(Действующий) Технические условияразмещения и крепления грузов в вагонах и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Технические условияразмещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах(утв. Министерством путей сообщения РФ 27 мая 2003 г. N ЦМ-943)

Глава 1.
Требования к размещению и креплению грузов в вагонах и контейнерах

1. Общие положения

1.1. Настоящие Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (далее - "ТУ") устанавливают порядок и условия размещения и крепления грузов в универсальных четырехосных вагонах (полувагоны, платформы) и в контейнерах при железнодорожных перевозках по территории Российской Федерации по железнодорожным путям, имеющим ширину колеи 1520 мм со скоростью движения до 100 км/ч включительно.
1.2. Размещение и крепление грузов, не предусмотренные настоящими ТУ, должны выполняться в соответствии со способами, установленными местными техническими условиями размещения и крепления грузов (далее - МТУ), согласно положениям, предусмотренным в пунктах 7.1, 7.2 настоящей главы.
Размещение и крепление грузов способами, не разработанными ТУ и МТУ, должны выполняться в соответствии со способами, установленными непредусмотренными техническими условиями (далее - НТУ) согласно положениям пункта 7.3 настоящей главы.
1.3. При наличии в настоящих ТУ особых требований в отношении отдельных грузов либо их типоразмеров, отличных от общих требований настоящей главы, необходимо руководствоваться положениями соответствующих глав настоящих ТУ.
1.4. Разработка и экспериментальная проверка способов размещения и крепления опасных грузов должны выполняться с учетом требований разделов 7 и 12 настоящей главы. При этом экспериментальная проверка способов размещения и крепления опасных грузов должна проводиться на макетах или натурных образцах с безопасными (инертными) заменителями при условии соответствия (равенства) их массы и габаритных размеров.
1.5. Размещение и крепление грузов, которые по своей массе или габаритным размерам не соответствуют требованиям настоящей главы, следует осуществлять в соответствии с Инструкцией по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (далее - инструкция).
1.6. Размещение и крепление новых кранов на железнодорожном ходу, перевозимых от заводов изготовителей, а также кранов такого типа, не бывших в употреблении, осуществляется в соответствии с инструкцией о порядке подготовки кранов в составе поездов, утвержденной производителем таких кранов по согласованию с МПС России.
Размещение и крепление съемного навесного оборудования бывших в употреблении кранов такого типа, а также закрепление поворотных выдвигающихся частей кранов, предъявляемых к перевозке без съемного навесного оборудования, осуществляется в соответствии с НТУ, утвержденными в установленном разделом 7 настоящей главы порядке.
1.7. Размещение и крепление грузов, поступающих от железнодорожной администраций других государств, должно соответствовать действующим на железнодорожном транспорте в Российской Федерации требованиям, если иное не установлено международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация.

2. Габариты погрузки

2.1. Размещение на открытом железнодорожном подвижном составе грузов в зависимости от их размеров и крепления должно осуществляться в пределах габаритов погрузки. Виды габаритов погрузки и регионы их применения приведены в таблице 1.
Таблица 1
Вид габарита погрузки
Номер рисунка, таблицы
Распространяется на грузы
Применение
ОсновнойВсе грузыЖелезнодорожный транспорт
ЛьготныйГрузы, размещаемые в пределах погрузочной длины платформы или полувагонаЖелезнодорожный транспорт, за исключением участков: Хабаровск-1 - Амур; Кимкан - Богучан
ЗональныйЛесные грузы погруженные по СТУ, МТУ.Грузы по разрешению федерального органа власти на железнодорожном транспортеЖелезнодорожный транспорт, за исключением участков: Белореченская - Туапсе - Веселое, Крымская - Новороссийск; Чук - Лабытнанги, Пукса - Наволок; Тигей - Ачинск
Примечание. Зональный габарит погрузки не применяется при перевозке грузов назначением на железные дороги Азербайджана, Грузии, Армении, Украины (Львовская железная дорога).
Очертания габаритов погрузки приведены на рисунках 1-4. Значения расстояния В от точек очертания габаритов до вертикальной плоскости, проходящей через ось железнодорожного пути, в зависимости от высоты Н точки от уровня головки рельса (УГР) приведены в таблицах 2-4. Технические характеристики полувагонов и платформ приведены в приложении N 1 к настоящей главе.
954 × 1225 пикс.     Открыть в новом окне
956 × 1228 пикс.     Открыть в новом окне
972 × 1253 пикс.     Открыть в новом окне
1034 × 1290 пикс.     Открыть в новом окне

Таблица 2 - Размеры основного габарита погрузки в миллиметрах

Н
В
Н
В
Н
В
380-3999
1625
4430
1292
4870
951
4000
1625
4440
1284
4880
944
4010
1617
4450
1276
4890
937
4020
1609
4460
1268
4900
930
4030
1601
4470
1260
4910
922
4040
1593
4480
1252
4920
915
4050
1585
4490
1245
4930
908
4060
1577
4500
1238
4940
901
4070
1569
4510
1230
4950
893
4080
1561
4520
1222
4960
885
4090
1554
4530
1214
4970
877
4100
1548
4540
1206
4980
869
4110
1540
4550
1198
4990
861
4120
1532
4560
1190
5000
853
4130
1524
4570
1183
5010
845
4140
1516
4580
1176
5020
837
4150
1509
4590
1169
5030
829
4160
1502
4600
1162
5040
821
4170
1495
4610
1154
5050
813
4180
1487
4620
1146
5060
805
4190
1479
4630
1138
5070
797
4200
1471
4640
1130
5080
789
4210
1463
4650
1122
5090
782
4220
1455
4660
1114
5100
775
4230
1447
4670
1106
5110
767
4240
1439
4680
1098
5120
759
4250
1431
4690
1091
5130
751
4260
1423
4700
1084
5140
743
4270
1415
4710
1076
5150
735
4280
1407
4720
1068
5160
727
4290
1400
4730
1060
5170
719
4300
1392
4740
1052
5180
711
4310
1385
4750
1044
5190
704
4320
1378
4760
1036
5200
697
4330
1371
4770
1028
5210
689
4340
1363
4780
1021
5220
681
4350
1355
4790
1014
5230
673
4360
1347
4800
1007
5240
665
4370
1339
4810
999
5250
657
4380
1331
4820
991
5260
649
4390
1323
4830
983
5270
641
4400
1316
4840
975
5280
634
4410
1308
4850
967
5290
627
4420
1300
4860
959
5300
620

Таблица 3 - Размеры льготного габарита погрузки в миллиметрах

Н
В
Н
В
Н
В
Н
В
380-1299
1625
3740
1655
4410
1332
4860
982
1300-1400
1700
3790
1654
4420
1324
4870
975
1452
1699
3844
1653
4430
1316
4880
967
1504
1698
3896
1652
4440
1308
4890
959
1556
1697
3948
1651
4450
1300
4900
951
1608
1696
4000
1650
4460
1293
4910
943
1660
1695
4010
1642
4470
1285
4920
936
1712
1694
4020
1634
4480
1277
4930
928
1764
1693
4030
1627
4490
1270
4940
920
1816
1692
4040
1619
4500
1262
4950
912
1868
1691
4050
1611
4510
1254
4960
905
1920
1690
4060
1603
4520
1246
4970
897
1972
1689
4070
1596
4530
1239
4980
889
2024
1688
4080
1588
4540
1231
4990
882
2076
1687
4090
1580
4550
1223
5000
873
2128
1686
4100
1572
4560
1215
5010
866
2180
1685
4110
1564
4570
1208
5020
858
2232
1684
4120
1557
4580
1200
5030
850
2284
1683
4130
1549
4590
1192
5040
842
2336
1682
4140
1541
4600
1184
5050
835
2388
1681
4150
1533
4610
1176
5060
827
2440
1680
4160
1526
4620
1168
5070
819
2492
1679
4170
1518
4630
1160
5080
811
2544
1678
4180
1510
4640
1153
5090
803
2596
1677
4190
1502
4650
1146
5100
795
2648
1676
4200
1495
4660
1137
5110
787
2700
1675
4210
1487
4670
1129
5120
779
2752
1674
4220
1479
4680
1122
5130
772
2804
1673
4230
1472
4690
1114
5140
764
2856
1672
4240
1464
4700
1106
5150
756
2908
1671
4250
1456
4710
1098
5160
748
2960
1670
4260
1448
4720
1090
5170
741
3012
1669
4270
1441
4730
1083
5180
733
3064
1668
4280
1433
4740
1075
5190
725
3116
1667
4290
1425
4750
1067
5200
717
3168
1666
4300
1417
4760
1060
5210
709
3220
1665
4310
1409
4770
1052
5220
702
3272
1664
4320
1402
4780
1044
5230
694
3324
1663
4330
1394
4790
1036
5240
686
3376
1662
4340
1386
4800
1029
5250
678
3428
1661
4350
1378
4810
1021
5260
671
3480
1660
4360
1371
4820
1013
5270
663
3532
1659
4370
1363
4830
1006
5280
655
3584
1658
4380
1355
4840
998
5290
647
3636
1657
4390
1348
4850
990
5300
640
3688
1656
4400
1339

Таблица 4 - Размеры зонального габарита погрузки в миллиметрах

Н
В
Н
В
Н
В
380-4000
1625
4440
1534
4880
1343
4010
1623
4450
1532
4890
1336
4020
1621
4460
1530
4900
1328
4030
1619
4470
1528
4910
1320
4040
1617
4480
1526
4920
1313
4050
1615
4490
1524
4930
1305
4060
1613
4500
1521
4940
1298
4070
1611
4510
1519
4950
1290
4080
1608
4520
1517
4960
1282
4090
1606
4530
1515
4970
1275
4100
1604
4540
1513
4980
1267
4110
1602
4550
1511
4990
1260
4120
1600
4560
1509
5000
1252
4130
1598
4570
1507
5010
1244
4140
1596
4580
1505
5020
1237
4150
1594
4590
1503
5030
1229
4160
1592
4600
1501
5040
1222
4170
1590
4610
1499
5050
1214
4180
1588
4620
1497
5060
1206
4190
1586
4630
1495
5070
1199
4200
1584
4640
1492
5080
1191
4210
1582
4650
1490
5090
1184
4220
1579
4660
1488
5100
1176
4230
1577
4670
1486
5110
1168
4240
1575
4680
1484
5120
1161
4250
1573
4690
1482
5130
1153
4260
1571
4700
1480
5140
1146
4270
1569
4710
1472
5150
1138
4280
1567
4720
1465
5160
1130
4290
1565
4730
1457
5170
1123
4300
1563
4740
1450
5180
1115
4310
1561
4750
1442
5190
1108
4320
1559
4760
1434
5200
1100
4330
1557
4770
1427
5210
1052
4340
1555
4780
1419
5220
1004
4350
1553
4790
1412
5230
956
4360
1550
4800
1404
5240
908
4370
1548
4810
1396
5250
860
4380
1546
4820
1389
5260
812
4390
1544
4830
1381
5270
764
4400
1542
4840
1374
5280
716
4410
1540
4850
1366
5290
668
4420
1538
4860
1358
5300
620
4430
1536
4870
1370
2.2. В перевозочных документах на груз, погруженный в пределах льготного или зонального габаритов погрузки, должны быть сделаны отметки соответственно "Льготный габарит" или "Зональный габарит":
- в оригинале транспортной железнодорожной накладной (далее по тексту - накладная) в графе "Место для особых отметок и штемпелей" - грузоотправителем;
- в вагонном листе в графе "Место для отметок" - уполномоченным перевозчиком лицом (в случае, когда перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры,
- уполномоченным работником железнодорожной станции отправления).
2.3. Груз, погруженный на одиночный универсальный вагон либо на сцеп из двух универсальных вагонов, является габаритным, если он ни одной своей частью, включая упаковку и крепление, не выходит за пределы основного габарита погрузки, и расстояние от поперечной плоскости симметрии вагона (либо сцепа) до конца груза (с одной либо с обеих сторон), включая упаковку и крепление, не превышает значений, указанных в таблице 5. Проверка габаритности груза должна производиться при условии нахождения вагона на прямом горизонтальном участке пути и совмещения продольной вертикальной плоскости симметрии вагона с осью железнодорожного пути. Для грузов, длина либо размещение которых не соответствует ограничениям таблицы 5, допускаемая ширина по условию вписывания в основной габарит погрузки при прохождении кривых участков пути определяется по методике, приведенной в разделе 11 настоящей главы.
Таблица 5
в миллиметрах
Тип вагона или сцепа
База*
Наибольшее расстояние от середины вагона или сцепа до конца груза
вагона
сцепа
Платформа
9720
-
8810
14720
-
11200
Сцеп из 2-х платформ
9720
14620
11100
Полувагон
8650
-
8225
* Базой вагона (или сцепа) называется расстояние между направляющими сечениями, за которые принимаются:- у одиночного вагона - расстояние между вертикальными осями подпятников тележек;- у сцепа вагонов при размещении груза с опиранием на два вагона - расстояние между серединами опор, на которые опирается груз.

3. Подготовка вагонов, контейнеров к погрузке

3.1. Перед погрузкой пол вагона, опорные поверхности груза, подкладок, прокладок, упорных и распорных брусков, а также поверхности груза в местах контакта с обвязками и растяжками должны быть дополнительно очищены отправителем от снега, льда и грязи. В зимнее время грузоотправитель должен посыпать пол вагона и поверхности подкладок в местах опирания груза тонким слоем (1-2 мм) чистого сухого песка.
3.2. Разгрузочные люки полувагонов должны быть закрыты и заперты на запоры. Если размещение груза производится в пределах погрузочной длины и ширины кузова, торцовые борта платформ, торцовые двери полувагонов должны быть закрыты и заперты на запоры, клиновые запоры бортов платформ осажены вниз до упора за исключением случаев, когда технология погрузки предполагает использование открытых бортов, дверей.
3.3. Перед погрузкой грузов, длина которых превышает длину пола платформы, полувагона, торцовые борта платформы должны быть откинуты на кронштейны, а двери полувагона - открыты и закреплены.
3.4. С целью исключения опирания груза на откинутые торцовые борта платформы груз должен быть размещен на подкладках.
3.5. Перед погрузкой грузов, ширина которых превышает ширину пола платформы, все секции боковых продольных платформы или некоторые из них должны быть грузоотправителем открыты и закреплены за кольца, имеющиеся на продольных балках рамы платформы. В случае отсутствия колец противоположные секции бортов должны быть грузоотправителем скреплены увязкой из проволоки диаметром не менее 4 мм в две нити, которая пропускается под боковыми и хребтовыми балками. В случаях, когда опущенные борта закрывают трафаретный номер платформы, он должен быть нанесен несмываемой белой краской на левых крайних секциях опущенных продольных бортов. Секции продольных бортов платформ сцепа также должны быть открыты, если они препятствуют естественному поперечному смещению груза при движении вагонов в криволинейных участках пути.
3.6. Для погрузки длинномерного груза формируется сцеп из двух и более вагонов в соответствии с требованиями раздела 11 настоящей главы.
3.7. Для предотвращения разъединения вагонов сцепа при маневровых работах, в пути следования рукоятки расцепных рычагов должны быть закреплены к кронштейнам проволокой, а на боковых бортах вагонов с обеих сторон должна быть нанесена несмываемой краской надпись "Сцеп не разъединять".
3.8. Подготовка контейнеров к погрузке осуществляется в соответствии с требованиями главы 12 настоящих ТУ.

4. Средства крепления грузов в вагонах

Для крепления грузов в вагонах применяются растяжки, обвязки, стяжки (в том числе многозвенные), увязки, деревянные стойки, бруски и щиты, упорные башмаки, "шпоры", каркасы, кассеты, пирамиды, ложементы, турникетные устройства. Средства крепления могут быть одноразового и многоразового использования (многооборотные).
Общие технические требования к многооборотным средствам крепления и порядку их эксплуатации приведены в приложении 2 к настоящей главе. Качество и надежность многооборотных средств крепления обеспечивается стороной, осуществляющей отправку груза (грузоотправителем). При оформлении перевозочных документов железнодорожная станция может запросить у грузоотправителя акт периодического освидетельствования многооборотного крепежного устройства, подтверждающий его пригодность к использованию.
При установке элементов крепления и крепежных устройств используются стандартные крепежные изделия, например, болты, шпильки, гвозди, строительные скобы.