Действующий
Возраст (лет) | Пол | Процентильное распределение ЧСС, уд/мин | ||||||
5 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 95 | ||
6 | М | 68 | 75 | 81 | 93 | 98 | 103 | 112 |
Д | 65 | 68 | 78 | 86 | 90 | 101 | 116 | |
7 | М | 71 | 75 | 82 | 88 | 95 | 104 | 108 |
Д | 70 | 72 | 80 | 86 | 94 | 100 | 112 | |
8 | М | 71 | 76 | 79 | 85 | 92 | 96 | 107 |
Д | 68 | 70 | 78 | 84 | 96 | 102 | 108 | |
9 | М | 65 | 71 | 76 | 84 | 94 | 99 | 106 |
Д | 66 | 73 | 80 | 85 | 96 | 100 | 105 | |
10 | М | 64 | 70 | 74 | 82 | 86 | 98 | 102 |
Д | 65 | 72 | 79 | 90 | 93 | 89 | 106 | |
11 | М | 66 | 70 | 75 | 80 | 85 | 94 | 103 |
Д | 68 | 75 | 82 | 83 | 89 | 94 | 106 | |
12 | М | 62 | 70 | 78 | 79 | 84 | 92 | 98 |
Д | 65 | 70 | 76 | 83 | 94 | 98 | 104 | |
13 | М | 64 | 68 | 74 | 77 | 84 | 96 | 100 |
Д | 69 | 73 | 16 | 81 | 94 | 97 | 103 | |
14 | М | 62 | 67 | 75 | 78 | 88 | 94 | 102 |
Д | 60 | 72 | 76 | 83 | 90 | 98 | 105 | |
15 | М | 62 | 67 | 70 | 76 | 86 | 92 | 98 |
Д | 62 | 66 | 75 | 78 | 88 | 96 | 100 | |
16 | М | 62 | 68 | 70 | 80 | 88 | 94 | 97 |
Д | 63 | 66 | 71 | 76 | 86 | 89 | 100 | |
17 | М | 63 | 66 | 73 | 76 | 79 | 90 | 98 |
Д | 62 | 69 | 72 | 77 | 84 | 90 | 101 |
Для измерения АД могут быть использованы механические тонометры, автоматические и полуавтоматические приборы, прошедшие испытания для подтверждения точности измерений. Цена деления шкалы тонометра должна составлять 2 мм рт. ст. Необходимо правильно подобрать манжету, соответствующую окружности плеча учащегося. Ширина внутренней (резиновой) камеры манжеты должна составлять 40% окружности плеча, длина должна покрывать 80-100% окружности плеча. У детей при окружности плеча 16-21 см используют манжеты, ширина резиновой камеры которой составляет 8 см, длина - 21 см; у крупных детей при окружности плеча 22-26 см - 10 см и 24 см соответственно. Окружность измеряется сантиметровой лентой с точностью до 0,5 см на середине расстояния между локтевым и акромиальным отростком лопатки. Для детей 12 лет и старше используют манжету для взрослых (13 x 26 см).
Во время измерения АД ребенок должен сидеть, опираясь на прямую спинку стула, с расслабленными, не скрещенными ногами (ноги должны опираться на пол), не менять положения и не разговаривать на протяжении всей процедуры измерения.
Перед измерением АД обследуемый должен сидеть спокойно не менее 5 минут. Измерение проводится на правой руке. Рука должна удобно лежать на столе, ладонью кверху, примерно на уровне сердца. Манжета накладывается на правое плечо, при этом ее нижний край - примерно на 2 см выше внутренней складки локтевого сгиба. Центр резинового мешка должен находиться над плечевой артерией. Резиновая трубка, соединяющая манжету с аппаратом, должна располагаться с наружной стороны, а трубка, соединяющая манжету с резиновой грушей - с внутренней стороны по отношению к обследуемому.
Затем манжета соединяется с манометром. Воздух накачивается в манжету, при этом измеряющий пальпирует пульс обследуемого на правой радиальной артерии.
При определенном давлении в манжете пульс исчезает. После этого давление поднимают еще на 20 мм рт. ст. - это будет "максимальное давление" в манжете. После этого воздух из манжеты быстро выпускается. При последующих измерениях АД у того же обследуемого давление в манжете предварительно доводится до "максимального" уровня.
При измерении АД обычным фонендоскопом во время выпускания воздуха из манометра проводится аускультация звуков Короткова. Регистрируются I и V фазы. Первая фаза (появление) звуков Короткова отмечается как систолическое (САД), пятая (исчезновение) - как диастолическое (ДАД). При измерении АД у детей может регистрироваться феномен "бесконечного тона", когда тоны прослушиваются до 0 мм рт. ст. В этом случае оценка диастолического АД должна осуществляться по IV фазе тонов Короткова, когда отмечается изменение тембра и звука.
Измерение АД производится с точностью до 2 мм рт. ст. Если при измерении АД его значение оказывается между двумя отметками шкалы, то отмечается ближайшая верхняя четная цифра. Следует избегать предпочтения к определенным конечным цифрам АД (0, 2, 4, 6, 8). Особенно часто в качестве конечной цифры медики необоснованно регистрируют 0 (ноль) -110/70; 120/80; 130/90. Повторные измерения проводятся не ранее, чем через 2-3 минуты после полного выпускания воздуха из манжеты.
Регистрируются значения всех трех измерений, которые заносятся в карту обследования. Для оценки АД используются средние значения САД и ДАД. Необходимость трехкратного измерения АД продиктована высокой лабильностью АД у детей в ответ на внешние раздражители. В связи с тревожной реакцией ребенка на проведение медицинского осмотра и сам процесс измерения АД может выявляться однократное повышение АД, так называемый феномен "гипертонии на белый халат" (ГБХ).
Для оценки АД используют процентильное распределение показателей систолического и диастолического АД (САД и ДАД) детей в популяции с учетом возраста и пола, представленное в таблице. Оценка проводится по отрезным точкам процентильного распределения САД и ДАД, полученным при трехкратном измерении. Если уровни САД и ДАД попадают в разные категории, то оценка АД устанавливается по более высокому значению одного из этих показателей.
Нормальное артериальное давление определяется, когда значения САД и ДАД находятся в пределах 10-89 процентиля кривой распределения АД в популяции для соответствующего возраста и пола.
Обучающиеся с оценками ниже 10 процентиля, либо 90 процентиля и выше нуждаются в повторных измерениях после 30-минутного отдыха. При определении повторных неблагоприятных значений АД к оценке функциональных возможностей не допускаются и направляются на консультацию врача.
Возраст (лет) | Пол | Процентильное распределение САД, мм рт. ст. | ||||||
5 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 95 | ||
6 | М | 82 | 85 | 90 | 96 | 100 | 108 | 114 |
Д | 80 | 84 | 88 | 96 | 101 | 110 | 115 | |
7 | М | 83 | 86 | 90 | 99 | 105 | 111 | 116 |
Д | 82 | 85 | 90 | 97 | 102 | 110 | 115 | |
8 | М | 84 | 86 | 90 | 99 | 107 | 111 | 116 |
Д | 83 | 85 | 90 | 98 | 104 | 110 | 115 | |
9 | М | 85 | 89 | 94 | 101 | 107 | 113 | 118 |
Д | 84 | 85 | 93 | 100 | 105 | 115 | 120 | |
10 | М | 86 | 90 | 94 | 102 | 110 | 114 | 118 |
Д | 86 | 90 | 96 | 102 | 110 | 120 | 124 | |
11 | М | 86 | 90 | 96 | 104 | 112 | 120 | 122 |
Д | 84 | 88 | 96 | 104 | 112 | 120 | 126 | |
12 | М | 89 | 93 | 100 | 108 | 116 | 122 | 126 |
Д | 90 | 94 | 100 | 109 | 116 | 124 | 128 | |
13 | М | 90 | 94 | 102 | 111 | 116 | 124 | 130 |
Д | 90 | 98 | 104 | 113 | 118 | 130 | 134 | |
14 | М | 92 | 100 | 108 | 114 | 122 | 130 | 135 |
Д | 95 | 99 | 101 | 111 | 114 | 128 | 133 | |
15 | М | 101 | 103 | 111 | 117 | 125 | 135 | 139 |
Д | 92 | 99 | 103 | 110 | 117 | 126 | 131 | |
16 | М | 103 | 105 | 114 | 118 | 127 | 135 | 141 |
Д | 92 | 99 | 103 | 112 | 118 | 127 | 130 | |
17 | М | 103 | 107 | 116 | 120 | 126 | 133 | 140 |
Д | 92 | 96 | 105 | 112 | 117 | 127 | 130 | |
Процентильное распределение ДАД, мм рт. ст. | ||||||||
6 | М | 44 | 49 | 53 | 57 | 62 | 65 | 72 |
Д | 46 | 50 | 55 | 57 | 60 | 66 | 70 | |
7 | М | 44 | 49 | 53 | 58 | 63 | 71 | 74 |
Д | 45 | 51 | 55 | 59 | 63 | 69 | 75 | |
8 | М | 44 | 49 | 55 | 60 | 65 | 72 | 75 |
Д | 46 | 52 | 58 | 61 | 67 | 71 | 75 | |
9 | М | 47 | 51 | 57 | 61 | 69 | 74 | 73 |
Д | 50 | 51 | 57 | 61 | 68 | 73 | 74 | |
10 | М | 46 | 50 | 54 | 58 | 68 | 68 | 72 |
Д | 48 | 52 | 54 | 60 | 68 | 68 | 74 | |
11 | М | 46 | 48 | 54 | 58 | 64 | 72 | 74 |
Д | 48 | 52 | 54 | 60 | 64 | 70 | 74 | |
12 | М | 47 | 51 | 55 | 62 | 66 | 72 | 75 |
Д | 48 | 52 | 56 | 62 | 66 | 72 | 76 | |
13 | М | 48 | 54 | 58 | 64 | 68 | 76 | 80 |
Д | 52 | 54 | 58 | 64 | 72 | 76 | 78 | |
14 | М | 52 | 56 | 62 | 66 | 70 | 76 | 82 |
Д | 54 | 56 | 59 | 66 | 69 | 75 | 80 | |
15 | М | 55 | 56 | 66 | 72 | 76 | 82 | 86 |
Д | 55 | 57 | 60 | 66 | 70 | 76 | 80 | |
16 | М | 54 | 58 | 65 | 72 | 76 | 80 | 85 |
Д | 57 | 60 | 64 | 65 | 74 | 79 | 78 | |
17 | М | 60 | 60 | 66 | 71 | 77 | 81 | 86 |
М | 54 | 56 | 61 | 65 | 72 | 79 | 81 |
N п/п | Контрольное упражнение | Возраст, лет | Уровень физической подготовленности | ||||
высокий | выше среднего | средний | ниже среднего | низкий | |||
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |||
1. | Прыжок в длину с места, см | 7 | 130 | 117-129 | 104-116 | 88-103 | 87 |
8 | 145 | 132-144 | 119-131 | 103-118 | 102 | ||
9 | 158 | 145-157 | 132-144 | 116-131 | 115 | ||
10 | 166 | 153-165 | 141-152 | 124-140 | 123 | ||
11 | 177 | 164-176 | 151-163 | 135-150 | 134 | ||
12 | 187 | 174-186 | 161-173 | 145-160 | 144 | ||
13 | 198 | 185-197 | 172-184 | 156-171 | 155 | ||
14 | 208 | 195-207 | 182-194 | 166-181 | 165 | ||
15 | 217 | 204-216 | 191-203 | 175-190 | 174 | ||
16 | 228 | 215-227 | 202-214 | 186-201 | 185 | ||
17 | 238 | 225-237 | 212-224 | 196-211 | 195 | ||
2. | Медленный бег в сочетании | 7 | 1000 | 900 | 800 | 700 | 600 |
с ходьбой в течение 6 мин, м | 8 | 1050 | 950 | 850 | 750 | 650 | |
9 | 1100 | 1000 | 900 | 800 | 700 | ||
10 | 1150 | 1050 | 950 | 850 | 750 | ||
11 | 1200 | 1100 | 1000 | 900 | 800 | ||
12 | 1250 | 1150 | 1050 | 950 | 850 | ||
13 | 1300 | 1200 | 1100 | 1000 | 900 | ||
14 | 1350 | 1250 | 1150 | 1050 | 950 | ||
15 | 1400 | 1300 | 1200 | 1100 | 1000 | ||
16 | 1450 | 1350 | 1250 | 1150 | 1050 | ||
17 | 1500 | 1400 | 1300 | 1200 | 1100 | ||
3. | Броски и ловля теннисного мяча с расстояния 1 м от стены за 30 с, раз | 7 | 30 | 25 | 20 | 15 | 10 |
8 | 31 | 26 | 21 | 16 | 11 | ||
9 | 33 | 28 | 23 | 18 | 13 | ||
10 | 34 | 29 | 24 | 19 | 14 | ||
11 | 36 | 31 | 26 | 21 | 16 | ||
12 | 37 | 32 | 27 | 22 | 17 | ||
13 | 39 | 34 | 29 | 24 | 19 | ||
14 | 40 | 35 | 30 | 25 | 20 | ||
15 | 42 | 37 | 32 | 27 | 22 | ||
16 | 43 | 38 | 33 | 28 | 23 | ||
17 | 45 | 40 | 35 | 30 | 25 |
N п/п | Упражнения для определения уровня физической подготовленности | Возраст, лет | Уровень физической подготовленности | ||||
высокий | выше среднего | средний | ниже среднего | низкий | |||
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |||
1. | Прыжок в длину с места, см | 7 | 123 | 111-122 | 99-110 | 85-98 | 84 |
8 | 132 | 119-131 | 106-118 | 90-105 | 89 | ||
9 | 140 | 127-139 | 114-126 | 98-113 | 97 | ||
10 | 157 | 142-156 | 127-141 | 108-126 | 107 | ||
11 | 164 | 150-163 | 136-149 | 119-135 | 118 | ||
12 | 168 | 155-167 | 142-154 | 126-141 | 125 | ||
13 | 176 | 165-175 | 154-164 | 139-153 | 138 | ||
14 | 188 | 174-187 | 160-173 | 144-159 | 143 | ||
15 | 194 | 180-193 | 166-179 | 150-165 | 149 | ||
16 | 198 | 184-197 | 174-183 | 160-173 | 159 | ||
17 | 204 | 191-203 | 178-190 | 162-177 | 161 | ||
2. | Медленный бег в сочетании с ходьбой в течение 6 мин, м | 7 | 900 | 800 | 700 | 600 | 500 |
8 | 950 | 850 | 750 | 650 | 550 | ||
9 | 1000 | 900 | 800 | 700 | 600 | ||
10 | 1050 | 950 | 850 | 750 | 650 | ||
11 | 1100 | 1000 | 900 | 800 | 700 | ||
12 | 1150 | 1050 | 950 | 850 | 750 | ||
13 | 1200 | 1100 | 1000 | 900 | 800 | ||
14 | 1250 | 1150 | 1050 | 950 | 850 | ||
15 | 1300 | 1200 | 1100 | 1000 | 900 | ||
16 | 1350 | 1250 | 1150 | 1050 | 950 | ||
17 | 1400 | 1300 | 1200 | 1100 | 1000 | ||
3. | Броски и ловля теннисного мяча с расстояния 1 м от стены за 30 с, раз | 7 | 25 | 20 | 15 | 10 | 5 |
8 | 26 | 21 | 16 | 11 | 6 | ||
9 | 28 | 23 | 18 | 13 | 8 | ||
10 | 29 | 24 | 19 | 14 | 9 | ||
11 | 31 | 26 | 21 | 16 | 11 | ||
12 | 32 | 27 | 22 | 17 | 12 | ||
13 | 34 | 29 | 24 | 19 | 14 | ||
14 | 35 | 30 | 25 | 20 | 15 | ||
15 | 37 | 32 | 27 | 22 | 17 | ||
16 | 38 | 33 | 28 | 23 | 18 | ||
17 | 40 | 35 | 30 | 25 | 20 |