(Действующий) СП 312.1325800.2017 Дороги внутрихозяйственные Правила эксплуатации...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

5. Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию внутрихозяйственных дорог

5.1. Общие требования

5.1.1 К основным транспортно-эксплуатационным показателям внутрихозяйственных дорог относятся следующие: обеспеченная скорость, непрерывность, безопасность движения, способность пропускать автомобили и автопоезда с осевой нагрузкой и грузоподъемностью (или общей массой), соответствующими категориям дороги.
Нормативные значения транспортно-эксплуатационных показателей дорог должны быть достигнуты за счет соблюдения проектных решений и поддержания основных параметров в течение эксплуатационного периода, к которым относятся:
  • геометрические параметры - ширина проезжей части, краевой укрепленной и остановочной полос обочин, продольные уклоны, радиусы кривых в плане и профиле, уклоны виражей и расстояние видимости;
  • прочность дорожной одежды проезжей части, краевой укрепительной и остановочной полос обочин;
  • ровность и сцепные свойства покрытия проезжей части, краевой укрепительной и остановочной (укрепленной связным материалом) полос обочин;
  • прочность и устойчивость земляного полотна и его элементов;
  • целостность и работоспособность водоотводных и дренажных сооружений;
  • наличие и требуемое состояние элементов инженерного оборудования и обустройства дороги.
5.1.2 Скорость движения автомобилей следует оценивать по эксплуатационному коэффициенту обеспеченности расчетной скорости, который представляет собой отношение фактической максимальной скорости движения на каждом участке эксплуатируемой дороги к расчетной скорости для данной категории дороги и рельефа местности.
5.1.3 Внутрихозяйственные дороги должны обеспечивать возможность безопасного движения автомобилей при благоприятных погодных условиях с максимальными скоростями, близкими к расчетным соответствующей категории. В неблагоприятных погодно-климатических условиях допускается снижение обеспечиваемой максимальной скорости по отношению к расчетной, но не ниже значений, приведенных в таблице 1.
Таблица 1 - Допустимые значения обеспеченной скорости движения
Категория
дороги
Допустимые значения обеспеченной в процессе эксплуатации скорости
движения, км/ч, на трудных участках местности
пересеченной
горной
Основная
Условия движения
Благоприят
ные
Неблагоп
риятные
Особо
неблагоп
риятные
Благопри
ятные
Неблагоп
риятные
Особо
неблагоп
риятные
Iвс
70
50
40
30
40
30
20
IIвс
60
40
40
30
30
30
20
IIIвс
40
40
30
30
30
25
20
IVвс
30
30
30
30
30
25
20
5.1.4 Оценку безопасности дорожного движения проводят по коэффициенту безопасности и коэффициенту относительной аварийности. Значения коэффициентов безопасности движения приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Значения показателей по степени аварийности
Показатели безопасности движения
Значения показателей по степени аварийности
Неопасный
Малоопасный
Опасный
Очень
опасный
Коэффициент безопасности
Более 0,8
0,6 - 0,8
0,4 - 0,6
Менее 0,4
Коэффициент относительной
аварийности
Менее 0,3
0,3 - 0,7
0,7 - 1,3
Более 1,3
5.1.5 Безопасность движения автомобилей по мостам, путепроводам, тоннелям и наплавным мостам считается обеспеченной, если их габариты и состояние покрытия соответствуют показателям категории дороги, а ограждения соответствуют техническим требованиям и находятся в исправном состоянии.

5.2. Технические требования к элементам дорог

5.2.1 Геометрические параметры (продольный и поперечный профили, высота насыпи, радиусы кривых, ширина проезжей части и обочин, габариты искусственных сооружений) должны соответствовать нормам, установленным для данной категории дороги.
5.2.2 Отклонения ширины покрытия от проектных размеров в меньшую сторону не должны превышать: для цементобетонных покрытий 5 см, для асфальтобетонных и других типов покрытий 10 см.
5.2.3 Кромки покрытия проезжей части, краевых укрепленных полос и укрепленных обочин должны быть ровными в плане, иметь правильные и четкие очертания без изломов, разрушений и деформаций.
5.2.4 Прочность дорожной одежды нежесткого типа необходимо оценивать коэффициентом запаса прочности, который представляет собой отношение фактической прочности (фактического модуля упругости) к требуемой прочности (требуемого модуля упругости) для данной нормативной нагрузки и интенсивности движения. Требуемый модуль упругости и коэффициент запаса прочности приведены в [13].
5.2.5 Дорожные одежды на дорогах Iвс, IIвс категорий должны иметь прочность, обеспечивающую в расчетный период беспрепятственный пропуск автомобилей с осевой нагрузкой 100 кН, на дорогах IIIвс и IVвс категорий с твердым покрытием - с осевой нагрузкой 60 кН.
При движении многоосных транспортных средств нормативная осевая нагрузка должна быть снижена с учетом поправочного коэффициента, приведенного в таблице 3, в зависимости от прочности дорожной одежды.
Таблица 3 - Значение поправочного коэффициента
Коэффициент прочности
дорожной одежды (больше
или равно)
Значение поправочного коэффициента к нормативной осевой
нагрузке для типов дорожной одежды
КапитальныйОблегченныйПереходный
0,95
0,90
0,90
0,80
0,92
0,80
0,70
0,70
0,90
0,70
0,70
0,70
0,80
0,70
0,70
0,70
0,50 - 0,70
0,50
0,50
0,50
5.2.6 Обочины дороги должны быть укреплены в соответствии с СП 34.13330 с учетом местных грунтовых, гидрологических и климатических условий, иметь уклоны, способствующие быстрому отводу поверхностных вод. Прочность слоев укрепления должна соответствовать составу транспортного потока и обеспечивать заезд и остановку автомобилей без существенных деформаций и разрушения слоев укрепления. Визуальная оценка прочности производится в соответствии с таблицей 8. Считается, что прочность отвечает нормативным требованиям, если коэффициент прочности будет не менее Кпр = 0,85. Не допускается образование уступа и колей в местах сопряжения обочин с покрытием проезжей части.
5.2.7 В зимний период не допускается возвышение обочин с уплотненным слоем снега над проезжей частью толщиной более 3 см для дорог категорий Iвс, IIвс.
5.2.8 Обочины должны быть очищены от снега на всю ширину.
5.2.9 Не допускается образование снежных валов высотой более 0,5 м:
  • ближе 5 м от пешеходного перехода;
  • ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
  • на тротуарах.
5.2.10 Не допускаются снежные валы перед дорожным ограждением или повышенным бордюром высотой, равной или более 15 см в соответствии с ГОСТ Р 50597.
5.2.11 Состояние покрытия проезжей части дорог по ровности оценивается коэффициентом ровности, представляющим собой отношение предельно допустимых значений ровности к фактическому. Покрытие по ровности удовлетворяет условиям эксплуатации, если коэффициент ровности больше 1. Предельно допустимые значения ровности приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Значения предельно допустимой ровности покрытия
Категория дороги
Тип дорожной
одежды
Предельно допустимое состояние покрытия по
ровности
Количество просветов под 3-метровой рейкой, %
IвсКапитальный
8
IIвсКапитальный
9
Облегченный
12
IIIвсКапитальный
9
Облегченный
14
IVвсПереходный
18
Низший
20
5.2.12 Сцепные качества и шероховатость покрытий характеризуются коэффициентом сцепления, который определяется как отношение фактического коэффициента продольного сцепления к допустимому значению по условиям безопасности движения. Покрытие по сцеплению соответствует требованиям безопасности движения, если коэффициент сцепления больше или равен 1 (ГОСТ 30413).
Предельные значения коэффициента сцепления и средняя глубина впадин шероховатости, допустимые значения в процессе эксплуатации дорожных покрытий не должны быть ниже значений, указанных в таблице 5 (ГОСТ 30412).
5.2.13 Разница коэффициента сцепления по ширине проезжей части не должна превышать 0,1. Разница между коэффициентами сцепления покрытия проезжей части и укрепленной обочины не должна превышать 0,15.
Таблица 5 - Параметры шероховатости
Условия движения
Коэффициент сцепления
при скорости 60 км/ч
Средняя глубина впадин шероховатости, мм,
для дорог в дорожно-климатических зонах
I и V
II - IV
Легкие
0,35/0,28
0,39
0,35
Затрудненные
0,40/0,30
0,35
0,40
Опасные
0,45/0,32
0,40
0,45
Примечания
1 Сцепные качества покрытий следует считать удовлетворительными при условии соблюдения обоих параметров.
2 В знаменателе приведены значения коэффициента сцепления, полученные при измерении гладкой шиной (без протектора).
5.2.14 В зимний период с целью обеспечения нормативного значения коэффициента сцепления проезжую часть необходимо посыпать абразивным материалом (песком с солью, отходами от дробления каменных материалов и т.п.).
5.2.15 На покрытии проезжей части дорог Iвс, IIвс, IIIвс категории не допускается образование колей глубиной более 35 мм, а на дорогах IVвс категории - более 45 мм.
5.2.16 На покрытии проезжей части не допускается наличие выбоин, проломов и просадок с размерами по длине, ширине и глубине более, чем 15 x 60 x 5 см, а количество более мелких повреждений и дефектов в весенне-летне-осенний периоды менее значений, приведенных в таблице 6.
Таблица 6 - Допустимые значения параметров дефектных мест
Показатели состояния конструктивных элементов
дорог
Допустимые значения параметров для
дорог категорий
Iвс
IIвс, IIIвс
IVвс
Проезжая часть
Допустимая глубина колеи, мм50
50
-
Повреждения (выбоины) размером не более 15 x
6,0
7,0
-
60 x 5 см, площадью м2/на 1000 м2 покрытия
Отдельные раскрытые необработанные трещины
40
40
-
на покрытии шириной более 5 мм пог. м/на 1000 м2
Наличие полос загрязнения у кромок покрытия шириной до 0,5 м, площадью в % от общей площади покрытия не более
8
10
12
Земляное полотно
Наличие отдельных повреждений, просадок и
застоя воды на обочинах в весенний период:
а) укрепленных:
- площадь, м2/1000 м2 покрытия
6
7
9
- глубиной, см
4
4
5
б) неукрепленных:
- площадь, м2/1000 м2 покрытия
12
15
18
- глубиной, см
4
4
5
5.2.17 Откосы насыпей и выемок должны обладать стойкостью к воздействию местных климатических факторов (местная устойчивость). Они должны обеспечивать быстрый отвод поверхностных вод, быть укреплены с учетом условий эксплуатации, грунтов насыпей (выемок) согласно положениям инструктивных документов. Откосы особенно глубоких выемок и высоких насыпей должны иметь обеспеченную общую устойчивость, которая представляет собой отношение безопасной нагрузки, для грунта насыпи (выемки), находящегося в данном состоянии по "плотности-влажности" к проектной. Общая устойчивость считается обеспеченной, если это отношение больше или равно 1.
5.2.18 Системы устройства дренирования, сбора и отвода поверхностных и грунтовых вод должны постоянно находиться в работоспособном состоянии, обеспечивать пропуск и отвод расчетных объемов воды.