(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.2-2020 "Стандартизация в Российской...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
ФОИВ - федеральный орган исполнительной власти.

4 Общие положения

4.1 Разработку национальных стандартов Российской Федерации осуществляют для достижения целей стандартизации, решения задач и в соответствии с принципами стандартизации, которые установлены в статьях 3 и 4 федерального закона [3].
4.2 Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности:
- организация разработки национального стандарта (см. 5.1);
- разработка первой редакции проекта национального стандарта (см. 5.2);
- публичное обсуждение первой редакции проекта национального стандарта, подготовка сводки отзывов на нее (см. 5.2);
- подготовка окончательной редакции проекта национального стандарта, проведение ее экспертизы и нормоконтроля (см. 5.3);
- подготовка к утверждению, утверждение национального стандарта (5.4.1-5.4.4);
- регистрация утвержденного стандарта (см. 5.4.5);
- опубликование национального стандарта (см. 5.4.7).
Последовательность разработки и утверждения проекта национального стандарта схематично представлена в приложении А.
4.3 Требования и правила, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологий, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг (если на них распространяется данный стандарт).
Разработку национальных стандартов осуществляют на основе применения международных стандартов, а также с учетом применения региональных, в том числе межгосударственных, стандартов, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств в соответствии с ГОСТ Р 1.7 в случае, если такое применение возможно и соответствует экономическим, техническим, технологическим, климатическим и географическим особенностям Российской Федерации.
4.3.1 Требования и правила, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны:
- противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации, актам Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти и нормативным правовым актам Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и иных государственных корпораций, изданным в соответствии с установленными полномочиями, техническим регламентам, в том числе техническим регламентам Евразийского экономического союза, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
- дублировать нормы законодательства Российской Федерации;
- изменять права участников гражданско-правовых отношений, установленные законодательством Российской Федерации или нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
- устанавливать ответственность организаций, должностных лиц и отдельных работников за нарушение требований национального стандарта;
- дублировать требования и правила действующих национальных стандартов, межгосударственных стандартов, введенных в качестве национальных стандартов Российской Федерации *, если не планируется отмена действующих национальных стандартов на тот же объект или аспект стандартизации;
──────────────────────────────
* Для исключения дублирования применяют ссылки на стандарты в соответствии с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 4.3; подпункты 4.3.1, 4.3.3-4.3.5, 4.3.7).
──────────────────────────────
- содержать значения показателей качества и норм безопасности, которые ниже установленных в существующих национальных стандартах.
4.3.2 Требования и правила, устанавливаемые в национальном стандарте, должны:
- быть увязаны с требованиями и правилами стандартов, утвержденных (признанных в соответствии с 1.2) ранее и/или действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов (в том числе межгосударственных стандартов);
- в случаях, когда предполагается включение разрабатываемого стандарта в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, быть увязаны с требованиями технического регламента применительно к группе однородной продукции или процессу ее проектирования, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, транспортирования, хранения, реализации и утилизации;
- в случаях, когда предполагается обязательность применения стандартов в отношении объектов стандартизации, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 федерального закона [3], соответствовать требованиям по обеспечению единства измерений в области использования атомной энергии, установленным нормативным правовым актом Госкорпорации "Росатом" [4];
- проверяться объективными методами;
- быть изложены максимально кратко, точно, в форме, не допускающей различные толкования, логически последовательными, необходимыми и достаточными для использования стандарта в соответствии с его областью применения.
При изложении требований к материалам, технологическому или испытательному оборудованию, полуфабрикатам, изделиям приводят их краткие конкретные функциональные свойства (параметры и характеристики) с указанием требований к основным показателям назначения, которым должны удовлетворять эти материалы. При изложении требований к материалам, оборудованию, изделиям или полуфабрикатам указание товарного знака или наименования производителя не допускается.
При изложении требований к эталонам, стандартным образцам и средствам измерений приводят их основные метрологические характеристики и условия их применения.
4.3.3 При разработке национального стандарта используют или учитывают:
- требования действующих на территории Российской Федерации технических регламентов;
- результаты научно-исследовательских работ, технических предложений, опытно-конструкторских, опытно-технологических и проектных работ, а также аналитических работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
- международные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;
- информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии, в том числе опыт применения на практике новых видов продукции и процессов;
- предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.
При необходимости разработчик также может учитывать региональные стандарты и технические регламенты, а также национальные стандарты, своды правил и технические регламенты других государств.
4.3.4 Наименование, построение, изложение и оформление проекта национального стандарта - по ГОСТ Р 1.5.
4.3.5 При разработке национального стандарта на основе международного или регионального стандарта (регионального свода правил, стандарта или свода правил иностранного государства или иного документа по стандартизации иностранного государства) соблюдают соответствующие правила, установленные в ГОСТ Р 1.7.
4.3.6 При использовании документов, относящихся к объектам патентного права, соблюдают соответствующие нормы законодательства Российской Федерации, а также руководствуются положениями основополагающих документов, принятых в международной стандартизации [5].
В том случае, если при разработке проекта национального стандарта включаются положения, связанные с использованием объектов патентного права, в том числе описания изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, разработчик стандарта обязан раскрыть информацию об использованных в стандарте принадлежащих ему патентах, а также об известных ему использованных патентах третьих лиц и обеспечить бессрочное лицензирование патента в интересах выполнения требований стандарта на безвозмездной основе. Не допускается включение в стандарт положений, связанных с использованием объектов патентного права, которые защищены патентом, если от патентообладателя (лицензиара) не получено предварительное согласие на бессрочное лицензирование патента в интересах выполнения требований стандарта на безвозмездной основе.
Информацию об использовании в стандарте объектов патентного права приводят в предисловии стандарта и в пояснительной записке к проекту национального стандарта.
Разногласия устраняются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации [6], на основе принципа соответствия целям и задачам стандартизации.
4.4 Для размещения соответствующей информации и документов по каждому этапу разработки национального стандарта используют Федеральную государственную информационную систему (ФГИС *) федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации.
──────────────────────────────
* ФГИС Росстандарта "БЕРЕСТА".
──────────────────────────────

5 Правила разработки и утверждения национальных стандартов