Действующий
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57720-2017 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Структура информации электронного портфолио базовая" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2017 г. N 1253-ст)
1 Разработан Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный технологический университет "СТАНКИН" (ФГБОУ ВО "МГТУ "СТАНКИН")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2017 г. N 1253-ст
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов по информационно-коммуникационным технологиям в образовании. В настоящем стандарте определена базовая структура информации электронного портфолио, предназначенного для систематического представления сведений об обучаемых, соискателях и работниках на разных этапах их жизненного цикла.
Образовательные организации должны хранить результаты освоения обучаемыми образовательных программ, что может быть выполнено посредством электронного портфолио. Работодатели в свою очередь могут планировать развитие работника и его обучение с использованием электронного портфолио в рамках своих автоматизированных систем, а также на основе взаимодействия с системами независимой оценки квалификации.
Используемые в образовательных и других организациях информационные системы должны быть унифицированы для обеспечения интероперабельности и поддержки мобильности обучаемых и трудовых ресурсов. Электронное портфолио должно содержать структурированную и взаимосвязанную информацию об образовании и трудовой деятельности индивидуума, в т.ч. его индивидуальные предпочтения и имеющиеся ограничения.
Настоящий стандарт описывает базовую структуру информации электронного портфолио (ЭП), предназначенного для системного представления информации об обучаемых, соискателях и работниках на всех этапах их жизненного цикла. Базовая структура информации ЭП включает сведения о приобретении знаний, умений, навыков, компетенций и квалификации в результате обучения в образовательных организациях основного, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, самообразования вне образовательных организаций, непрерывного профессионального развития, а также в результате общественной деятельности. В ЭП должна быть представлена информация для идентификации персональных данных, уровней и видов образования, индивидуальных особенностей и достижений, профессиональных возможностей и развития карьеры. Формирование ЭП должно учитывать потребности основных заинтересованных сторон: обучаемых и работников, образовательных организаций, работодателей и кадровых агентств, участников системы независимой оценки квалификации.
Положения настоящего стандарта гармонизированы с основополагающими требованиями национальных и международных стандартов в области информатизации образования, управления знаниями и человеческими ресурсами.
Положения настоящего стандарта могут быть использованы на этапах предпроектного обследования, заказа, разработки, поставки и сопровождения средств информационных технологий и информационных систем, предназначенных для поддержки создания, использования и управления ЭП.
Выполнение положений настоящего стандарта является важным условием для обеспечения качества, доступности и открытости образовательных услуг и системы образования в целом.
ГОСТ Р 55767/CWA 16234-1:2010 Информационная технология. Европейская рамка ИКТ-компетенций 2.0 Часть 1. Общая европейская рамка компетенций ИКТ-специалистов для всех секторов индустрии
ГОСТ Р ИСО 29990 Услуги по обучению в сфере неформального образования и тренингов. Основные требования к поставщикам услуг
ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36 Информационные технологии. Словарь. Часть 36. Обучение, образование и подготовка
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36 и ГОСТ Р ИСО 29990, а также следующие термины в контексте базовой структуры информации электронного портфолио с соответствующими определениями;
обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.
3.1.1 вид профессиональной деятельности: Совокупность
обучающего (педагогического работника).
3.1.2 дистанционные образовательные технологии; ДОТ: Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучаемого и
Примечание - Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников
организации, прямо или косвенно заинтересованные в создании, использовании и конечных результатах применения электронного портфолио.
3.1.3 заинтересованная сторона: Лицо, группа лиц или
обучаемом, используемая обучающими ИТ-системами.
3.1.5 информация об обучаемом: Записанная информация об
Примечание - Информация об обучаемом может создаваться, храниться, извлекаться, использоваться ИТ-системами, обучаемыми, обучающими и другими заинтересованными сторонами, в т.ч. при создании и применении электронного портфолио.
Примечание - В результате освоения основных образовательных программ высшего образования обучаемым присваивают квалификации: бакалавр, магистр, специалист, кандидат наук, доктор наук.
профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций.
3.1.9 независимая оценка квалификации: Процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям
Примечание - Независимая оценка квалификации осуществляется в отношении работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.
трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе.
3.1.11 обобщенная трудовая функция: Совокупность связанных между собой
учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
3.1.15 образовательная программа: Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных законодательством, форм аттестации, который представлен в виде