Действующий
Метод исследования качества поверхностных вод по аналитам-маркерам при регламентировании и нормировании антропогенной нагрузки
- унифицированность, т.е. применимость для оценки качества вод, состояния водных экосистем, обоснования допустимых сбросов, допустимой антропогенной нагрузки, допустимого воздействия, что обеспечивает формирование как нормативов, так и показателя оценки допустимого воздействия, т.е. алгоритма нормирования с элементами регламентирования антропогенной нагрузки по ПАНб;
- объективность, т.е. верификация группы расчетных или обоснованных данных (например, допустимых сбросов) с фактически установленным воздействием по данным мониторинга.
рисунок Д.1) и среднегодовым данным (см. рисунок Д.2). Контрольные створы обосновывают по [8].
Д.3 Регламентирование и нормирование антропогенной нагрузки, установленной по данным импактного мониторинга, реально сложившейся водохозяйственной ситуации (метод верификации) выполняют по динамике ПАНб путем исследования качества воды водного объекта по сезонным (см.
рисунок Д.1) не обеспечивает однозначных выводов об улучшении или ухудшении качества в них, но позволяет оценить и сравнить, в какой период года качество наилучшее и худшее.
Д.4 Динамика качества вод в исследуемых створах участка водотока по сезонным данным (см.
рисунок Д.2) значительно повышает надежность однозначных выводов об улучшении или ухудшении качества в них, позволяет оценить, между какими створами качество улучшается (например, между створами 12-14 после впадения реки Ницы), между какими ухудшается (например, между створами 5 и 7 после впадения реки Салды), на каких участках соответствует допустимому значению (например, между створами 7 и 10), на каких участках антропогенная нагрузка стабильная (створы 5-10, 12-14), на каких - нестабильная (створы 1-4, 10-12, 14-18).
Д.5 Использование среднегодовых данных о качестве вод в исследуемых створах (см.
Чем ближе к истоку, тем ДАН меньше. Например, на участке между 2 и 5 створами ДАН определяется значением всего около 4 усл. м3/м3.
- обеспечивает выделение участков реки, на которых процессы самоочищения превышают антропогенную нагрузку, включающую наряду с локальными сбросами и влияние водосборной территории. Сбросы других ОНВ, расположенных на таких участках, где процессы самоочищения превышают антропогенную нагрузку, соответствуют допустимым в соответствии с подпунктом 5.10 ГОСТ Р 58556-2019.
Минимальный период мониторинга - год. Более длительный период мониторинга повышает достоверность получаемых выводов, обеспечивает подтверждение стабильности/нестабильности локальной антропогенной нагрузки или обоснование факта о загрязненной водосборной территории.
[1] | Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" | |
[2] | Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) "О стандартизации в Российской Федерации" | |
[3] | Распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2014 г. N 398-р "Об утверждении комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы наилучших доступных технологий и внедрение современных технологий" | |
[4] | Распоряжение Правительства РФ от 8 июля 2015 г. N 1316-р "Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды" | |
[5] | Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" | |
[6] | Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ | |
[7] | ПНД Ф Т 14.1:2:3:4.10-04 | Токсикологические методы контроля. Методика измерений оптической плотности культуры водоросли хлорелла (Chlorella vulgaris Beijer) для определения токсичности питьевых, пресных природных и сточных вод, водных вытяжек из грунтов, почв, осадков сточных вод, отходов производства и потребления |
[8] | РД 52.24.309-2016 | Организация и проведение режимных наблюдений за состоянием и загрязнением поверхностных вод суши |