подпрограммы, включаемые в Программу

Подпрограмма повышения профессионального мастерства
в отраслях потребительского рынка

Среди основных задач, которые предполагается решить в рамках подпрограммы, необходимо отметить проведение конкурсов профессионального мастерства. Проводимые в последнее время конкурсы профессионального мастерства привлекают к себе внимание широких слоев населения, способствуют повышению престижа профессии, профориентации молодежи и, в конечном счете, повышению социальной эффективности деятельности малых предприятий. На мероприятия подпрограммы в 2003 году предполагается выделение из средств областного бюджета 327 тысяч рублей.

Подпрограмма развития промыслов и ремесел

Необходимость государственной поддержки ремесленничества обусловлена тем, что ремесленничество дает средства к существованию достаточно широким слоям населения, являясь одним из средств первоначального накопления капитала, способствует насыщению рынка товарами и услугами, снижает уровень безработицы, сохраняет и развивает историко-бытовые традиции. В рамках подпрограммы предусматривается создание двух центров обучения ремесленничеству на территориях северо-восточных депрессивных районов Ленинградской области: Лодейнопольского и Подпорожского. На мероприятия подпрограммы в 2003 году предполагается выделение из средств областного бюджета 320 тысяч рублей.

Подпрограмма развития системы взаимного кредитования
субъектов малого предпринимательства

В рамках Программы будет продолжено формирование сети кредитной кооперации, объединяющей широкие слои населения, предпринимателей, ремесленников, фермеров. Экономическая кооперация граждан и организаций способствует решению многочисленных экономических и социальных задач (приобретение оборудования для ведения бизнеса, формирование стартового капитала для начала предпринимательской деятельности и тому подобное). В рамках подпрограммы предусматривается создание областного центра кредитной кооперации, занимающегося информационно-консультационным обеспечением и обучением предпринимателей по вопросам взаимного кредитования. На мероприятия подпрограммы в 2003 году предполагается выделение из средств областного бюджета 1380 тысяч рублей.

4. Экономический эффект от реализации мероприятий Программы

Результатом реализации мероприятий Программы будет являться рост среднесписочной численности работников малых предприятий в 2005 году по сравнению с 2002 годом не менее чем на 7 процентов, налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней увеличатся не менее чем на 25 процентов, будут созданы 3500 новых рабочих мест, выпуск товаров и услуг вырастет не менее чем на 40 процентов. Количество субъектов малого предпринимательства, получивших помощь в процессе реализации Программы, составит не менее 14 тысяч. В результате выполнения планируемых мероприятий предполагается снизить административные барьеры на пути развития малого предпринимательства, создать региональную специализированную организацию для обеспечения исполнения обязательств субъектов малого предпринимательства по привлеченным ими кредитам и лизинговым сделкам.
Реализация мероприятий Программы, направленных на создание системы ресурсно-кредитной поддержки малых предприятий, будет способствовать решению важнейшей задачи бюджетной политики Ленинградской области на долгосрочную перспективу по увеличению объема инвестиций, обеспечивающих развитие сферы малого предпринимательства области.

5. Управление и контроль за реализацией Программы

Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области (далее - комитет) как представитель заказчика Программы является координатором по выполнению плана мероприятий. Для выполнения функции управления комитет по мере необходимости проводит рабочие совещания с участием представителей структурных подразделений Правительства Ленинградской области.