(Действующий) ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
5.4.2 Массовая доля остаточных элементов в стали не должна превышать:
- меди - 0,20%;
- никеля - 0,20% для рельсов категорий ОТ350НН, ДТ350НН, ОТ350 и ДТ350,
- 0,15% для рельсов всех остальных категорий;
- суммарная никеля и меди - 0,27%;
- хрома - 0,20%;
- титана - 0,010%.
При этом суммарная массовая доля указанных элементов и хрома, если он является остаточным элементом, должна быть не более 0,40%.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.4.3 Допускаемые отклонения химического состава рельсов указаны в таблице 7.
   
Таблица 7 - Допускаемые отклонения химического состава рельсов, не более
В процентах
Углерод
Марганец
Кремний
Ванадий
Хром
Азот
Фосфор
Сера
Алюминий
±0,02
±0,05
±0,02
+0,02
±0,02
 
±0,005
+0,005
+0,005
+0,001
Таблица 7 (Измененная редакция, Изм. N 1).
5.4.4 Массовая доля общего кислорода в рельсах не должна превышать 0,0020% (20 ppm).
Допускается не более 5% плавок от месячного объема поставки с массовой долей общего кислорода свыше 0,0020% (20 ppm) до 0,0030% (30 ppm).
5.4.5 Массовая доля кислорода в высокоглиноземистых оксидных включениях не должна превышать 0,0010% (10 ppm). Данная норма начинает действовать через один год после даты введения в действие настоящего стандарта.
5.4.6 Категории рельсов устанавливаются с учетом марки стали и термической обработки рельсов по таблице 8.
Таблица 8 - Категории рельсов в зависимости от марки стали и термической обработки рельсов
Марка стали
Категории рельсов по термическому упрочнению
ДТ
ОТ
НГ
90ХАФДТ370ИК
-
-
90АФДТ370ИКОТ370ИК
-
76ХАФДТ350НН
-
-
76АФДТ350ННОТ350НН
-
76ХФДТ350ВСДТ350ССДТ350НТ300
76ХСФ
-
-
НТ320ВСНТ320
76ФДТ350ВСДТ350ССДТ350ОТ350ССОТ350НТ260
Таблица 8 (Измененная редакция, Изм. N 1).

5.5 Загрязненность стали неметаллическими включениями

5.5.1 Размер наибольшего диаметра отдельных глобулярных включений (группы ED) не должен превышать 30 мкм при оценке по каждому из шести шлифов и 20 мкм при оценке усредненного диаметра по шести шлифам.
5.5.2 Размер наибольшей длины   строчечных глобулярных включений (группы ЕВ) не должен превышать:
- для рельсов специального назначения 353 мкм при оценке максимального размера по каждому из шести шлифов и 300 мкм при оценке максимального размера, усредненного по шести шлифам;
- для рельсов общего назначения 705 мкм при оценке максимального размера по каждому из шести шлифов и 500 мкм при оценке максимального размера, усредненного по шести шлифам.
5.5.3 Суммарный коэффициент загрязненности рельсов строчечными глобулярными включениями и отдельными глобулярными включениями  , должен быть не более 30 мкм2/мм2 для каждой группы включений. Данная норма начинает действовать через один год после даты введения в действие настоящего стандарта.

5.6 Внутренние дефекты и дефекты макроструктуры

5.6.1 В рельсах не допускаются флокены, расслоения, трещины, корочки, пятнистая ликвация, инородные металлические и шлаковые включения.
Вид, характер и место расположения допускаемых и недопускаемых дефектов макроструктуры должны соответствовать нормам, установленным шкалой макроструктуры рельсов в соответствии с приложением И.
5.6.2 В рельсах не допускаются выявляемые при ультразвуковом контроле внутренние дефекты, амплитуда эхо-сигналов от которых или ослабление донного сигнала которыми превышают установленный уровень (приложение К).

5.7 Качество поверхности

5.7.1 Поверхность рельса должна быть без раскатанных загрязнений, трещин, рванин, раскатанных корочек, плен, закатов, раковин от окалины, подрезов, вмятин, продиров, поперечных рисок и поперечных царапин.
Вид и максимальные значения параметров допускаемых дефектов поверхности в зависимости от места их расположения приведены в таблице 9.
Таблица 9 - Допускаемые дефекты поверхности рельсов
В миллиметрах
Вид дефекта
Параметр дефекта
Место расположения и параметры дефекта для классов качества поверхности рельсов Е и Р
поверхность катания
средняя треть основания подошвы
остальные элементы профиля
Е
Р
Е
Р
Е
Р
Раскатанные пузыри, волосовины
Глубина
0,35
1,00
0,30
0,30
0,50
1,00
Длина
500
1000
500
1000
500
1000
Продольные риски, царапины, морщины
Глубина
0,30
0,50
0,30
0,30
0,50
0,50
Примечание - На поверхности шейки рельсов вне зоны сопряжения с накладками допускаются выпуклые отпечатки высотой не более 5 мм.
5.7.2 На поверхности рельсов, предназначенных для сварки, на длине менее 200 мм от торцов не допускаются раскатанные пузыри, морщины и волосовины.
5.7.3 Допускается удаление недопустимых дефектов пологой зачисткой абразивным инструментом вдоль рельса, без прижогов, на глубину, не превышающую установленную в таблице 10. После зачистки размеры профиля должны соответствовать требованиям, указанным в таблицах 2 и 3.
Таблица 10 - Допускаемая глубина удаления дефектов
В миллиметрах
Место расположения дефекта
Глубина удаления дефектов для рельсов классов качества поверхности, не более
Е
Р
Поверхность катания
0,35
0,50
Средняя треть основания подошвы
0,30
0,50
Остальные элементы профиля
0,50
1,00
5.7.4 Допускается удаление отпечатков и знаков выпуклой маркировки на шейке рельса в зоне сопряжения с накладками зачисткой абразивным инструментом вдоль направления прокатки при обеспечении размеров шейки.
5.7.5 На поверхности катания головки и основания подошвы рельсов не допускаются дефекты, выявляемые методами неразрушающего контроля согласно требованиям раздела К.5 (приложение К, метод В).
5.7.6 Поверхность торцов рельсов должна быть без рванин, расслоений и трещин. Кромки торцов рельсов должны быть без заусенцев и наплывов металла.
Для рельсов без болтовых отверстий рекомендуется притуплять кромки торцов по контуру головки и шейки.
На термоупрочненных рельсах с болтовыми отверстиями, на торцах по нижним кромкам головки рельсов и верхней части перьев подошвы должна быть снята фаска размером до 3 мм.
5.7.7 Поверхность болтовых отверстий и фасок должна быть без рванин, задиров, винтовых следов от сверления.
5.7.8 Для рельсов назначений ВС, СС и НН применяют нормы качества поверхности класса Е, для рельсов остальных назначений применяют нормы качества поверхности класса Е или Р.