Действующий
При этом суммарная массовая доля указанных элементов и хрома, если он является остаточным элементом, должна быть не более 0,40%.
Углерод | Марганец | Кремний | Ванадий | Хром | Азот | Фосфор | Сера | Алюминий |
±0,02 | ±0,05 | ±0,02 | +0,02 | ±0,02 | ±0,005 | +0,005 | +0,005 | +0,001 |
Допускается не более 5% плавок от месячного объема поставки с массовой долей общего кислорода свыше 0,0020% (20 ppm) до 0,0030% (30 ppm).
5.4.5 Массовая доля кислорода в высокоглиноземистых оксидных включениях не должна превышать 0,0010% (10 ppm). Данная норма начинает действовать через один год после даты введения в действие настоящего стандарта.
5.4.6 Категории рельсов устанавливаются с учетом марки стали и термической обработки рельсов по таблице 8.
Марка стали | Категории рельсов по термическому упрочнению | ||
ДТ | ОТ | НГ | |
90ХАФ | ДТ370ИК | - | - |
90АФ | ДТ370ИК | ОТ370ИК | - |
76ХАФ | ДТ350НН | - | - |
76АФ | ДТ350НН | ОТ350НН | - |
76ХФ | ДТ350ВСДТ350ССДТ350 | НТ300 | |
76ХСФ | - | - | НТ320ВСНТ320 |
76Ф | ДТ350ВСДТ350ССДТ350 | ОТ350ССОТ350 | НТ260 |
5.5.1 Размер наибольшего диаметра отдельных глобулярных включений (группы ED) не должен превышать 30 мкм при оценке по каждому из шести шлифов и 20 мкм при оценке усредненного диаметра по шести шлифам.
- для рельсов специального назначения 353 мкм при оценке максимального размера по каждому из шести шлифов и 300 мкм при оценке максимального размера, усредненного по шести шлифам;
- для рельсов общего назначения 705 мкм при оценке максимального размера по каждому из шести шлифов и 500 мкм при оценке максимального размера, усредненного по шести шлифам.
5.5.3 Суммарный коэффициент загрязненности рельсов строчечными глобулярными включениями и отдельными глобулярными включениями , должен быть не более 30 мкм2/мм2 для каждой группы включений. Данная норма начинает действовать через один год после даты введения в действие настоящего стандарта.
5.6.1 В рельсах не допускаются флокены, расслоения, трещины, корочки, пятнистая ликвация, инородные металлические и шлаковые включения.
Вид, характер и место расположения допускаемых и недопускаемых дефектов макроструктуры должны соответствовать нормам, установленным шкалой макроструктуры рельсов в соответствии с приложением И.
5.6.2 В рельсах не допускаются выявляемые при ультразвуковом контроле внутренние дефекты, амплитуда эхо-сигналов от которых или ослабление донного сигнала которыми превышают установленный уровень (приложение К).
5.7.1 Поверхность рельса должна быть без раскатанных загрязнений, трещин, рванин, раскатанных корочек, плен, закатов, раковин от окалины, подрезов, вмятин, продиров, поперечных рисок и поперечных царапин.
Вид и максимальные значения параметров допускаемых дефектов поверхности в зависимости от места их расположения приведены в таблице 9.
Вид дефекта | Параметр дефекта | Место расположения и параметры дефекта для классов качества поверхности рельсов Е и Р | |||||
поверхность катания | средняя треть основания подошвы | остальные элементы профиля | |||||
Е | Р | Е | Р | Е | Р | ||
Раскатанные пузыри, волосовины | Глубина | 0,35 | 1,00 | 0,30 | 0,30 | 0,50 | 1,00 |
Длина | 500 | 1000 | 500 | 1000 | 500 | 1000 | |
Продольные риски, царапины, морщины | Глубина | 0,30 | 0,50 | 0,30 | 0,30 | 0,50 | 0,50 |
Примечание - На поверхности шейки рельсов вне зоны сопряжения с накладками допускаются выпуклые отпечатки высотой не более 5 мм. |
5.7.2 На поверхности рельсов, предназначенных для сварки, на длине менее 200 мм от торцов не допускаются раскатанные пузыри, морщины и волосовины.
5.7.3 Допускается удаление недопустимых дефектов пологой зачисткой абразивным инструментом вдоль рельса, без прижогов, на глубину, не превышающую установленную в таблице 10. После зачистки размеры профиля должны соответствовать требованиям, указанным в таблицах 2 и 3.
Место расположения дефекта | Глубина удаления дефектов для рельсов классов качества поверхности, не более | |
Е | Р | |
Поверхность катания | 0,35 | 0,50 |
Средняя треть основания подошвы | 0,30 | 0,50 |
Остальные элементы профиля | 0,50 | 1,00 |
5.7.4 Допускается удаление отпечатков и знаков выпуклой маркировки на шейке рельса в зоне сопряжения с накладками зачисткой абразивным инструментом вдоль направления прокатки при обеспечении размеров шейки.
5.7.5 На поверхности катания головки и основания подошвы рельсов не допускаются дефекты, выявляемые методами неразрушающего контроля согласно требованиям раздела К.5 (приложение К, метод В).
5.7.6 Поверхность торцов рельсов должна быть без рванин, расслоений и трещин. Кромки торцов рельсов должны быть без заусенцев и наплывов металла.
Для рельсов без болтовых отверстий рекомендуется притуплять кромки торцов по контуру головки и шейки.
На термоупрочненных рельсах с болтовыми отверстиями, на торцах по нижним кромкам головки рельсов и верхней части перьев подошвы должна быть снята фаска размером до 3 мм.
5.7.7 Поверхность болтовых отверстий и фасок должна быть без рванин, задиров, винтовых следов от сверления.