Действующий
- ровность и сцепные свойства покрытия проезжей части, краевой укрепительной и остановочной (укрепленной связным материалом) полос обочин;
5.1.2 Скорость движения автомобилей следует оценивать по эксплуатационному коэффициенту обеспеченности расчетной скорости, который представляет собой отношение фактической максимальной скорости движения на каждом участке эксплуатируемой дороги к расчетной скорости для данной категории дороги и рельефа местности.
5.1.3 Внутрихозяйственные дороги должны обеспечивать возможность безопасного движения автомобилей при благоприятных погодных условиях с максимальными скоростями, близкими к расчетным соответствующей категории. В неблагоприятных погодно-климатических условиях допускается снижение обеспечиваемой максимальной скорости по отношению к расчетной, но не ниже значений, приведенных в таблице 1.
Категория дороги | Допустимые значения обеспеченной в процессе эксплуатации скорости движения, км/ч, на трудных участках местности | ||||||
пересеченной | горной | ||||||
Основная | Условия движения | ||||||
Благоприят ные | Неблагоп риятные | Особо неблагоп риятные | Благопри ятные | Неблагоп риятные | Особо неблагоп риятные | ||
Iвс | 70 | 50 | 40 | 30 | 40 | 30 | 20 |
IIвс | 60 | 40 | 40 | 30 | 30 | 30 | 20 |
IIIвс | 40 | 40 | 30 | 30 | 30 | 25 | 20 |
IVвс | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 25 | 20 |
5.1.4 Оценку безопасности дорожного движения проводят по коэффициенту безопасности и коэффициенту относительной аварийности. Значения коэффициентов безопасности движения приведены в таблице 2.
Показатели безопасности движения | Значения показателей по степени аварийности | |||
Неопасный | Малоопасный | Опасный | Очень опасный | |
Коэффициент безопасности | Более 0,8 | 0,6 - 0,8 | 0,4 - 0,6 | Менее 0,4 |
Коэффициент относительной аварийности | Менее 0,3 | 0,3 - 0,7 | 0,7 - 1,3 | Более 1,3 |
5.1.5 Безопасность движения автомобилей по мостам, путепроводам, тоннелям и наплавным мостам считается обеспеченной, если их габариты и состояние покрытия соответствуют показателям категории дороги, а ограждения соответствуют техническим требованиям и находятся в исправном состоянии.
5.2.1 Геометрические параметры (продольный и поперечный профили, высота насыпи, радиусы кривых, ширина проезжей части и обочин, габариты искусственных сооружений) должны соответствовать нормам, установленным для данной категории дороги.
5.2.2 Отклонения ширины покрытия от проектных размеров в меньшую сторону не должны превышать: для цементобетонных покрытий 5 см, для асфальтобетонных и других типов покрытий 10 см.
5.2.3 Кромки покрытия проезжей части, краевых укрепленных полос и укрепленных обочин должны быть ровными в плане, иметь правильные и четкие очертания без изломов, разрушений и деформаций.
5.2.4 Прочность дорожной одежды нежесткого типа необходимо оценивать коэффициентом запаса прочности, который представляет собой отношение фактической прочности (фактического модуля упругости) к требуемой прочности (требуемого модуля упругости) для данной нормативной нагрузки и интенсивности движения. Требуемый модуль упругости и коэффициент запаса прочности приведены в [13].
5.2.5 Дорожные одежды на дорогах Iвс, IIвс категорий должны иметь прочность, обеспечивающую в расчетный период беспрепятственный пропуск автомобилей с осевой нагрузкой 100 кН, на дорогах IIIвс и IVвс категорий с твердым покрытием - с осевой нагрузкой 60 кН.
При движении многоосных транспортных средств нормативная осевая нагрузка должна быть снижена с учетом поправочного коэффициента, приведенного в таблице 3, в зависимости от прочности дорожной одежды.
Коэффициент прочности дорожной одежды (больше или равно) | Значение поправочного коэффициента к нормативной осевой нагрузке для типов дорожной одежды | ||
Капитальный | Облегченный | Переходный | |
0,95 | 0,90 | 0,90 | 0,80 |
0,92 | 0,80 | 0,70 | 0,70 |
0,90 | 0,70 | 0,70 | 0,70 |
0,80 | 0,70 | 0,70 | 0,70 |
0,50 - 0,70 | 0,50 | 0,50 | 0,50 |
5.2.6 Обочины дороги должны быть укреплены в соответствии с СП 34.13330 с учетом местных грунтовых, гидрологических и климатических условий, иметь уклоны, способствующие быстрому отводу поверхностных вод. Прочность слоев укрепления должна соответствовать составу транспортного потока и обеспечивать заезд и остановку автомобилей без существенных деформаций и разрушения слоев укрепления. Визуальная оценка прочности производится в соответствии с таблицей 8. Считается, что прочность отвечает нормативным требованиям, если коэффициент прочности будет не менее Кпр = 0,85. Не допускается образование уступа и колей в местах сопряжения обочин с покрытием проезжей части.
5.2.7 В зимний период не допускается возвышение обочин с уплотненным слоем снега над проезжей частью толщиной более 3 см для дорог категорий Iвс, IIвс.
5.2.10 Не допускаются снежные валы перед дорожным ограждением или повышенным бордюром высотой, равной или более 15 см в соответствии с ГОСТ Р 50597.
5.2.11 Состояние покрытия проезжей части дорог по ровности оценивается коэффициентом ровности, представляющим собой отношение предельно допустимых значений ровности к фактическому. Покрытие по ровности удовлетворяет условиям эксплуатации, если коэффициент ровности больше 1. Предельно допустимые значения ровности приведены в таблице 4.
Категория дороги | Тип дорожной одежды | Предельно допустимое состояние покрытия по ровности |
Количество просветов под 3-метровой рейкой, % | ||
Iвс | Капитальный | 8 |
IIвс | Капитальный | 9 |
Облегченный | 12 | |
IIIвс | Капитальный | 9 |
Облегченный | 14 | |
IVвс | Переходный | 18 |
Низший | 20 |
5.2.12 Сцепные качества и шероховатость покрытий характеризуются коэффициентом сцепления, который определяется как отношение фактического коэффициента продольного сцепления к допустимому значению по условиям безопасности движения. Покрытие по сцеплению соответствует требованиям безопасности движения, если коэффициент сцепления больше или равен 1 (ГОСТ 30413).
Предельные значения коэффициента сцепления и средняя глубина впадин шероховатости, допустимые значения в процессе эксплуатации дорожных покрытий не должны быть ниже значений, указанных в таблице 5 (ГОСТ 30412).
5.2.13 Разница коэффициента сцепления по ширине проезжей части не должна превышать 0,1. Разница между коэффициентами сцепления покрытия проезжей части и укрепленной обочины не должна превышать 0,15.
Условия движения | Коэффициент сцепления при скорости 60 км/ч | Средняя глубина впадин шероховатости, мм, для дорог в дорожно-климатических зонах | |
I и V | II - IV | ||
Легкие | 0,35/0,28 | 0,39 | 0,35 |
Затрудненные | 0,40/0,30 | 0,35 | 0,40 |
Опасные | 0,45/0,32 | 0,40 | 0,45 |
Примечания 1 Сцепные качества покрытий следует считать удовлетворительными при условии соблюдения обоих параметров. 2 В знаменателе приведены значения коэффициента сцепления, полученные при измерении гладкой шиной (без протектора). |
5.2.14 В зимний период с целью обеспечения нормативного значения коэффициента сцепления проезжую часть необходимо посыпать абразивным материалом (песком с солью, отходами от дробления каменных материалов и т.п.).
5.2.15 На покрытии проезжей части дорог Iвс, IIвс, IIIвс категории не допускается образование колей глубиной более 35 мм, а на дорогах IVвс категории - более 45 мм.
5.2.16 На покрытии проезжей части не допускается наличие выбоин, проломов и просадок с размерами по длине, ширине и глубине более, чем 15 x 60 x 5 см, а количество более мелких повреждений и дефектов в весенне-летне-осенний периоды менее значений, приведенных в таблице 6.
Показатели состояния конструктивных элементов дорог | Допустимые значения параметров для дорог категорий | ||
Iвс | IIвс, IIIвс | IVвс | |
Проезжая часть | |||
Допустимая глубина колеи, мм | 50 | 50 | - |
Повреждения (выбоины) размером не более 15 x | 6,0 | 7,0 | - |
60 x 5 см, площадью м2/на 1000 м2 покрытия | |||
Отдельные раскрытые необработанные трещины | 40 | 40 | - |
на покрытии шириной более 5 мм пог. м/на 1000 м2 | |||
Наличие полос загрязнения у кромок покрытия шириной до 0,5 м, площадью в % от общей площади покрытия не более | 8 | 10 | 12 |
Земляное полотно | |||
Наличие отдельных повреждений, просадок и | |||
застоя воды на обочинах в весенний период: | |||
а) укрепленных: | |||
- площадь, м2/1000 м2 покрытия | 6 | 7 | 9 |
- глубиной, см | 4 | 4 | 5 |
б) неукрепленных: | |||
- площадь, м2/1000 м2 покрытия | 12 | 15 | 18 |
- глубиной, см | 4 | 4 | 5 |
5.2.17 Откосы насыпей и выемок должны обладать стойкостью к воздействию местных климатических факторов (местная устойчивость). Они должны обеспечивать быстрый отвод поверхностных вод, быть укреплены с учетом условий эксплуатации, грунтов насыпей (выемок) согласно положениям инструктивных документов. Откосы особенно глубоких выемок и высоких насыпей должны иметь обеспеченную общую устойчивость, которая представляет собой отношение безопасной нагрузки, для грунта насыпи (выемки), находящегося в данном состоянии по "плотности-влажности" к проектной. Общая устойчивость считается обеспеченной, если это отношение больше или равно 1.
5.2.18 Системы устройства дренирования, сбора и отвода поверхностных и грунтовых вод должны постоянно находиться в работоспособном состоянии, обеспечивать пропуск и отвод расчетных объемов воды.
5.3.1 Для проезда по искусственным сооружениям тяжеловесных автотранспортных средств, параметры которых превышают значения, указанные на дорожных знаках 3.11 и 3.12 (ГОСТ Р 52289), но не превышают допустимые для пропуска специальных одиночных нагрузок по таблице 7, необходимо иметь специальное разрешение установленного порядка.
Если транспортное средство имеет параметры, превышающие значения таблицы 7, - до выдачи разрешения необходимо выполнить ряд мероприятий по выявлению возможности и условий его пропуска по сооружению: обследование (при необходимости - испытание), расчеты и т.д.
Нормативная нагрузка на мостовое сооружение | Общая масса, т | Нагрузка на ось, кН, не более | База, м, не менее |
Н-10 и НГ-60 | 60 | 95 <*> | 5 |
Н-8 и НГ-30 | 30 | 76 <*> | 4 |
<*> Значение осевой нагрузки относится к случаям движения по деревянным мостам. |
5.3.2 Мостовой переход или водопропускная труба должны обеспечивать пропуск расчетного водного потока. Показателями обеспечения пропуска расчетных объемов воды являются равномерное распределение скоростей по ширине отверстия, отсутствие водоворотов и отложений наносов в зонах, охватываемых мостом и струенаправляющими дамбами, отсутствие образования новых проток на поймах, подтопления, а также размывов откосов насыпи у оголовков и развития оврагов.