Действующий
пункт 5.6) обоснование целесообразных водоохранных мероприятий по данным ТОСВО выполняют на основе следующих регламентируемых положений:
д) в соответствии с ГОСТ Р 58557-2019 (Оценочный показатель | Состояние водных экосистем | |||||||||
Состояние экологического благополучия | Состояние риска * | Состояние экологического неблагополучия | ||||||||
Классы качества воды водных объектов с экологических позиций | ||||||||||
I (очень чистая) | II (чистая) | III (умеренно загрязненная) | IV (загрязненная) | V (грязная) | ||||||
Кризисность водной экосистемы | Состояние обратимых изменений | Пороговое уязвимое состояние | Состояние необратимых изменений | |||||||
Снижение интенсивности биохимической трансформации, % | 0 | Менее 10 | Менее 30 | Менее 70 | ||||||
ПАНб, усл. м3/м3 (ГОСТ Р 58556-2019, приложение А) | Менее 4,2 | 4,2-10,8 | 10,9-24,0 | 24,1-70 | 70,1-135 | |||||
ПАН Nминер, усл. м3/м3 * | 1 | 1 | 1-2 | Менее 7,8 | Менее 21,2 | |||||
Ктроф ** ед. | 1 | 1 | Менее 1,46 | Менее 3,46 | Менее 3,84 | |||||
Величина ТКР, усл. м3/м3 (см. [7]) | 1 | Менее 2,4 | 2,4-8 | 2,4-8 | Более 8 | |||||
ИТК *** | Более 27,42 | 20,57-27,42 | 13,71-20,57 | 6,86-13,71 | Менее 6,86 | |||||
| * Показатель антропогенной нагрузки по группе минеральных азотов (аммонийного, нитритного, нитратного) рассчитывают в соответствии с ГОСТ Р 57075-2016 (пункты 5.2.2-5.2.3 и приложение А).ПАН Nминер = ПАН ( ) + ПАН ( ) + ПАН ( ). ** Коэффициент трофности Ктроф характеризует уровень метаболизма экосистемы.Ктроф, ед., вычисляют по частным показателям ПАНб по формуле
СИБТ используют при оценке потенциальных возможностей самоочищающей способности водной экосистемы при планировании улучшения ее качества.
Г.1 Целевые показатели качества поверхностных вод по классам качества используют комплексно по группе аналитов-маркеров в соответствии с данными, приведенными в
Наименование показателя | Значение показателя для класса качества вод * | ||
I | II | III | |
рН, ед. рН | 6,5-8,0 | 6,5-8,5 | 6,5-8,5 |
Минерализация (сухой остаток), мг/дм3 | Менее 300 | 301-500 | 501-800 |
Взвешенные вещества природного происхождения, мг/дм3 | Менее 20 | 20-30 | 31-50 |
Железо общее, мг/дм3 | Менее 0,30 | Менее 0,30 | 0,31-0,50 |
Марганец общий, мг/дм3 | Менее 0,05 | 0,05-0,10 | 0,11-0,30 |
Аммоний (N), мг/дм3 ** | Менее 0,10 | 0,10-0,20 | 0,21-0,50 |
Нитриты (N), мг/дм3 ** | Менее 0,002 | 0,002-0,005 | 0,006-0,020 |
Нитраты (N), мг/дм3 ** | Менее 1,0 | 1,0-3,0 | 3,1-5,0 |
Фосфаты (Р), мг/дм3 ** | Менее 0,02 | 0,03-0,07 | 0,08-0,200 |
Общий фосфор (Р), мг/дм3 ** | Менее 0,05 | 0,06-0,13 | 0,14-0,30 |
Химическое потребление кислорода (ХПК), мг O2/м3 | Менее 15 | 15-25 | 26-50 |
Биохимическое потребление кислорода (БПК5), мг O2/дм3 | Менее 2 | 2-4 | 5-8 |
Органический углерод, мг/дм3 ** | Менее 3 | 3-5 | 6-8 |
Азот общий, мг/дм3 ** | Менее 1,5 | 1,5-4,0 | 4,1-7,5 |
ПАНб, усл. м3/м3 | Менее 4,2 | 4,2-10,8 | 10,9-24,0 |
* При значении показателя выше значения, указанного для III класса качества, качество воды характеризуется как "хуже III класса качества". ** В хорошо оснащенных испытательных лабораториях мониторинг качества вод водных объектов рекомендуется дополнительно осуществлять по общему азоту наряду с группой показателей: аммоний (N), нитриты (N), нитраты (N), органический азот; по общему фосфору, по общему и органическому углероду. |
Метод исследования качества поверхностных вод по аналитам-маркерам при регламентировании и нормировании антропогенной нагрузки
- унифицированность, т.е. применимость для оценки качества вод, состояния водных экосистем, обоснования допустимых сбросов, допустимой антропогенной нагрузки, допустимого воздействия, что обеспечивает формирование как нормативов, так и показателя оценки допустимого воздействия, т.е. алгоритма нормирования с элементами регламентирования антропогенной нагрузки по ПАНб;
- объективность, т.е. верификация группы расчетных или обоснованных данных (например, допустимых сбросов) с фактически установленным воздействием по данным мониторинга.
рисунок Д.1) и среднегодовым данным (см. рисунок Д.2). Контрольные створы обосновывают по [8].
Д.3 Регламентирование и нормирование антропогенной нагрузки, установленной по данным импактного мониторинга, реально сложившейся водохозяйственной ситуации (метод верификации) выполняют по динамике ПАНб путем исследования качества воды водного объекта по сезонным (см.
рисунок Д.1) не обеспечивает однозначных выводов об улучшении или ухудшении качества в них, но позволяет оценить и сравнить, в какой период года качество наилучшее и худшее.
Д.4 Динамика качества вод в исследуемых створах участка водотока по сезонным данным (см.
рисунок Д.2) значительно повышает надежность однозначных выводов об улучшении или ухудшении качества в них, позволяет оценить, между какими створами качество улучшается (например, между створами 12-14 после впадения реки Ницы), между какими ухудшается (например, между створами 5 и 7 после впадения реки Салды), на каких участках соответствует допустимому значению (например, между створами 7 и 10), на каких участках антропогенная нагрузка стабильная (створы 5-10, 12-14), на каких - нестабильная (створы 1-4, 10-12, 14-18).
Д.5 Использование среднегодовых данных о качестве вод в исследуемых створах (см.
Чем ближе к истоку, тем ДАН меньше. Например, на участке между 2 и 5 створами ДАН определяется значением всего около 4 усл. м3/м3.
- обеспечивает выделение участков реки, на которых процессы самоочищения превышают антропогенную нагрузку, включающую наряду с локальными сбросами и влияние водосборной территории. Сбросы других ОНВ, расположенных на таких участках, где процессы самоочищения превышают антропогенную нагрузку, соответствуют допустимым в соответствии с подпунктом 5.10 ГОСТ Р 58556-2019.
Минимальный период мониторинга - год. Более длительный период мониторинга повышает достоверность получаемых выводов, обеспечивает подтверждение стабильности/нестабильности локальной антропогенной нагрузки или обоснование факта о загрязненной водосборной территории.
[1] | Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" | |
[2] | Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) "О стандартизации в Российской Федерации" | |
[3] | Распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2014 г. N 398-р "Об утверждении комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы наилучших доступных технологий и внедрение современных технологий" | |
[4] | Распоряжение Правительства РФ от 8 июля 2015 г. N 1316-р "Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды" | |
[5] | Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" | |
[6] | Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ | |
[7] | ПНД Ф Т 14.1:2:3:4.10-04 | Токсикологические методы контроля. Методика измерений оптической плотности культуры водоросли хлорелла (Chlorella vulgaris Beijer) для определения токсичности питьевых, пресных природных и сточных вод, водных вытяжек из грунтов, почв, осадков сточных вод, отходов производства и потребления |
[8] | РД 52.24.309-2016 | Организация и проведение режимных наблюдений за состоянием и загрязнением поверхностных вод суши |