(Действующий) СП 312.1325800.2017 Дороги внутрихозяйственные Правила эксплуатации...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
4.1 В соответствии с [5] настоящий свод правил предназначен для осуществления муниципального контроля за сохранностью внутрихозяйственных дорог вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечения безопасности дорожного движения на них. Сохранность автомобильных дорог достигается путем своевременного проведения ремонта и содержания местных автомобильных дорог.
4.2 Выполнение требований настоящего свода правил по ремонту и содержанию внутрихозяйственных дорог, расположенных вне границ населенных пунктов, обеспечит круглогодичное, непрерывное, удобное и безопасное движение автомобилей с расчетной нагрузкой и принятыми скоростями движения.
4.3 Внутрихозяйственные дороги должны быть оборудованы средствами технического регулирования для обеспечения безопасности движения.
4.4 Для обеспечения необходимого транспортно-эксплуатационного состояния внутрихозяйственных дорог должна быть организована дорожная служба.
4.5 Основной задачей дорожно-эксплуатационной службы является поддержание и непрерывное повышение технического уровня и эксплуатационного состояния дорог в соответствии с ростом интенсивности движения и нагрузки на дороги при минимальных затратах трудовых, материально-технических и энергетических ресурсов на ремонт и содержание дороги и тем самым повышение эффективности использования автомобилей и снижение себестоимости перевозок.

5. Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию внутрихозяйственных дорог

5.1. Общие требования

5.1.1 К основным транспортно-эксплуатационным показателям внутрихозяйственных дорог относятся следующие: обеспеченная скорость, непрерывность, безопасность движения, способность пропускать автомобили и автопоезда с осевой нагрузкой и грузоподъемностью (или общей массой), соответствующими категориям дороги.
Нормативные значения транспортно-эксплуатационных показателей дорог должны быть достигнуты за счет соблюдения проектных решений и поддержания основных параметров в течение эксплуатационного периода, к которым относятся:
  • геометрические параметры - ширина проезжей части, краевой укрепленной и остановочной полос обочин, продольные уклоны, радиусы кривых в плане и профиле, уклоны виражей и расстояние видимости;
  • прочность дорожной одежды проезжей части, краевой укрепительной и остановочной полос обочин;
  • ровность и сцепные свойства покрытия проезжей части, краевой укрепительной и остановочной (укрепленной связным материалом) полос обочин;
  • прочность и устойчивость земляного полотна и его элементов;
  • целостность и работоспособность водоотводных и дренажных сооружений;
  • наличие и требуемое состояние элементов инженерного оборудования и обустройства дороги.
5.1.2 Скорость движения автомобилей следует оценивать по эксплуатационному коэффициенту обеспеченности расчетной скорости, который представляет собой отношение фактической максимальной скорости движения на каждом участке эксплуатируемой дороги к расчетной скорости для данной категории дороги и рельефа местности.
5.1.3 Внутрихозяйственные дороги должны обеспечивать возможность безопасного движения автомобилей при благоприятных погодных условиях с максимальными скоростями, близкими к расчетным соответствующей категории. В неблагоприятных погодно-климатических условиях допускается снижение обеспечиваемой максимальной скорости по отношению к расчетной, но не ниже значений, приведенных в таблице 1.
Таблица 1 - Допустимые значения обеспеченной скорости движения
Категория
дороги
Допустимые значения обеспеченной в процессе эксплуатации скорости
движения, км/ч, на трудных участках местности
пересеченной
горной
Основная
Условия движения
Благоприят
ные
Неблагоп
риятные
Особо
неблагоп
риятные
Благопри
ятные
Неблагоп
риятные
Особо
неблагоп
риятные
Iвс
70
50
40
30
40
30
20
IIвс
60
40
40
30
30
30
20
IIIвс
40
40
30
30
30
25
20
IVвс
30
30
30
30
30
25
20
5.1.4 Оценку безопасности дорожного движения проводят по коэффициенту безопасности и коэффициенту относительной аварийности. Значения коэффициентов безопасности движения приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Значения показателей по степени аварийности
Показатели безопасности движения
Значения показателей по степени аварийности
Неопасный
Малоопасный
Опасный
Очень
опасный
Коэффициент безопасности
Более 0,8
0,6 - 0,8
0,4 - 0,6
Менее 0,4
Коэффициент относительной
аварийности
Менее 0,3
0,3 - 0,7
0,7 - 1,3
Более 1,3
5.1.5 Безопасность движения автомобилей по мостам, путепроводам, тоннелям и наплавным мостам считается обеспеченной, если их габариты и состояние покрытия соответствуют показателям категории дороги, а ограждения соответствуют техническим требованиям и находятся в исправном состоянии.

5.2. Технические требования к элементам дорог

5.2.1 Геометрические параметры (продольный и поперечный профили, высота насыпи, радиусы кривых, ширина проезжей части и обочин, габариты искусственных сооружений) должны соответствовать нормам, установленным для данной категории дороги.
5.2.2 Отклонения ширины покрытия от проектных размеров в меньшую сторону не должны превышать: для цементобетонных покрытий 5 см, для асфальтобетонных и других типов покрытий 10 см.
5.2.3 Кромки покрытия проезжей части, краевых укрепленных полос и укрепленных обочин должны быть ровными в плане, иметь правильные и четкие очертания без изломов, разрушений и деформаций.
5.2.4 Прочность дорожной одежды нежесткого типа необходимо оценивать коэффициентом запаса прочности, который представляет собой отношение фактической прочности (фактического модуля упругости) к требуемой прочности (требуемого модуля упругости) для данной нормативной нагрузки и интенсивности движения. Требуемый модуль упругости и коэффициент запаса прочности приведены в [13].
5.2.5 Дорожные одежды на дорогах Iвс, IIвс категорий должны иметь прочность, обеспечивающую в расчетный период беспрепятственный пропуск автомобилей с осевой нагрузкой 100 кН, на дорогах IIIвс и IVвс категорий с твердым покрытием - с осевой нагрузкой 60 кН.
При движении многоосных транспортных средств нормативная осевая нагрузка должна быть снижена с учетом поправочного коэффициента, приведенного в таблице 3, в зависимости от прочности дорожной одежды.
Таблица 3 - Значение поправочного коэффициента
Коэффициент прочности
дорожной одежды (больше
или равно)
Значение поправочного коэффициента к нормативной осевой
нагрузке для типов дорожной одежды
КапитальныйОблегченныйПереходный
0,95
0,90
0,90
0,80
0,92
0,80
0,70
0,70
0,90
0,70
0,70
0,70
0,80
0,70
0,70
0,70
0,50 - 0,70
0,50
0,50
0,50
5.2.6 Обочины дороги должны быть укреплены в соответствии с СП 34.13330 с учетом местных грунтовых, гидрологических и климатических условий, иметь уклоны, способствующие быстрому отводу поверхностных вод. Прочность слоев укрепления должна соответствовать составу транспортного потока и обеспечивать заезд и остановку автомобилей без существенных деформаций и разрушения слоев укрепления. Визуальная оценка прочности производится в соответствии с таблицей 8. Считается, что прочность отвечает нормативным требованиям, если коэффициент прочности будет не менее Кпр = 0,85. Не допускается образование уступа и колей в местах сопряжения обочин с покрытием проезжей части.
5.2.7 В зимний период не допускается возвышение обочин с уплотненным слоем снега над проезжей частью толщиной более 3 см для дорог категорий Iвс, IIвс.
5.2.8 Обочины должны быть очищены от снега на всю ширину.
5.2.9 Не допускается образование снежных валов высотой более 0,5 м:
  • ближе 5 м от пешеходного перехода;
  • ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
  • на тротуарах.
5.2.10 Не допускаются снежные валы перед дорожным ограждением или повышенным бордюром высотой, равной или более 15 см в соответствии с ГОСТ Р 50597.
5.2.11 Состояние покрытия проезжей части дорог по ровности оценивается коэффициентом ровности, представляющим собой отношение предельно допустимых значений ровности к фактическому. Покрытие по ровности удовлетворяет условиям эксплуатации, если коэффициент ровности больше 1. Предельно допустимые значения ровности приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Значения предельно допустимой ровности покрытия
Категория дороги
Тип дорожной
одежды
Предельно допустимое состояние покрытия по
ровности
Количество просветов под 3-метровой рейкой, %
IвсКапитальный
8
IIвсКапитальный
9
Облегченный
12
IIIвсКапитальный
9
Облегченный
14
IVвсПереходный
18
Низший
20
5.2.12 Сцепные качества и шероховатость покрытий характеризуются коэффициентом сцепления, который определяется как отношение фактического коэффициента продольного сцепления к допустимому значению по условиям безопасности движения. Покрытие по сцеплению соответствует требованиям безопасности движения, если коэффициент сцепления больше или равен 1 (ГОСТ 30413).
Предельные значения коэффициента сцепления и средняя глубина впадин шероховатости, допустимые значения в процессе эксплуатации дорожных покрытий не должны быть ниже значений, указанных в таблице 5 (ГОСТ 30412).
5.2.13 Разница коэффициента сцепления по ширине проезжей части не должна превышать 0,1. Разница между коэффициентами сцепления покрытия проезжей части и укрепленной обочины не должна превышать 0,15.
Таблица 5 - Параметры шероховатости
Условия движения
Коэффициент сцепления
при скорости 60 км/ч
Средняя глубина впадин шероховатости, мм,
для дорог в дорожно-климатических зонах
I и V
II - IV
Легкие
0,35/0,28
0,39
0,35
Затрудненные
0,40/0,30
0,35
0,40
Опасные
0,45/0,32
0,40
0,45
Примечания
1 Сцепные качества покрытий следует считать удовлетворительными при условии соблюдения обоих параметров.
2 В знаменателе приведены значения коэффициента сцепления, полученные при измерении гладкой шиной (без протектора).
5.2.14 В зимний период с целью обеспечения нормативного значения коэффициента сцепления проезжую часть необходимо посыпать абразивным материалом (песком с солью, отходами от дробления каменных материалов и т.п.).
5.2.15 На покрытии проезжей части дорог Iвс, IIвс, IIIвс категории не допускается образование колей глубиной более 35 мм, а на дорогах IVвс категории - более 45 мм.