(Действующий) Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 мая 2012 г. N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
организацией занятий физической
культурой обучающихся с отклонениями
в состоянии здоровья"

Определение
календарного возраста ребенка

Для определения возраста ребенка следует из года, когда проводится обследование, вычесть год рождения ребенка, а затем из полученного числа вычесть или к нему прибавить (см. знак) число месяцев, указанное на пересечении горизонтальной (месяц обследования) и вертикальной (месяц рождения) строк.
Месяц рожд.
Месяц обследования
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII
I
0
+1
+2
+3
+4
+5
+6
+7
+8
+9
+10
+11
II
-1
0
+1
+2
+3
+4
+5
+6
+7
+8
+9
+10
III
-2
-1
0
+1
+2
+3
+4
+5
+6
+7
+8
+9
IV
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
+4
+5
+6
+7
+8
V
-4
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
+4
+5
+6
+7
VI
-5
-4
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
+4
+5
+6
VII
-6
-5
-4
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
+4
+5
VIII
-7
-6
-5
-4
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
+4
IX
-8
-7
-6
-5
-4
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
X
-9
-8
-7
-6
-5
-4
-3
-2
-1
0
+1
+2
XI
-10
-9
-8
-7
-6
-5
-4
-3
-2
-1
0
+1
XII
-11
-10
-9
-8
-7
-6
-5
-4
-3
-2
-1
0
Пример: ребенок родился 14 июля 2000 г., обследовался 19 апреля 2012 г. Вычитая год его рождения из года обследования, получаем 12 лет; на пересечении горизонтальной (VII месяц) и вертикальной (IV месяц) строк таблицы находим цифру "-3", т.е. до 12 лет не достает трех месяцев - возраст ребенка на момент осмотра 11 лет 9 месяцев.
Приложение N 5
"Медико-педагогический контроль за
организацией занятий физической
культурой обучающихся с отклонениями
в состоянии здоровья"

Процентильное распределение значений ЧСС у детей и подростков
(НижГМА, 2010)

Возраст (лет)
Пол
Процентильное распределение ЧСС, уд/мин
5
10
25
50
75
90
95
6
М
68
75
81
93
98
103
112
Д
65
68
78
86
90
101
116
7
М
71
75
82
88
95
104
108
Д
70
72
80
86
94
100
112
8
М
71
76
79
85
92
96
107
Д
68
70
78
84
96
102
108
9
М
65
71
76
84
94
99
106
Д
66
73
80
85
96
100
105
10
М
64
70
74
82
86
98
102
Д
65
72
79
90
93
89
106
11
М
66
70
75
80
85
94
103
Д
68
75
82
83
89
94
106
12
М
62
70
78
79
84
92
98
Д
65
70
76
83
94
98
104
13
М
64
68
74
77
84
96
100
Д
69
73
16
81
94
97
103
14
М
62
67
75
78
88
94
102
Д
60
72
76
83
90
98
105
15
М
62
67
70
76
86
92
98
Д
62
66
75
78
88
96
100
16
М
62
68
70
80
88
94
97
Д
63
66
71
76
86
89
100
17
М
63
66
73
76
79
90
98
Д
62
69
72
77
84
90
101
Приложение N 6
"Медико-педагогический контроль за
организацией занятий физической
культурой обучающихся с отклонениями
в состоянии здоровья"

Процедура измерения и оценка АД

Для измерения АД могут быть использованы механические тонометры, автоматические и полуавтоматические приборы, прошедшие испытания для подтверждения точности измерений. Цена деления шкалы тонометра должна составлять 2 мм рт. ст. Необходимо правильно подобрать манжету, соответствующую окружности плеча учащегося. Ширина внутренней (резиновой) камеры манжеты должна составлять 40% окружности плеча, длина должна покрывать 80-100% окружности плеча. У детей при окружности плеча 16-21 см используют манжеты, ширина резиновой камеры которой составляет 8 см, длина - 21 см; у крупных детей при окружности плеча 22-26 см - 10 см и 24 см соответственно. Окружность измеряется сантиметровой лентой с точностью до 0,5 см на середине расстояния между локтевым и акромиальным отростком лопатки. Для детей 12 лет и старше используют манжету для взрослых (13 x 26 см).
Во время измерения АД ребенок должен сидеть, опираясь на прямую спинку стула, с расслабленными, не скрещенными ногами (ноги должны опираться на пол), не менять положения и не разговаривать на протяжении всей процедуры измерения.
Перед измерением АД обследуемый должен сидеть спокойно не менее 5 минут. Измерение проводится на правой руке. Рука должна удобно лежать на столе, ладонью кверху, примерно на уровне сердца. Манжета накладывается на правое плечо, при этом ее нижний край - примерно на 2 см выше внутренней складки локтевого сгиба. Центр резинового мешка должен находиться над плечевой артерией. Резиновая трубка, соединяющая манжету с аппаратом, должна располагаться с наружной стороны, а трубка, соединяющая манжету с резиновой грушей - с внутренней стороны по отношению к обследуемому.
Затем манжета соединяется с манометром. Воздух накачивается в манжету, при этом измеряющий пальпирует пульс обследуемого на правой радиальной артерии.
При определенном давлении в манжете пульс исчезает. После этого давление поднимают еще на 20 мм рт. ст. - это будет "максимальное давление" в манжете. После этого воздух из манжеты быстро выпускается. При последующих измерениях АД у того же обследуемого давление в манжете предварительно доводится до "максимального" уровня.
При измерении АД обычным фонендоскопом во время выпускания воздуха из манометра проводится аускультация звуков Короткова. Регистрируются I и V фазы. Первая фаза (появление) звуков Короткова отмечается как систолическое (САД), пятая (исчезновение) - как диастолическое (ДАД). При измерении АД у детей может регистрироваться феномен "бесконечного тона", когда тоны прослушиваются до 0 мм рт. ст. В этом случае оценка диастолического АД должна осуществляться по IV фазе тонов Короткова, когда отмечается изменение тембра и звука.
Измерение АД производится с точностью до 2 мм рт. ст. Если при измерении АД его значение оказывается между двумя отметками шкалы, то отмечается ближайшая верхняя четная цифра. Следует избегать предпочтения к определенным конечным цифрам АД (0, 2, 4, 6, 8). Особенно часто в качестве конечной цифры медики необоснованно регистрируют 0 (ноль) -110/70; 120/80; 130/90. Повторные измерения проводятся не ранее, чем через 2-3 минуты после полного выпускания воздуха из манжеты.
Регистрируются значения всех трех измерений, которые заносятся в карту обследования. Для оценки АД используются средние значения САД и ДАД. Необходимость трехкратного измерения АД продиктована высокой лабильностью АД у детей в ответ на внешние раздражители. В связи с тревожной реакцией ребенка на проведение медицинского осмотра и сам процесс измерения АД может выявляться однократное повышение АД, так называемый феномен "гипертонии на белый халат" (ГБХ).

Оценка артериального давления

Для оценки АД используют процентильное распределение показателей систолического и диастолического АД (САД и ДАД) детей в популяции с учетом возраста и пола, представленное в таблице. Оценка проводится по отрезным точкам процентильного распределения САД и ДАД, полученным при трехкратном измерении. Если уровни САД и ДАД попадают в разные категории, то оценка АД устанавливается по более высокому значению одного из этих показателей.
Нормальное артериальное давление определяется, когда значения САД и ДАД находятся в пределах 10-89 процентиля кривой распределения АД в популяции для соответствующего возраста и пола.
Обучающиеся с оценками ниже 10 процентиля, либо 90 процентиля и выше нуждаются в повторных измерениях после 30-минутного отдыха. При определении повторных неблагоприятных значений АД к оценке функциональных возможностей не допускаются и направляются на консультацию врача.

Процентильное распределение значений АД у детей и подростков
(НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, 2006)

Возраст (лет)
Пол
Процентильное распределение САД, мм рт. ст.
5
10
25
50
75
90
95
6
М
82
85
90
96
100
108
114
Д
80
84
88
96
101
110
115
7
М
83
86
90
99
105
111
116
Д
82
85
90
97
102
110
115
8
М
84
86
90
99
107
111
116
Д
83
85
90
98
104
110
115
9
М
85
89
94
101
107
113
118
Д
84
85
93
100
105
115
120
10
М
86
90
94
102
110
114
118
Д
86
90
96
102
110
120
124
11
М
86
90
96
104
112
120
122
Д
84
88
96
104
112
120
126
12
М
89
93
100
108
116
122
126
Д
90
94
100
109
116
124
128
13
М
90
94
102
111
116
124
130
Д
90
98
104
113
118
130
134
14
М
92
100
108
114
122
130
135
Д
95
99
101
111
114
128
133
15
М
101
103
111
117
125
135
139
Д
92
99
103
110
117
126
131
16
М
103
105
114
118
127
135
141
Д
92
99
103
112
118
127
130
17
М
103
107
116
120
126
133
140
Д
92
96
105
112
117
127
130
Процентильное распределение ДАД,  мм рт. ст.
6
М
44
49
53
57
62
65
72
Д
46
50
55
57
60
66
70
7
М
44
49
53
58
63
71
74
Д
45
51
55
59
63
69
75
8
М
44
49
55
60
65
72
75
Д
46
52
58
61
67
71
75
9
М
47
51
57
61
69
74
73
Д
50
51
57
61
68
73
74
10
М
46
50
54
58
68
68
72
Д
48
52
54
60
68
68
74
11
М
46
48
54
58
64
72
74
Д
48
52
54
60
64
70
74
12
М
47
51
55
62
66
72
75
Д
48
52
56
62
66
72
76
13
М
48
54
58
64
68
76
80
Д
52
54
58
64
72
76
78
14
М
52
56
62
66
70
76
82
Д
54
56
59
66
69
75
80
15
М
55
56
66
72
76
82
86
Д
55
57
60
66
70
76
80
16
М
54
58
65
72
76
80
85
Д
57
60
64
65
74
79
78
17
М
60
60
66
71
77
81
86
М
54
56
61
65
72
79
81
Приложение N 7
"Медико-педагогический контроль за
организацией занятий физической
культурой обучающихся с отклонениями
в состоянии здоровья"

Определение
уровня физической подготовленности мальчиков

N п/п
Контрольное упражнение
Возраст, лет
Уровень физической подготовленности
высокий
выше среднего
средний
ниже среднего
низкий
5 баллов
4 балла
3 балла
2 балла
1 балл
1.
Прыжок в длину с места, см
7
130
117-129
104-116
88-103
87
8
145
132-144
119-131
103-118
102
9
158
145-157
132-144
116-131
115
10
166
153-165
141-152
124-140
123
11
177
164-176
151-163
135-150
134
12
187
174-186
161-173
145-160
144
13
198
185-197
172-184
156-171
155
14
208
195-207
182-194
166-181
165
15
217
204-216
191-203
175-190
174
16
228
215-227
202-214
186-201
185
17
238
225-237
212-224
196-211
195
2.
Медленный бег в сочетании
7
1000
900
800
700
600
с ходьбой в течение 6 мин, м
8
1050
950
850
750
650
9
1100
1000
900
800
700
10
1150
1050
950
850
750
11
1200
1100
1000
900
800
12
1250
1150
1050
950
850
13
1300
1200
1100
1000
900
14
1350
1250
1150
1050
950
15
1400
1300
1200
1100
1000
16
1450
1350
1250
1150
1050
17
1500
1400
1300
1200
1100
3.
Броски и ловля теннисного мяча с расстояния 1 м от стены за 30 с, раз
7
30
25
20
15
10
8
31
26
21
16
11
9
33
28
23
18
13
10
34
29
24
19
14
11
36
31
26
21
16
12
37
32
27
22
17
13
39
34
29
24
19
14
40
35
30
25
20
15
42
37
32
27
22
16
43
38
33
28
23
17
45
40
35
30
25

Определение уровня физической подготовленности девочек

N п/п
Упражнения для определения уровня физической подготовленности
Возраст, лет
Уровень физической подготовленности
высокий
выше среднего
средний
ниже среднего
низкий
5 баллов
4 балла
3 балла
2 балла
1 балл
1.
Прыжок в длину с места, см
7
123
111-122
99-110
85-98
84
8
132
119-131
106-118
90-105
89
9
140
127-139
114-126
98-113
97
10
157
142-156
127-141
108-126
107
11
164
150-163
136-149
119-135
118
12
168
155-167
142-154
126-141
125
13
176
165-175
154-164
139-153
138
14
188
174-187
160-173
144-159
143
15
194
180-193
166-179
150-165
149
16
198
184-197
174-183
160-173
159
17
204
191-203
178-190
162-177
161
2.
Медленный бег в сочетании с ходьбой в течение 6 мин, м
7
900
800
700
600
500
8
950
850
750
650
550
9
1000
900
800
700
600
10
1050
950
850
750
650
11
1100
1000
900
800
700
12
1150
1050
950
850
750
13
1200
1100
1000
900
800
14
1250
1150
1050
950
850
15
1300
1200
1100
1000
900
16
1350
1250
1150
1050
950
17
1400
1300
1200
1100
1000
3.
Броски и ловля теннисного мяча с расстояния 1 м от стены за 30 с, раз
7
25
20
15
10
5
8
26
21
16
11
6
9
28
23
18
13
8
10
29
24
19
14
9
11
31
26
21
16
11
12
32
27
22
17
12
13
34
29
24
19
14
14
35
30
25
20
15
15
37
32
27
22
17
16
38
33
28
23
18
17
40
35
30
25
20
Приложение N 8
"Медико-педагогический контроль за
организацией занятий физической