(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57720-2017...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
4.1.1 ЭП должно содержать коллекцию или набор цифровых элементов (объектов), агрегатированных средствами информационных технологий для использования в целях поддержки процессов обучения, образования, подготовки и профессионального развития на основе информационных систем и ручных средств.
Создание, использование и управление ЭП должно быть осуществлено на основе применения системы ЭП - специализированного средства информационных технологий для поиска, сбора, хранения, обработки и представления информации в соответствии с федеральными законами и другими нормами правового регулирования [1]-[6].
4.1.2 ЭП содержит персональные данные об обучаемом (соискателе, работнике) и должно обеспечивать субъекту персональных данных возможности:
а) для модификации, управления и экспортирования цифровых элементов ЭП в требуемых форматах;
б) управления различными типами данных и динамической демонстрации своих компетенций на основе мультимедийной информации;
в) интеграции и информационного обмена с другими информационными системами, в т.ч. для удаленного доступа к ЭП на основе сетевых технологий;
г) обеспечения защиты своих прав и свобод при обработке, распространении и использовании персональных данных в соответствии с федеральными законами [2], [3].
4.1.3 ЭП могут быть классифицированы с учетом:
а) назначения;
б) функциональности;
в) целевой аудитории.
4.1.4 Исходя из контекста назначения ЭП могут быть классифицированы на следующие группы:
а) оценочное портфолио - представляет индивидуальные характеристики для демонстрации профессиональных возможностей;
б) презентационное портфолио - представляет систематизированный набор индивидуальных характеристик для демонстрации достижений и компетенций в конкретной области деятельности;
в) портфолио развития карьеры - включает наборы данных и информации для описания трудовой деятельности, практического опыта и планов профессионального развития;
г) портфолио образования - отражает хронологию, содержание и способы освоения обучаемым образовательных программ в различных образовательных организациях;
д) портфолио неформального образования - содержит описание, свидетельства и видение индивидуумом личной образовательной деятельности, как правило, вне государственных формальных образовательных систем.
4.1.5 Исходя из контекста применения ЭП могут быть классифицированы на следующие группы:
а) портфолио образовательной дисциплины - содержит документированную информацию о результатах освоения обучаемым конкретной образовательной дисциплины (курса), которая может быть использована для анализа индивидуальных достижений обучаемого и оценки уровня его знаний;
б) портфолио образовательной программы - содержит полную документированную информацию об освоении обучаемым всех компонентов образовательной программы (учебные дисциплины, курсовые проекты и работы, практики, выпускная квалификационная работа), а также приобретенные знания, умения, навыки и компетенции, необходимые для получения документа об образовании;
в) корпоративное ЭП - предназначено для совместного использования и оценки достижения корпоративных целей и задач, в т.ч. в рамках аккредитационных процедур.
Примечание - Корпоративное ЭП может включать документированную информацию о результатах освоения образовательной программы для всего контингента обучаемых или отдельной его части.
4.1.6 Исходя из целевой аудитории ЭП могут быть классифицированы на следующие группы:
а) ЭП обучаемого - ориентировано преимущественно на потребности и поддержку обучаемого, может быть использовано обучающим в целях оценки знаний и достижений обучаемого;
б) портфолио обучающего - ориентировано преимущественно на развитие навыков и управление компетенциями обучающего, но может быть использовано и в целях оценки компетенций обучающего.
Примечание - В качестве обучающего может выступать преподаватель, учитель, тренер.

4.2 Модели электронного портфолио

4.2.1 Базовая структура информации ЭП должна соответствовать концептуальной модели, представленной на рисунке А.1 приложения А, и обеспечивать взаимосвязи сторон, заинтересованных в создании, использовании и конечных результатах применения ЭП.
Заинтересованными сторонами могут являться физические лица, группы лиц или организаций, относящиеся к следующим категориям:
а) обучаемые, соискатели, работники;
б) образовательные организации;
в) кадровые агентства;
г) работодатели;
д) ЦОК;
е) СПК.
Примечание - Заинтересованными сторонами могут также являться федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти, а также спонсоры.
4.2.2 Абстрактная модель компонентов ЭП представлена на рисунке А.2 приложения А и должна включать информацию, необходимую для определения:
а) идентификации обучаемых, соискателей, работников;
б) уровней и видов образования;
в) профессиональных возможностей;
г) развития карьеры;
д) индивидуальных достижений;
е) индивидуальных особенностей.
4.2.3 Для создания, использования и управления ЭП должна быть использована система ЭП, представляющая специализированное средство информационных технологий, разработанное и реализованное для этой цели.
Система ЭП должна обладать совместимостью и способностью к информационному обмену с другими информационными системами, используемыми заинтересованными сторонами.
Примечание - Настоящий стандарт не содержит требований к средствам информационных технологий для создания и обеспечения совместимости системы ЭП.
4.2.4 В образовательных организациях система ЭП должна быть интегрирована в электронную информационно-образовательную среду, включающую систему управления обучением в соответствии с требованиями ФГОС и ПС, содержанием образовательных программ, процессами и технологиями обучения, тестирование знаний и учета результатов обучения (см. рисунки A.3 и А.4 приложения А).
Агрегация информации в системе ЭП должна обеспечивать формирование индивидуальных ЭП для всего контингента обучаемых в течение всего периода их обучения в образовательной организации.
4.2.5 В системе независимой оценки квалификации, регламентируемой нормативно-правовой базой [4] и определяющей отношения, возникающие при независимой оценке квалификации работников или лиц (соискателей), претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, система ЭП должна обеспечивать взаимодействие с информационными системами:
а) НАРК;