(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.1-2020 "Стандартизация в Российской...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

5 Правила проведения работ техническим комитетом по стандартизации *

──────────────────────────────
* Правила, установленные в настоящем разделе, за исключением правил, указанных в 5.3 и 5.4, распространяются на работу ПТК.
──────────────────────────────
5.1 Участие в формировании программ стандартизации и проведение контроля реализации этих программ
5.1.1 ТК должен иметь перспективную программу работы комитета, которая должна быть увязана с документами стратегического планирования, в том числе с государственными программами Российской Федерации и государственными программами субъектов Российской Федерации, а также федеральными целевыми программами, ведомственными целевыми программами, иными программами, предусматривающих разработку документов по стандартизации, включая перспективные программы стандартизации по приоритетным направлениям.
В перспективной программе работы ТК не должно быть дублирования тем с работами других комитетов, в том числе смежных ТК. Соответствующий контроль осуществляет институт стандартизации при создании ТК (см. 4.2.2), а также в процессе формирования программы национальной стандартизации (ПНС), осуществляемого в соответствии с ГОСТ Р 1.14.
5.1.2 ТК участвует в формировании ПНС путем подготовки предложений [9]. При этом координацию работ по стандартизации различных ТК (в том числе профильного и смежных ТК) и исключение дублируемых тем обеспечивает федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации с учетом предложений института стандартизации.
5.1.3 При ведении секретариата МТК или представлении Российской Федерации в МТК (если его секретариат ведет другое государство) российский ТК готовит предложения в соответствии с ГОСТ 1.6 по включению в программу межгосударственной стандартизации тем, относящихся к закрепленной за данным МТК области деятельности.
Если секретариат МТК ведет другое государство, то российский ТК рассматривает предложения секретариата МТК по включению в программу межгосударственной стандартизации и определяет целесообразность их реализации в интересах Российской Федерации, а также обеспечивает исключение дублируемых тем на национальном и межгосударственном уровнях. Соответствующее мнение российского ТК доводят до сведения полномочного представителя Российской Федерации в данном МТК, если соответствующие функции не совмещает лицо, являющееся ответственным секретарем российского ТК.
5.1.4 При планировании работ по национальной и межгосударственной стандартизации российскому ТК рекомендуется увязывать их по срокам и содержанию с работами, проводимыми аналогичным техническим комитетом или подкомитетом международной организации по стандартизации.
5.1.5 Контроль за реализацией ПНС по тематике ТК и отчет о ходе реализации этой программы, а также подготовку предложений по внесению в нее необходимых изменений и дополнений осуществляют в соответствии с ГОСТ Р 1.14.
5.1.6 Ответственный секретарь ТК совместно с секретариатом данного комитета (далее в настоящем разделе - секретариат ТК) постоянно осуществляет контроль за реализацией перспективной программы работы ТК.
5.1.7 Секретариат ТК постоянно проводит анализ реализации в ТК утвержденных отраслевых программ стандартизации по приоритетным направлениям и готовит предложения по внесению в них необходимых изменений и дополнений.
5.1.8 В случае нарушения планируемых сроков секретариат ТК предупреждает разработчика стандарта (изменения), а при необходимости сообщает об этом в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.
5.1.9 Секретариат ТК отчитывается о проведении им контроля реализации в ТК программ стандартизации за прошедший год перед членами данного комитета, а также приводит сведения о реализации программ в годовом отчете о работе ТК (см. 6.2.4).
5.2 Проведение экспертизы проектов стандартов и других документов по стандартизации
5.2.1 ТК проводит экспертизу проектов документов национальной системы стандартизации, проектов межгосударственных стандартов и проектов изменений к действующим в Российской Федерации документам национальной системы стандартизации и межгосударственным стандартам в сфере стандартизации, относящейся к компетенции данного комитета, в соответствии с правилами, установленными в ГОСТ Р 1.6-2013 (раздел 6), и порядком проведения экспертизы проектов документов [10] и готовит экспертные заключения с мотивированными предложениями об утверждении (представлении на принятие) или об отклонении этих проектов. При этом соблюдают правила проведения соответствующих процедур, которые установлены в ГОСТ Р 1.2, ГОСТ Р 1.16 и ГОСТ Р 1.8.
5.2.1.1 Организация, ведущая секретариат смежного ТК, принимает участие в экспертизе проекта, указанного в 5.2.1, в качестве члена профильного ТК.
5.2.1.2 По решению председателя смежного ТК к экспертизе проекта, указанного в 5.2.1, могут быть привлечены члены этого комитета или их часть. При этом организация, ведущая секретариат смежного ТК, обобщает их отзывы и готовит на их основе отзыв своей организации.
5.2.1.3 По решению председателя смежного ТК члены этого комитета могут быть привлечены к определению позиции при голосовании по проекту экспертного заключения с мотивированным предложением об утверждении (представлении на принятие) или об отклонении этих проектов.
5.2.1.4 Если интересы смежного ТК не представлены в качестве члена комитета в профильном ТК, то данный проект подлежит согласованию со смежным комитетом с соблюдением правил, установленных в ГОСТ Р 1.2-2020 (пункт 4.3.2).
5.2.1.5 При проведении экспертизы указанных в 5.2.1 проектов институт стандартизации следит за соблюдением интересов смежных и других ТК.
5.2.2 Если ТК проводит экспертизу разработанного в другом государстве проекта межгосударственного стандарта (проекта изменения к действующему в Российской Федерации межгосударственному стандарту) в соответствии с ГОСТ Р 1.8, то по ее результатам секретариат данного комитета готовит обобщенный отзыв от имени Российской Федерации на первую редакцию проекта стандарта (изменения), экспертное заключение на окончательную редакцию и рекомендации по позиции Российской Федерации при голосовании по данному проекту стандарта (изменения), в том числе обоснование предложения проголосовать против принятия этого стандарта (изменения).
В этой работе может принять участие смежный ТК в соответствии с 5.2.1.1-5.2.1.4.
5.2.3 ТК проводит экспертизу проекта свода правил в сфере стандартизации, относящейся к компетенции данного комитета *, если в адрес ТК с соответствующим предложением обратится федеральный орган исполнительной власти или разработчик данного свода правил. При этом результаты экспертизы отражают в экспертном заключении, которое рекомендуется излагать и оформлять аналогично экспертному заключению на проект стандарта (см. ГОСТ Р 1.6-2013, приложение А).
──────────────────────────────
* Эта работа предусмотрена правилами [11].
──────────────────────────────
Если проект свода правил, проходящий экспертизу в профильном ТК, затрагивает область деятельности смежных ТК, то данный проект подлежит согласованию с этими комитетами с соблюдением правил, установленных в 5.2.1.1-5.2.1.4.
5.3 Проверка действующих стандартов, мониторинг применения предварительных национальных стандартов и рассмотрение иных предложений **
──────────────────────────────
** Данный подраздел не распространяется на работу ПТК.
──────────────────────────────
5.3.1 ТК должен регулярно (не реже одного раза в пять лет) проводить проверку действующих в Российской Федерации национальных и межгосударственных стандартов, которые относятся к компетенции данного комитета, с целью обеспечения их соответствия современному научно-техническому уровню и своевременного обновления их на данной основе в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2020 (пункты 6.1.5 и 6.1.6).
5.3.2 ТК проводит мониторинг применения предварительных национальных стандартов и оценку целесообразности их утверждения в качестве национальных стандартов в соответствии с ГОСТ Р 1.16-2011 (раздел 6).
Члены смежного ТК могут принять участие в мониторинге применения предварительных национальных стандартов, относящихся к компетенции профильного ТК, в соответствии с ГОСТ Р 1.16-2011 (пункт 6.1).
5.3.3 ТК рассматривает предложения об обновлении или отмене национальных и межгосударственных стандартов, которые относятся к компетенции данного комитета, в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2020 (пункты 6.1.4, 6.1.6, 6.1.6.2, 8.5-8.7) и ГОСТ Р 1.8-2011 (пункт 7.1.1), а также предложения об одностороннем прекращении применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации в соответствии с ГОСТ Р 1.8-2011 (пункт 8.2.2).
Если членом профильного ТК является организация, ведущая секретариат смежного комитета, то эта организация обеспечивает рассмотрение предложения об обновлении или отмене стандартов членами смежного ТК, которые могут направить письма о нецелесообразности обновления или отмены этих стандартов в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2020 (пункт 8.6).
5.4 Участие в работах по межгосударственной и международной стандартизации *
──────────────────────────────
* Данный подраздел не распространяется на работу ПТК.
──────────────────────────────
5.4.1 Российский ТК при ведении секретариата МТК или российский ТК при представлении Российской Федерации в МТК (если его секретариат ведет другое государство) руководствуется положением о данном МТК и правилами, установленными в отношении работы МТК в ГОСТ 1.4, ГОСТ 1.2 и ГОСТ Р 1.8.
5.4.2 Российский ТК может участвовать в работе аналогичного технического комитета (подкомитета или рабочей группы) международной организации по стандартизации в соответствии с ГОСТ Р 57564 и Порядком участия ТК в разработке международных стандартов [2], а также правил и рекомендаций по стандартизации [12]-[16].
5.5 Проведение экспертизы переводов на русский язык
5.5.1 ТК осуществляет экспертизу переводов на русский язык международных и региональных стандартов, региональных сводов правил, национальных стандартов и сводов правил иностранных государств, которые относятся к области деятельности данного комитета, перед их регистрацией в Федеральном информационном фонде стандартов в качестве официальных переводов при разработке на основе этих стандартов (сводов правил) неэквивалентных им национальных стандартов Российской Федерации в соответствии с ГОСТ Р 1.7 или неэквивалентных межгосударственных стандартов в соответствии с ГОСТ 1.3, в том числе при введении в действие на территории Российской Федерации межгосударственных стандартов, разработанных другими странами.
Примечание - Если на основе переводов на русский язык указанных стандартов (сводов правил) разрабатывают гармонизированные с ними национальные или межгосударственные стандарты, то экспертизу этих переводов в ТК осуществляют в процессе экспертизы проектов данных национальных (межгосударственных) стандартов, проводимой в соответствии с ГОСТ Р 1.2.
5.5.2 Секретариат ТК организует экспертизу перевода в порядке, установленном в данном ТК. При этом в ТК может быть создана рабочая группа по рассмотрению перевода, оценке его аутентичности и однозначности понимания.
5.5.3 Секретариат ТК готовит экспертное заключение ТК на перевод, которое направляет автору данного перевода, а также в Федеральный информационный фонд стандартов.