Действующий
Элемент рельса* | Направление отклонения | Класс А | Класс В | Класс С | ||||
d, мм | L, м | d, мм | L, м | d, мм | L, м | |||
Основная часть рельса | В вертикальной плоскости | 3 и 0,201 | 3 и 0,30 1 | 0,60 | 1,5 | |||
В горизонтальной плоскости | 0,45 | 1,5 | 0,60 | 1,5 | 0,80 | |||
Концевая зона рельса | Длина зоны | 2 м | 1,5 м | |||||
В вертикальной плоскости вверх | 2 и 0,30 1 | 0,50 | 1,5 | 0,70 | 1,5 | |||
В вертикальной плоскости вниз | е 0,2 мм при F 0,6 м | |||||||
В горизонтальной плоскости | 2 и 0,40 1 | 0,50 | 1,5 | 0,50 | 1,5 | |||
Переходная зона | Длина зоны | 2 м | 1,5 м | |||||
В вертикальной плоскости | 0,30 | 2 | 0,40 | 1,5 | -** | - | ||
В горизонтальной плоскости | 0,60 | 2 | 0,60 | 1,5 | - | - | ||
Рельс в целом | В вертикальной плоскости | Для рельса длиной более 25 м, лежащего на подошве или на головке, зазор d не более 10 мм | ||||||
В вертикальной и горизонтальной плоскостях | Для рельсов длиной 25 м и менее: | |||||||
Стрела прогиба не более 1/2500 длины рельса | Стрела прогиба не более 1/2200 длины рельса | |||||||
* Элементы рельса приведены в приложении Е.Примечание - Обозначения:d - нормируемая величина отклонения (стрелы прогиба), зазора;L - базовая длина, для которой установлена нормируемая величина отклонения;е - нормируемая величина отклонения конца рельса вниз;F - расстояние от торца до начала отклонения конца рельса вниз.** - значение не нормируется. |
Нормы прямолинейности класса А применяют для рельсов категорий ВС и СС, классов В и С - для рельсов остальных категорий.
Скручивание рельсов длиной менее 18,00 м не должно превышать 1,25 мм, длиной от 18,00 до 24,84 м включительно - не более 2,0 мм, длиной свыше 24,84 м - не более 2,5 мм.
Скручивание концов рельсов на длине 1 м не должно превышать: для рельсов типа Р50 - 0,4 мм, для рельсов типов Р65, Р65К и Р75 - 0,5 мм.
5.3.1 Для производства рельсов используют непрерывно-литые заготовки из стали кислородно-конвертерного или электропечного производства, подвергнутой внепечной обработке и вакуумированию.
5.3.2 Технология производства и контроля рельсов должна предусматривать удаление окалины при помощи гидросбива, возможность правки рельсов в двух плоскостях на роликоправильных машинах и прессах, автоматизированный контроль отклонения рельсов от прямолинейности, автоматизированный контроль размеров и формы профиля рельсов, автоматизированный ультразвуковой контроль внутренних дефектов, автоматизированный неразрушающий контроль качества поверхности рельсов, систему идентификации рельсов по технологическому потоку.
5.3.3 По соглашению сторон допускается изготовление рельсов с изменением отдельных требований, установленных в 5.3.1 и 5.3.2. В этом случае особенности технологии производства и контроля указывают в соглашении о поставке рельсов или в заказе.
5.3.4 Коэффициент вытяжки при прокатке рельсов типов Р50, Р65 и Р65К должен быть не менее 9,0, а при прокатке рельсов типа Р75 - не менее 7,6.
5.3.5 Допускается однократная повторная правка рельсов в горизонтальной и вертикальной плоскостях на роликоправильных машинах и неоднократная правка местных и концевых искривлений на прессах.
- до 0,00020% (2,0 ppm) включ. допускается не проводить противофлокенную обработку заготовок и рельсов;
- свыше 0,00020% (2,0 ppm) до 0,00025% (2,5 ppm) включ. проведение противофлокенной обработки заготовок или рельсов обязательно;
5.4.1 Химический состав стали, определяемый по ковшовой пробе, должен соответствовать указанному в таблице 6.
Марка стали | Массовая доля элементов, % | ||||||||
Углерод | Марганец | Кремний | Ванадий | Хром | Азот | Фосфор | Сера | Алюминий | |
Не более | |||||||||
90ХАФ | 0,83-0,95 | 0,75-1,25 | 0,25-0,60 | 0,08-0,15 | 0,20-0,60 | 0,010-0,020 | 0,020 | 0,020 | 0,004 |
76ХАФ | 0,71-0,82 | 0,75-1,25 | 0,25-0,60 | 0,05-0,15 | 0,20-0,80 | 0,010-0,020 | 0,020 | 0,020 | 0,004 |
76ХФ | 0,71-0,82 | 0,75-1,25 | 0,25-0,60 | 0,03-0,15 | 0,20-0,80 | - | 0,020 | 0,020 | 0,004 |
76ХСФ | 0,71-0,82 | 0,75-1,25 | 0,30-1,10 | 0,05-0,15 | 0,50-1,25 | - | 0,020 | 0,020 | 0,004 |
90АФ | 0,83-0,95 | 0,75-1,25 | 0,25-0,60 | 0,08-0,15 | - | 0,010-0,020 | 0,020 | 0,020 | 0,004 |
76АФ | 0,71-0,82 | 0,75-1,25 | 0,25-0,60 | 0,05-0,15 | - | 0,010-0,020 | 0,020 | 0,020 | 0,004 |
76Ф | 0,71-0,82 | 0,75-1,25 | 0,25-0,60 | 0,03-0,15 | - | - | 0,020 | 0,020 | 0,004 |
Примечание - К обозначению марки стали добавляют спереди букву "К" для конвертерной и букву "Э" для электропечной стали. |
При этом суммарная массовая доля указанных элементов и хрома, если он является остаточным элементом, должна быть не более 0,40%.
Углерод | Марганец | Кремний | Ванадий | Хром | Азот | Фосфор | Сера | Алюминий |
±0,02 | ±0,05 | ±0,02 | +0,02 | ±0,02 | ±0,005 | +0,005 | +0,005 | +0,001 |
Допускается не более 5% плавок от месячного объема поставки с массовой долей общего кислорода свыше 0,0020% (20 ppm) до 0,0030% (30 ppm).
5.4.5 Массовая доля кислорода в высокоглиноземистых оксидных включениях не должна превышать 0,0010% (10 ppm). Данная норма начинает действовать через один год после даты введения в действие настоящего стандарта.
5.4.6 Категории рельсов устанавливаются с учетом марки стали и термической обработки рельсов по таблице 8.
Марка стали | Категории рельсов по термическому упрочнению | ||
ДТ | ОТ | НГ | |
90ХАФ | ДТ370ИК | - | - |
90АФ | ДТ370ИК | ОТ370ИК | - |
76ХАФ | ДТ350НН | - | - |
76АФ | ДТ350НН | ОТ350НН | - |
76ХФ | ДТ350ВСДТ350ССДТ350 | НТ300 | |
76ХСФ | - | - | НТ320ВСНТ320 |
76Ф | ДТ350ВСДТ350ССДТ350 | ОТ350ССОТ350 | НТ260 |
5.5.1 Размер наибольшего диаметра отдельных глобулярных включений (группы ED) не должен превышать 30 мкм при оценке по каждому из шести шлифов и 20 мкм при оценке усредненного диаметра по шести шлифам.