(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.16-2011 "Стандартизация в Российской...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
4.4.2.1 При регистрации утвержденного предстандарта ему присваивают обозначение в соответствии с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункты 7.2 - 7.4, 7.6, 7.7).
4.4.2.2 Исключен с 1 июля 2013 г.
4.4.2.3 Исключен с 1 июля 2013 г.
4.4.2.4 В уведомлении об утверждении предстандарта указывают, что национальный орган по стандартизации организует проведение мониторинга применения данного предстандарта и собирает сведения о его практическом применении, замечания и предложения по его содержанию. В уведомлении также приводят адрес, на который заинтересованные лица могут направить данные сведения, замечания и предложения в соответствии с 6.1.
4.4.3 После официального издания утвержденного предстандарта его разработчику и секретариату ТК или иной организации, проводившей научно-техническую экспертизу проекта, направляют по одному экземпляру изданного предстандарта.
Примечание - Направление предстандарта в ТК предусмотрено пунктом 12 статьи 16.2 Федерального закона "О техническом регулировании".
4.4.4 При получении отрицательного заключения ТК (иной организации, проводившей экспертизу) на проект предстандарта, а также в иных обоснованных случаях национальный орган по стандартизации может принять решение об отклонении данного проекта. В этом случае в десятидневный срок разработчику предстандарта направляют письмо с обоснованием отклонения предложенного им проекта. Копию этого письма направляют в секретариат ТК, который представил данный проект в национальный орган по стандартизации, или в иную организацию, проводившую экспертизу.
Примечание - В соответствии с пунктом 10 статьи 16.2 Федерального закона "О техническом регулировании" решение национального органа по стандартизации об отклонении проекта предстандарта может быть обжаловано в судебном порядке.

5 Правила применения предварительных национальных стандартов

5.1 Предстандарты применяют при производстве и постановке на производство принципиально новых (инновационных) видов продукции, при внедрении новых методов испытаний и измерений, при переходе на новые способы управления производством, при организации новых (инновационных) технологических процессов и иныхобоснованных случаях.
5.2 Предстандарты могут быть применены непосредственно или косвенно путем разработки на их основе стандартов организаций и технических документов (например, технических условий).
5.3 Применение предстандартов является добровольным.
Применение предстандарта может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании:
- организационно-распорядительного документа этой организации или вышестоящей организации (органа);
- нормативных ссылок на данный предстандарт в собственных стандартах организации или технической документации;
- соглашений или договоров (контрактов) со ссылками на предстандарт.
Решение о применении предстандарта в организации рекомендуется принимать по результатам технико-экономической оценки целесообразности его применения.
5.4 Не допускаются ссылки на предстандарты в национальных стандартах и сводах правил.
При ссылках на предстандарты в стандартах организаций, иных нормативных и технических документах рекомендуется учитывать временный характер предстандартов и обусловленную этим необходимость замены данных ссылок при отмене ссылочного предстандарта.
Примечание - При ссылках на предстандарты и использовании их обозначений в маркировке продукции могут быть применены соответствующие рекомендации по межгосударственной стандартизации [4].
5.5 Не допускается обновление действующего предстандарта путем его пересмотра или разработки изменения к предстандарту. В исключительных случаях (при наличии опечаток, ошибок или иных неточностей) допускается обновление действующего предстандарта путем внесения в него поправки.
Поправку к предстандарту оформляют и утверждают в соответствии с правилами, установленными для национальных стандартов в ГОСТ Р 1.2 (подраздел 5.4).
5.6 При подтверждении соответствия продукции требованиям предстандарта не допускается применение знака соответствия национальным стандартам Российской Федерации.
5.7 Не допускается включение предстандартов в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, и в перечень документов в области стандартизации, которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

6 Правила проведения мониторинга применения предварительных национальных стандартов и их отмены

6.1 Заинтересованные федеральные и иные органы исполнительной власти, юридические и физические лица не позднее, чем за девять месяцев до истечения установленного срока действия предстандарта направляют в национальный орган по стандартизации, а также разработчику предстандарта отзывы, содержащие сведения о его практическом применении, замечания и предложения по содержанию предстандарта и мнение о целесообразности (нецелесообразности) его утверждения в качестве национального стандарта.
6.2 В обоснованных случаях* национальный орган по стандартизации может принять решение об отмене предстандарта до истечения установленного срока его действия.
6.3 Если не принято решение о досрочной отмене предстандарта, то национальный орган по стандартизации направляет разработчику предстандарта отзывы заинтересованных федеральных и иных органов исполнительной власти, юридических и физических лиц.
6.4 Разработчик рассматривает полученные отзывы и собранные им иным путем сведения о применении предстандарта, осуществляет оценку результатов мониторинга его применения и направляет свое заключение по данному вопросу (с отзывами заинтересованных органов власти, юридических и физических лиц) в национальный орган по стандартизации не позднее, чем за восемь месяцев до истечения срока действия предстандарта.
6.5 Национальный орган по стандартизации направляет полученные от разработчика материалы в секретариат ТК, который ранее рекомендовал проект к утверждению или предложил отклонить его.
Примечание - В соответствии с пунктом 12 статьи 16.2 Федерального закона "О техническом регулировании" результаты мониторинга и оценки применения предстандарта (а также его официальное издание) должны быть направлены в ТК не позднее, чем за три месяца до истечения установленного срока действия предстандарта.
Если при разработке предстандарта научно-техническую экспертизу его проекта проводил не ТК, а иная организация, то полученные от разработчика материалы направляют в организацию, проводившую ранее эту экспертизу. Эта организация осуществляет функции, которые далее в настоящем разделе предписаны ТК.
6.6 Секретариат ТК рассматривает заключение разработчика по результатам мониторинга применения предстандарта, отзывы заинтересованных лиц и органов власти, с учетом высказанных в них мнений оценивает целесообразность или нецелесообразность утверждения предстандарта в качестве национального стандарта и предлагает членам комитета дать свои предложения по этому вопросу.
6.7 Члены ТК на основании собственных данных о применении предстандарта и с учетом полученных от секретариата ТК материалов оценивают целесообразность его утверждения в качестве национального стандарта, готовят свои предложения по этому вопросу и направляют их в секретариат ТК. При этом срок рассмотрения данного вопроса членами комитета не должен превышать 30 календарных дней.
6.8 Секретариат ТК с учетом предложений членов комитета готовит мотивированное предложение об утверждении предстандарта в качестве национального стандарта (или об его отмене без замены) и организует голосование поэтому вопросу в соответствии с ГОСТ Р 1.1. Данное предложение должно быть принято большинством голосов членов ТК.
6.9 Предложение ТК об утверждении предстандарта в качестве национального стандарта (или об его отмене без замены) вместе с поступившими (согласно 6.4) от разработчика материалами секретариат ТК направляет в национальный орган по стандартизации в течение пяти календарных дней со дня проведения заседания данного комитета или подведения итогов его голосования, осуществленного в иной форме.
Примечание - В соответствии с пунктом 13 статьи 16.2 Федерального закона "О техническом регулировании" общий срок рассмотрения в ТК вопроса о целесообразности утверждения предстандарта в качестве национального стандарта не должен превышать 60 дней с даты поступления от национального органа по стандартизации результатов мониторинга и оценки применения данного предстандарта.
6.10 Предложение об утверждении предстандарта в качестве национального стандарта (или об его отмене без замены) в течение 10 календарных дней со дня его получения размещают для публичного обсуждения на официальном сайте национального органа по стандартизации в сети Интернет и публикуют в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.
6.11 Заинтересованные органы власти, юридические и физические лица рассматривают предложение об утверждении предстандарта в качестве национального стандарта (или об его отмене без замены), выражают свое мнение по этому вопросу в письменной форме и направляют его по электронной почте в национальный орган по стандартизации в течение срока, установленного для публичного обсуждения этого предложения.
Примечание - В соответствии с пунктом 13 статьи 16.2 Федерального закона "О техническом регулировании" срок публичного обсуждения предложения об утверждении предстандарта в качестве национального стандарта должен быть не менее двух месяцев.
6.12 Выраженные в письменной форме мнения заинтересованных органов власти, юридических и физических лиц об утверждении предстандарта в качестве национального стандарта (или об его отмене без замены) национальный орган по стандартизации направляет в секретариат ТК.
6.13 Секретариат ТК в течение пяти календарных дней со дня завершения публичного обсуждения предложения об утверждении предстандарта в качестве национального стандарта (или об его отмене без замены) проводит анализ мнений заинтересованных органов власти, юридических и физических лиц, отражает их в сводке замечаний и предложений и направляет разработчику предстандарта подписанное председателем ТК и ответственным секретарем комитета заключение ТК о целесообразности оформления национального стандарта на основе данного предстандарта, а также сводку замечаний и предложений.
При нецелесообразности утверждения предстандарта в качестве национального стандарта соответствующее заключение ТК и сводку замечаний и предложений направляют в национальный орган по стандартизации для принятия решения об отмене предстандарта без замены (см. 6.18), а копии заключения и сводки замечаний и предложений - разработчику предстандарта (для сведения).
6.14 Разработчик в течение 20 календарных дней реализует предложение ТК об оформлении на основе предстандарта национального стандарта в виде окончательной редакции его проекта, готовит пояснительную записку, в которой отражает результаты мониторинга и оценки применения предстандарта и публичного обсуждения предложения об его утверждении в качестве национального стандарта и направляет проект национального стандарта и пояснительную записку к нему в секретариат ТК.
6.15 Секретариат ТК направляет в национальный орган по стандартизации на утверждение проект национального стандарта (в трех экземплярах) вместе со следующими документами:
- пояснительной запиской к проекту национального стандарта;
- заключением ТК о целесообразности оформления национального стандарта на основе предстандарта;
- сводкой замечаний и предложений, полученных в ходе публичного обсуждения (см. 6.11);
- протоколом заседания ТК, проведенного в соответствии с 6.8 (в случае его проведения).
При этом проект стандарта, представленный к утверждению, и его копии должны удовлетворять требованиям, установленным в ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.3.3).