(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.1-2020 "Стандартизация в Российской...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
а) участие в формировании программ стандартизации и проведение контроля за реализацией этих программ (см. 5.1);
б) проведение экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации, проектов межгосударственных стандартов и проектов изменений к действующим в Российской Федерации документам национальной системы стандартизации и межгосударственным стандартам (см. 5.2.1 и 5.2.2);
в) регулярная проверка действующих в Российской Федерации и закрепленных за данным комитетом национальных стандартов и других документов национальной системы стандартизации, а также межгосударственных стандартов с целью выявления необходимости их обновления или отмены (см. 5.3.1);
г) мониторинг применения закрепленных за данным комитетом предварительных национальных стандартов и оценка целесообразности их утверждения в качестве национальных стандартов (см. 5.3.2);
д) рассмотрение предложений об обновлении или отмене документов национальной системы стандартизации и действующих в Российской Федерации межгосударственных стандартов или предложений об одностороннем прекращении применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации (см. 5.3.3);
е) проведение экспертизы проектов сводов правил и подготовка экспертных заключений на эти проекты (см. 5.2.3);
ж) проведение экспертизы проектов стандартов организаций и проектов технических условий в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации [1];
и) участие в работе межгосударственного технического комитета по стандартизации (далее - МТК), который имеет общую область деятельности с данным российским ТК, в том числе для ведения секретариата МТК (см. 5.4.1);
к) участие в работах аналогичных технических комитетов (подкомитетов или рабочих групп) международных организаций по стандартизации (см. 5.4.2);
л) участие в разработке международных и региональных стандартов в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации [2];
м) участие в формировании перечней стандартов (документов в области стандартизации), в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов *, и перечней стандартов (документов в области стандартизации), которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения технических регламентов и осуществления оценки соответствия;
н) подготовка заключений о возможности применения международных, региональных стандартов, национальных стандартов и сводов правил иностранных государств для подтверждения соблюдения требований технических регламентов и включения данных стандартов и сводов правил в соответствующие перечни **;
──────────────────────────────
* Формирование перечней национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, осуществляется в соответствии с правилами стандартизации [3].
** Подготовка такого заключения предусмотрена в пункте 4 статьи 44 Федерального закона "О техническом регулировании" [4].
──────────────────────────────
п) подготовка заключений о соблюдении (несоблюдении) условий применения международных и региональных стандартов, региональных сводов правил, а также стандартов и сводов правил иностранных государств в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации [5];
р) проведение экспертизы переводов на русский язык международных и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов и сводов правил иностранных государств (см. 5.5);
с) участие в подготовке предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации.
Задачи, указанные в перечислениях и), к), л), с), ТК выполняет, если данные задачи возложены на него на основании организационно-распорядительного документа федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации о создании данного комитета.
Задачи, указанные в перечислениях ж), п), ТК выполняет в случае соответствующего обращения заинтересованных организаций.
Для ТК, объектом стандартизации которого являются общероссийские классификаторы, основной задачей является проведение экспертизы окончательных редакций проектов общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и проектов изменений к ним.
3.1.3 На основании организационно-распорядительного документа федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации ТК может решать задачи, не указанные в 3.1.2.
3.1.4 Задачами ПТК в области деятельности, относящейся к компетенции данного комитета, являются задачи, указанные в 3.1.2 в перечислениях а), б), г), е), ж), м), н), п), р).
3.2 Область деятельности технического комитета по стандартизации и проектного технического комитета по стандартизации
3.2.1 ТК создают по видам продукции, услуг, технологий или иным объектам и (или) аспектам стандартизации, которые не относятся к областям деятельности существующих в Российской Федерации ТК. При этом для создаваемого комитета рекомендуется иметь аналог среди технических комитетов или подкомитетов международной или региональной организации по стандартизации или среди структурных подразделений иной международной организации, занимающейся стандартизацией.
Примечание - Согласно терминологии, принятой на международном уровне в соответствующем документе [6], международной организацией, занимающейся стандартизацией, именуют организацию, занимающуюся стандартизацией, деятельность которой в области стандартизации является общепризнанной и членство в которой открыто для соответствующего национального органа каждой страны.
3.2.2 В обоснованном случае может быть создан ТК, область деятельности которого не имеет аналога на международном или региональном уровне. В таком случае область деятельности российского ТК рекомендуется формировать на основе наименования раздела, группы или подгруппы Общероссийского классификатора стандартов по ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001 с учетом наименования соответствующего вида экономической деятельности по ОКВЭД2 ОК 029 или продукции по ОКПД2 ОК 034.
3.2.3 Область деятельности создаваемого ТК не должна дублировать области деятельности других (уже существующих) ТК. В этой области деятельности ТК считается профильным (после принятия решения о создании этого комитета в соответствии с 4.3.1).
Консультации по определению и обоснованию области деятельности создаваемого ТК для недопущения дублирования с областями деятельности существующих ТК оказывает подведомственный федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации институт стандартизации (далее - институт стандартизации).
3.2.4 Если отдельные объекты или аспекты стандартизации в области деятельности профильного ТК также относятся к областям деятельности других ТК, то такие комитеты считаются смежными с профильным ТК.
При взаимодействии профильного и смежных ТК должны быть соблюдены интересы каждого комитета, и это должно быть обеспечено при создании новых комитетов (см. 4.2.2), планировании работ по стандартизации (см. 5.1.1 и 5.1.2), проведении экспертизы проектов (см. 5.2), мониторинге применения предварительных национальных стандартов (см. 5.3.2) и рассмотрении предложений об обновлении или отмене стандартов (см. 5.3.3).
Решения, направленные на обеспечение взаимных интересов смежных ТК, принимает федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации с учетом предложений института стандартизации.
3.2.5 Область деятельности ПТК ограничивают объектами или аспектами стандартизации проектов межгосударственных и (или) национальных стандартов, для экспертизы которых создают данный комитет в том случае, когда эти стандарты не относятся к областям деятельности существующих в Российской Федерации ТК (см. 4.4).
Примечание - ПТК может быть создан и в случае необходимости разработки одного национального или межгосударственного стандарта.
3.3 Принципы формирования и деятельности технического комитета по стандартизации и проектного технического комитета по стандартизации
3.3.1 ТК и ПТК формируют, а созданные комитеты осуществляют свою деятельность на основе следующих принципов:
- добровольного участия в ТК (ПТК) путем подачи соответствующих заявок и заявлений на выход из комитета;
- соблюдения целей, задач и принципов стандартизации, установленных в статьях 3 и 4 федерального закона [7];
- открытости и доступности информации о формировании ТК и о его работе, если отсутствуют ограничения, установленные действующим законодательством Российской Федерации;
- равного представительства сторон.
Примечание - Принцип равного представительства сторон не допускает возможности оказания влияния одного члена ТК на мнение других членов этого комитета, а также преобладание в ТК одной заинтересованной стороны по отношению к другой заинтересованной стороне.
3.3.2 Контроль за соблюдением принципов формирования и деятельности ТК и ПТК с учетом отраслевых или иных особенностей областей деятельности комитетов осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.
3.3.3 Консультации по практическому применению принципов формирования и деятельности ТК и ПТК оказывает институт стандартизации.
3.4 Требования к структуре и составу технического комитета по стандартизации и проектного технического комитета по стандартизации
3.4.1 В структуру ТК должны входить:
- члены комитета;
- секретариат ТК;
- председатель ТК;
- ответственный секретарь ТК.