Действующий
Болезни органов и систем организма | Противопоказания | Ограничения |
Органы кровообращения (артериальная гипертензия, компенсированные пороки сердца и др.) | 1. Физические нагрузки высокой интенсивности (бег в быстром темпе, прыжки в быстром темпе, эстафеты и др.).2. Акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, "мостик", "березка", стойка на руках и на голове и др.)3. Упражнения на гимнастических снарядах, в том числе висы без опоры, подтягивание на перекладине, прыжки через коня (козла), упражнения на брусьях и кольцах и др.4. Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, натуживанием | 1. Продолжительные физические нагрузки средней интенсивности (бег трусцой, бег в умеренном темпе, подвижные игры и др.)2. Физические упражнения, направленные на развитие общей и локальной выносливости, скоростно-силовых качеств.3. Физические упражнения с длительным статическим напряжением мышц.4. Физические упражнения на тренажерах (необходим индивидуальный подбор тренажера со строгим дозированием физических нагрузок).5. Физические упражнения, вызывающие нервное перенапряжение |
Органы дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, рецидивирующие носовые кровотечения и др.) | 1-4 см. противопоказания при болезнях органов кровообращения | 1-5 см. ограничения при болезнях органов кровообращения |
Мочеполовая система (пиелонефрит, цистит, нарушения менструальной функции и др.) | 1-3 см. противопоказания при болезнях органов кровообращения4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием.5. Переохлаждение тела | 1-4 см. ограничения при болезнях органов кровообращения5. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела.6. Занятия плаванием |
Органы пищеварения (хронический гастрит, хронический гастродуоденит, язвенная болезнь, пупочная грыжа и др.) | 1-3 см. противопоказания при болезнях органов кровообращения4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием | 1-5 см. ограничения при болезнях органов кровообращения6. Круговые движения туловища и наклоны, особенно вперед.7. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела |
Нервная система (эпилепсия, внутричерепная гипертензия, гипертензионно-гидроцефальный синдром и др.) | 1-3 см. противопоказания при болезнях органов кровообращения4. Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, натуживанием и значительным наклоном головы | 1-5 см. ограничения при болезнях органов кровообращения6. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела.7. Круговые движения головой, наклоны головы |
Костно-мышечная система (плоскостопие, сколиоз, лордоз, кифоз, выраженные нарушения осанки, в том числе кифосколиотическая, плоская спина и др.) | 1-3 см. противопоказания при болезнях органов кровообращения | 1-4 см. ограничения при болезнях органов кровообращения5. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела |
Органы зрения (миопия средней и высокой степени, гиперметропия средней и высокой степени, астигматизм и др.) | 1-3 см. противопоказания при болезнях органов кровообращения4. Упражнения, выполнение которых связано с запрокидыванием и значительным наклоном головы, натуживанием, резким изменением положения тела.5. Упражнения, требующие напряжения органов зрения (упражнения в равновесии на повышенной опоре и др.) | 1-5 см. ограничения при болезнях органов кровообращения6. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела (прыжки в высоту, с разбега, спрыгивания и др.) |
Эндокринная система (ожирение, сахарный диабет и др.) | 1-3 см. противопоказания при болезнях органов кровообращения.4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием | 1-5 см. ограничения при болезнях органов кровообращения.6. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела (прыжки в высоту, с разбега, спрыгивания и др.) |
Для определения возраста ребенка следует из года, когда проводится обследование, вычесть год рождения ребенка, а затем из полученного числа вычесть или к нему прибавить (см. знак) число месяцев, указанное на пересечении горизонтальной (месяц обследования) и вертикальной (месяц рождения) строк.
Месяц рожд. | Месяц обследования | |||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | |
I | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | +7 | +8 | +9 | +10 | +11 |
II | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | +7 | +8 | +9 | +10 |
III | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | +7 | +8 | +9 |
IV | -3 | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | +7 | +8 |
V | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | +7 |
VI | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 |
VII | -6 | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 |
VIII | -7 | -6 | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 |
IX | -8 | -7 | -6 | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 |
X | -9 | -8 | -7 | -6 | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 |
XI | -10 | -9 | -8 | -7 | -6 | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 | +1 |
XII | -11 | -10 | -9 | -8 | -7 | -6 | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 |
Пример: ребенок родился 14 июля 2000 г., обследовался 19 апреля 2012 г. Вычитая год его рождения из года обследования, получаем 12 лет; на пересечении горизонтальной (VII месяц) и вертикальной (IV месяц) строк таблицы находим цифру "-3", т.е. до 12 лет не достает трех месяцев - возраст ребенка на момент осмотра 11 лет 9 месяцев.
Возраст (лет) | Пол | Процентильное распределение ЧСС, уд/мин | ||||||
5 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 95 | ||
6 | М | 68 | 75 | 81 | 93 | 98 | 103 | 112 |
Д | 65 | 68 | 78 | 86 | 90 | 101 | 116 | |
7 | М | 71 | 75 | 82 | 88 | 95 | 104 | 108 |
Д | 70 | 72 | 80 | 86 | 94 | 100 | 112 | |
8 | М | 71 | 76 | 79 | 85 | 92 | 96 | 107 |
Д | 68 | 70 | 78 | 84 | 96 | 102 | 108 | |
9 | М | 65 | 71 | 76 | 84 | 94 | 99 | 106 |
Д | 66 | 73 | 80 | 85 | 96 | 100 | 105 | |
10 | М | 64 | 70 | 74 | 82 | 86 | 98 | 102 |
Д | 65 | 72 | 79 | 90 | 93 | 89 | 106 | |
11 | М | 66 | 70 | 75 | 80 | 85 | 94 | 103 |
Д | 68 | 75 | 82 | 83 | 89 | 94 | 106 | |
12 | М | 62 | 70 | 78 | 79 | 84 | 92 | 98 |
Д | 65 | 70 | 76 | 83 | 94 | 98 | 104 | |
13 | М | 64 | 68 | 74 | 77 | 84 | 96 | 100 |
Д | 69 | 73 | 16 | 81 | 94 | 97 | 103 | |
14 | М | 62 | 67 | 75 | 78 | 88 | 94 | 102 |
Д | 60 | 72 | 76 | 83 | 90 | 98 | 105 | |
15 | М | 62 | 67 | 70 | 76 | 86 | 92 | 98 |
Д | 62 | 66 | 75 | 78 | 88 | 96 | 100 | |
16 | М | 62 | 68 | 70 | 80 | 88 | 94 | 97 |
Д | 63 | 66 | 71 | 76 | 86 | 89 | 100 | |
17 | М | 63 | 66 | 73 | 76 | 79 | 90 | 98 |
Д | 62 | 69 | 72 | 77 | 84 | 90 | 101 |
Для измерения АД могут быть использованы механические тонометры, автоматические и полуавтоматические приборы, прошедшие испытания для подтверждения точности измерений. Цена деления шкалы тонометра должна составлять 2 мм рт. ст. Необходимо правильно подобрать манжету, соответствующую окружности плеча учащегося. Ширина внутренней (резиновой) камеры манжеты должна составлять 40% окружности плеча, длина должна покрывать 80-100% окружности плеча. У детей при окружности плеча 16-21 см используют манжеты, ширина резиновой камеры которой составляет 8 см, длина - 21 см; у крупных детей при окружности плеча 22-26 см - 10 см и 24 см соответственно. Окружность измеряется сантиметровой лентой с точностью до 0,5 см на середине расстояния между локтевым и акромиальным отростком лопатки. Для детей 12 лет и старше используют манжету для взрослых (13 x 26 см).
Во время измерения АД ребенок должен сидеть, опираясь на прямую спинку стула, с расслабленными, не скрещенными ногами (ноги должны опираться на пол), не менять положения и не разговаривать на протяжении всей процедуры измерения.
Перед измерением АД обследуемый должен сидеть спокойно не менее 5 минут. Измерение проводится на правой руке. Рука должна удобно лежать на столе, ладонью кверху, примерно на уровне сердца. Манжета накладывается на правое плечо, при этом ее нижний край - примерно на 2 см выше внутренней складки локтевого сгиба. Центр резинового мешка должен находиться над плечевой артерией. Резиновая трубка, соединяющая манжету с аппаратом, должна располагаться с наружной стороны, а трубка, соединяющая манжету с резиновой грушей - с внутренней стороны по отношению к обследуемому.
Затем манжета соединяется с манометром. Воздух накачивается в манжету, при этом измеряющий пальпирует пульс обследуемого на правой радиальной артерии.
При определенном давлении в манжете пульс исчезает. После этого давление поднимают еще на 20 мм рт. ст. - это будет "максимальное давление" в манжете. После этого воздух из манжеты быстро выпускается. При последующих измерениях АД у того же обследуемого давление в манжете предварительно доводится до "максимального" уровня.
При измерении АД обычным фонендоскопом во время выпускания воздуха из манометра проводится аускультация звуков Короткова. Регистрируются I и V фазы. Первая фаза (появление) звуков Короткова отмечается как систолическое (САД), пятая (исчезновение) - как диастолическое (ДАД). При измерении АД у детей может регистрироваться феномен "бесконечного тона", когда тоны прослушиваются до 0 мм рт. ст. В этом случае оценка диастолического АД должна осуществляться по IV фазе тонов Короткова, когда отмечается изменение тембра и звука.
Измерение АД производится с точностью до 2 мм рт. ст. Если при измерении АД его значение оказывается между двумя отметками шкалы, то отмечается ближайшая верхняя четная цифра. Следует избегать предпочтения к определенным конечным цифрам АД (0, 2, 4, 6, 8). Особенно часто в качестве конечной цифры медики необоснованно регистрируют 0 (ноль) -110/70; 120/80; 130/90. Повторные измерения проводятся не ранее, чем через 2-3 минуты после полного выпускания воздуха из манжеты.
Регистрируются значения всех трех измерений, которые заносятся в карту обследования. Для оценки АД используются средние значения САД и ДАД. Необходимость трехкратного измерения АД продиктована высокой лабильностью АД у детей в ответ на внешние раздражители. В связи с тревожной реакцией ребенка на проведение медицинского осмотра и сам процесс измерения АД может выявляться однократное повышение АД, так называемый феномен "гипертонии на белый халат" (ГБХ).
Для оценки АД используют процентильное распределение показателей систолического и диастолического АД (САД и ДАД) детей в популяции с учетом возраста и пола, представленное в таблице. Оценка проводится по отрезным точкам процентильного распределения САД и ДАД, полученным при трехкратном измерении. Если уровни САД и ДАД попадают в разные категории, то оценка АД устанавливается по более высокому значению одного из этих показателей.
Нормальное артериальное давление определяется, когда значения САД и ДАД находятся в пределах 10-89 процентиля кривой распределения АД в популяции для соответствующего возраста и пола.
Обучающиеся с оценками ниже 10 процентиля, либо 90 процентиля и выше нуждаются в повторных измерениях после 30-минутного отдыха. При определении повторных неблагоприятных значений АД к оценке функциональных возможностей не допускаются и направляются на консультацию врача.
Возраст (лет) | Пол | Процентильное распределение САД, мм рт. ст. | ||||||
5 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 95 | ||
6 | М | 82 | 85 | 90 | 96 | 100 | 108 | 114 |
Д | 80 | 84 | 88 | 96 | 101 | 110 | 115 | |
7 | М | 83 | 86 | 90 | 99 | 105 | 111 | 116 |
Д | 82 | 85 | 90 | 97 | 102 | 110 | 115 | |
8 | М | 84 | 86 | 90 | 99 | 107 | 111 | 116 |
Д | 83 | 85 | 90 | 98 | 104 | 110 | 115 | |
9 | М | 85 | 89 | 94 | 101 | 107 | 113 | 118 |
Д | 84 | 85 | 93 | 100 | 105 | 115 | 120 | |
10 | М | 86 | 90 | 94 | 102 | 110 | 114 | 118 |
Д | 86 | 90 | 96 | 102 | 110 | 120 | 124 | |
11 | М | 86 | 90 | 96 | 104 | 112 | 120 | 122 |
Д | 84 | 88 | 96 | 104 | 112 | 120 | 126 | |
12 | М | 89 | 93 | 100 | 108 | 116 | 122 | 126 |
Д | 90 | 94 | 100 | 109 | 116 | 124 | 128 | |
13 | М | 90 | 94 | 102 | 111 | 116 | 124 | 130 |
Д | 90 | 98 | 104 | 113 | 118 | 130 | 134 | |
14 | М | 92 | 100 | 108 | 114 | 122 | 130 | 135 |
Д | 95 | 99 | 101 | 111 | 114 | 128 | 133 | |
15 | М | 101 | 103 | 111 | 117 | 125 | 135 | 139 |
Д | 92 | 99 | 103 | 110 | 117 | 126 | 131 | |
16 | М | 103 | 105 | 114 | 118 | 127 | 135 | 141 |
Д | 92 | 99 | 103 | 112 | 118 | 127 | 130 | |
17 | М | 103 | 107 | 116 | 120 | 126 | 133 | 140 |
Д | 92 | 96 | 105 | 112 | 117 | 127 | 130 | |
Процентильное распределение ДАД, мм рт. ст. | ||||||||
6 | М | 44 | 49 | 53 | 57 | 62 | 65 | 72 |
Д | 46 | 50 | 55 | 57 | 60 | 66 | 70 | |
7 | М | 44 | 49 | 53 | 58 | 63 | 71 | 74 |
Д | 45 | 51 | 55 | 59 | 63 | 69 | 75 | |
8 | М | 44 | 49 | 55 | 60 | 65 | 72 | 75 |
Д | 46 | 52 | 58 | 61 | 67 | 71 | 75 | |
9 | М | 47 | 51 | 57 | 61 | 69 | 74 | 73 |
Д | 50 | 51 | 57 | 61 | 68 | 73 | 74 | |
10 | М | 46 | 50 | 54 | 58 | 68 | 68 | 72 |
Д | 48 | 52 | 54 | 60 | 68 | 68 | 74 | |
11 | М | 46 | 48 | 54 | 58 | 64 | 72 | 74 |
Д | 48 | 52 | 54 | 60 | 64 | 70 | 74 | |
12 | М | 47 | 51 | 55 | 62 | 66 | 72 | 75 |
Д | 48 | 52 | 56 | 62 | 66 | 72 | 76 | |
13 | М | 48 | 54 | 58 | 64 | 68 | 76 | 80 |
Д | 52 | 54 | 58 | 64 | 72 | 76 | 78 | |
14 | М | 52 | 56 | 62 | 66 | 70 | 76 | 82 |
Д | 54 | 56 | 59 | 66 | 69 | 75 | 80 | |
15 | М | 55 | 56 | 66 | 72 | 76 | 82 | 86 |
Д | 55 | 57 | 60 | 66 | 70 | 76 | 80 | |
16 | М | 54 | 58 | 65 | 72 | 76 | 80 | 85 |
Д | 57 | 60 | 64 | 65 | 74 | 79 | 78 | |
17 | М | 60 | 60 | 66 | 71 | 77 | 81 | 86 |
М | 54 | 56 | 61 | 65 | 72 | 79 | 81 |