(Действующий) Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 мая 2012 г. N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
культурой обучающихся с отклонениями
в состоянии здоровья"

Противопоказания и ограничения к выполнению физических упражнений с учетом заболевания

Болезни органов и систем организма
Противопоказания
Ограничения
Органы кровообращения (артериальная гипертензия, компенсированные пороки сердца и др.)1. Физические нагрузки высокой интенсивности (бег в быстром темпе, прыжки в быстром темпе, эстафеты и др.).2. Акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, "мостик", "березка", стойка на руках и на голове и др.)3. Упражнения на гимнастических снарядах, в том числе висы без опоры, подтягивание на перекладине, прыжки через коня (козла), упражнения на брусьях и кольцах и др.4. Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, натуживанием1. Продолжительные физические нагрузки средней интенсивности (бег трусцой, бег в умеренном темпе, подвижные игры и др.)2. Физические упражнения, направленные на развитие общей и локальной выносливости, скоростно-силовых качеств.3. Физические упражнения с длительным статическим напряжением мышц.4. Физические упражнения на тренажерах (необходим индивидуальный подбор тренажера со строгим дозированием физических нагрузок).5. Физические упражнения, вызывающие нервное перенапряжение
Органы дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, рецидивирующие носовые кровотечения и др.)
1-4
см. противопоказания при болезнях органов кровообращения
1-5
см. ограничения при болезнях органов кровообращения
Мочеполовая система (пиелонефрит, цистит, нарушения менструальной функции и др.)
1-3
см. противопоказания при болезнях органов кровообращения4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием.5. Переохлаждение тела
1-4
см. ограничения при болезнях органов кровообращения5. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела.6. Занятия плаванием
Органы пищеварения (хронический гастрит, хронический гастродуоденит, язвенная болезнь, пупочная грыжа и др.)
1-3
см. противопоказания при болезнях органов кровообращения4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием
1-5
см. ограничения при болезнях органов кровообращения6. Круговые движения туловища и наклоны, особенно вперед.7. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела
Нервная система (эпилепсия, внутричерепная гипертензия, гипертензионно-гидроцефальный синдром и др.)
1-3
см. противопоказания при болезнях органов кровообращения4. Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, натуживанием и значительным наклоном головы
1-5
см. ограничения при болезнях органов кровообращения6. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела.7. Круговые движения головой, наклоны головы
Костно-мышечная система (плоскостопие, сколиоз, лордоз, кифоз, выраженные нарушения осанки, в том числе кифосколиотическая, плоская спина и др.)
1-3
см. противопоказания при болезнях органов кровообращения
1-4
см. ограничения при болезнях органов кровообращения5. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела
Органы зрения (миопия средней и высокой степени, гиперметропия средней и высокой степени, астигматизм и др.)
1-3
см. противопоказания при болезнях органов кровообращения4. Упражнения, выполнение которых связано с запрокидыванием и значительным наклоном головы, натуживанием, резким изменением положения тела.5. Упражнения, требующие напряжения органов зрения (упражнения в равновесии на повышенной опоре и др.)
1-5
см. ограничения при болезнях органов кровообращения6. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела (прыжки в высоту, с разбега, спрыгивания и др.)
Эндокринная система (ожирение, сахарный диабет и др.)
1-3
см. противопоказания при болезнях органов кровообращения.4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием
1-5
см. ограничения при болезнях органов кровообращения.6. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела (прыжки в высоту, с разбега, спрыгивания и др.)
Приложение N 4
"Медико-педагогический контроль за
организацией занятий физической
культурой обучающихся с отклонениями
в состоянии здоровья"

Определение
календарного возраста ребенка

Для определения возраста ребенка следует из года, когда проводится обследование, вычесть год рождения ребенка, а затем из полученного числа вычесть или к нему прибавить (см. знак) число месяцев, указанное на пересечении горизонтальной (месяц обследования) и вертикальной (месяц рождения) строк.
Месяц рожд.
Месяц обследования
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII
I
0
+1
+2
+3
+4
+5
+6
+7
+8
+9
+10
+11
II
-1
0
+1
+2
+3
+4
+5
+6
+7
+8
+9
+10
III
-2
-1
0
+1
+2
+3
+4
+5
+6
+7
+8
+9
IV
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
+4
+5
+6
+7
+8
V
-4
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
+4
+5
+6
+7
VI
-5
-4
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
+4
+5
+6
VII
-6
-5
-4
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
+4
+5
VIII
-7
-6
-5
-4
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
+4
IX
-8
-7
-6
-5
-4
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
X
-9
-8
-7
-6
-5
-4
-3
-2
-1
0
+1
+2
XI
-10
-9
-8
-7
-6
-5
-4
-3
-2
-1
0
+1
XII
-11
-10
-9
-8
-7
-6
-5
-4
-3
-2
-1
0
Пример: ребенок родился 14 июля 2000 г., обследовался 19 апреля 2012 г. Вычитая год его рождения из года обследования, получаем 12 лет; на пересечении горизонтальной (VII месяц) и вертикальной (IV месяц) строк таблицы находим цифру "-3", т.е. до 12 лет не достает трех месяцев - возраст ребенка на момент осмотра 11 лет 9 месяцев.
Приложение N 5
"Медико-педагогический контроль за
организацией занятий физической
культурой обучающихся с отклонениями
в состоянии здоровья"

Процентильное распределение значений ЧСС у детей и подростков
(НижГМА, 2010)

Возраст (лет)
Пол
Процентильное распределение ЧСС, уд/мин
5
10
25
50
75
90
95
6
М
68
75
81
93
98
103
112
Д
65
68
78
86
90
101
116
7
М
71
75
82
88
95
104
108
Д
70
72
80
86
94
100
112
8
М
71
76
79
85
92
96
107
Д
68
70
78
84
96
102
108
9
М
65
71
76
84
94
99
106
Д
66
73
80
85
96
100
105
10
М
64
70
74
82
86
98
102
Д
65
72
79
90
93
89
106
11
М
66
70
75
80
85
94
103
Д
68
75
82
83
89
94
106
12
М
62
70
78
79
84
92
98
Д
65
70
76
83
94
98
104
13
М
64
68
74
77
84
96
100
Д
69
73
16
81
94
97
103
14
М
62
67
75
78
88
94
102
Д
60
72
76
83
90
98
105
15
М
62
67
70
76
86
92
98
Д
62
66
75
78
88
96
100
16
М
62
68
70
80
88
94
97
Д
63
66
71
76
86
89
100
17
М
63
66
73
76
79
90
98
Д
62
69
72
77
84
90
101
Приложение N 6
"Медико-педагогический контроль за
организацией занятий физической
культурой обучающихся с отклонениями
в состоянии здоровья"

Процедура измерения и оценка АД

Для измерения АД могут быть использованы механические тонометры, автоматические и полуавтоматические приборы, прошедшие испытания для подтверждения точности измерений. Цена деления шкалы тонометра должна составлять 2 мм рт. ст. Необходимо правильно подобрать манжету, соответствующую окружности плеча учащегося. Ширина внутренней (резиновой) камеры манжеты должна составлять 40% окружности плеча, длина должна покрывать 80-100% окружности плеча. У детей при окружности плеча 16-21 см используют манжеты, ширина резиновой камеры которой составляет 8 см, длина - 21 см; у крупных детей при окружности плеча 22-26 см - 10 см и 24 см соответственно. Окружность измеряется сантиметровой лентой с точностью до 0,5 см на середине расстояния между локтевым и акромиальным отростком лопатки. Для детей 12 лет и старше используют манжету для взрослых (13 x 26 см).
Во время измерения АД ребенок должен сидеть, опираясь на прямую спинку стула, с расслабленными, не скрещенными ногами (ноги должны опираться на пол), не менять положения и не разговаривать на протяжении всей процедуры измерения.
Перед измерением АД обследуемый должен сидеть спокойно не менее 5 минут. Измерение проводится на правой руке. Рука должна удобно лежать на столе, ладонью кверху, примерно на уровне сердца. Манжета накладывается на правое плечо, при этом ее нижний край - примерно на 2 см выше внутренней складки локтевого сгиба. Центр резинового мешка должен находиться над плечевой артерией. Резиновая трубка, соединяющая манжету с аппаратом, должна располагаться с наружной стороны, а трубка, соединяющая манжету с резиновой грушей - с внутренней стороны по отношению к обследуемому.
Затем манжета соединяется с манометром. Воздух накачивается в манжету, при этом измеряющий пальпирует пульс обследуемого на правой радиальной артерии.
При определенном давлении в манжете пульс исчезает. После этого давление поднимают еще на 20 мм рт. ст. - это будет "максимальное давление" в манжете. После этого воздух из манжеты быстро выпускается. При последующих измерениях АД у того же обследуемого давление в манжете предварительно доводится до "максимального" уровня.
При измерении АД обычным фонендоскопом во время выпускания воздуха из манометра проводится аускультация звуков Короткова. Регистрируются I и V фазы. Первая фаза (появление) звуков Короткова отмечается как систолическое (САД), пятая (исчезновение) - как диастолическое (ДАД). При измерении АД у детей может регистрироваться феномен "бесконечного тона", когда тоны прослушиваются до 0 мм рт. ст. В этом случае оценка диастолического АД должна осуществляться по IV фазе тонов Короткова, когда отмечается изменение тембра и звука.
Измерение АД производится с точностью до 2 мм рт. ст. Если при измерении АД его значение оказывается между двумя отметками шкалы, то отмечается ближайшая верхняя четная цифра. Следует избегать предпочтения к определенным конечным цифрам АД (0, 2, 4, 6, 8). Особенно часто в качестве конечной цифры медики необоснованно регистрируют 0 (ноль) -110/70; 120/80; 130/90. Повторные измерения проводятся не ранее, чем через 2-3 минуты после полного выпускания воздуха из манжеты.
Регистрируются значения всех трех измерений, которые заносятся в карту обследования. Для оценки АД используются средние значения САД и ДАД. Необходимость трехкратного измерения АД продиктована высокой лабильностью АД у детей в ответ на внешние раздражители. В связи с тревожной реакцией ребенка на проведение медицинского осмотра и сам процесс измерения АД может выявляться однократное повышение АД, так называемый феномен "гипертонии на белый халат" (ГБХ).

Оценка артериального давления

Для оценки АД используют процентильное распределение показателей систолического и диастолического АД (САД и ДАД) детей в популяции с учетом возраста и пола, представленное в таблице. Оценка проводится по отрезным точкам процентильного распределения САД и ДАД, полученным при трехкратном измерении. Если уровни САД и ДАД попадают в разные категории, то оценка АД устанавливается по более высокому значению одного из этих показателей.
Нормальное артериальное давление определяется, когда значения САД и ДАД находятся в пределах 10-89 процентиля кривой распределения АД в популяции для соответствующего возраста и пола.
Обучающиеся с оценками ниже 10 процентиля, либо 90 процентиля и выше нуждаются в повторных измерениях после 30-минутного отдыха. При определении повторных неблагоприятных значений АД к оценке функциональных возможностей не допускаются и направляются на консультацию врача.

Процентильное распределение значений АД у детей и подростков
(НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, 2006)

Возраст (лет)
Пол
Процентильное распределение САД, мм рт. ст.
5
10
25
50
75
90
95
6
М
82
85
90
96
100
108
114
Д
80
84
88
96
101
110
115
7
М
83
86
90
99
105
111
116
Д
82
85
90
97
102
110
115
8
М
84
86
90
99
107
111
116
Д
83
85
90
98
104
110
115
9
М
85
89
94
101
107
113
118
Д
84
85
93
100
105
115
120
10
М
86
90
94
102
110
114
118
Д
86
90
96
102
110
120
124
11
М
86
90
96
104
112
120
122
Д
84
88
96
104
112
120
126
12
М
89
93
100
108
116
122
126
Д
90
94
100
109
116
124
128
13
М
90
94
102
111
116
124
130
Д
90
98
104
113
118
130
134
14
М
92
100
108
114
122
130
135
Д
95
99
101
111
114
128
133
15
М
101
103
111
117
125
135
139
Д
92
99
103
110
117
126
131
16
М
103
105
114
118
127
135
141
Д
92
99
103
112
118
127
130
17
М
103
107
116
120
126
133
140
Д
92
96
105
112
117
127
130
Процентильное распределение ДАД,  мм рт. ст.
6
М
44
49
53
57
62
65
72
Д
46
50
55
57
60
66
70
7
М
44
49
53
58
63
71
74
Д
45
51
55
59
63
69
75
8
М
44
49
55
60
65
72
75
Д
46
52
58
61
67
71
75
9
М
47
51
57
61
69
74
73
Д
50
51
57
61
68
73
74
10
М
46
50
54
58
68
68
72
Д
48
52
54
60
68
68
74
11
М
46
48
54
58
64
72
74
Д
48
52
54
60
64
70
74
12
М
47
51
55
62
66
72
75
Д
48
52
56
62
66
72
76
13
М
48
54
58
64
68
76
80
Д
52
54
58
64
72
76
78
14
М
52
56
62
66
70
76
82
Д
54
56
59
66
69
75
80
15
М
55
56
66
72
76
82
86
Д
55
57
60
66
70
76
80
16
М
54
58
65
72
76
80
85
Д
57
60
64
65
74
79
78
17
М
60
60
66
71
77
81
86
М
54
56
61
65
72
79
81
Приложение N 7
"Медико-педагогический контроль за
организацией занятий физической
культурой обучающихся с отклонениями
в состоянии здоровья"

Определение
уровня физической подготовленности мальчиков