(Действующий) ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Тип рельса
Номинальное значение
Допускаемое отклонение
Р50
34,0
68,5
66,0
216,0
356,0
± 0,7
Р65, Р65К
36,0
78,5
96,0
316,0
446,0
Р75
36,0
80,4
96,0
316,0
446,0
По согласованию сторон рельсы могут быть изготовлены с другим расположением, числом и диаметром болтовых отверстий.
Болтовые отверстия должны иметь фаски размером от 1,5 до 3,0 мм, снятые под углом около 45°.

5.2.4 Перпендикулярность торцов рельсов

Отклонение поверхностей торцов от перпендикулярности по отношению к поверхности рельса не должно превышать 0,6 мм.

5.2.5 Прямолинейность рельсов

Отклонения от прямолинейности на заданной базовой длине для рельсов соответствующих классов не должны превышать значений, указанных в таблице 5.
Таблица 5 - Допускаемые отклонения рельсов от прямолинейности
Элемент рельса*
Направление отклонения
Класс А
Класс В
Класс С
d, мм
L, м
d, мм
L, м
d, мм
L, м
Основная часть рельсаВ вертикальной плоскости
3
и
0,201
3
и
0,30    1
0,60
1,5
В горизонтальной плоскости
0,45
1,5
0,60
1,5
0,80
Концевая зона рельсаДлина зоны
2 м
1,5 м
В вертикальной плоскости вверх
2
и
0,30  1
0,50
1,5
0,70
1,5
В вертикальной плоскости вниз
е 0,2 мм при F 0,6 м
В горизонтальной плоскости
2
и
0,40 1
0,50
1,5
0,50
1,5
Переходная зонаДлина зоны
2 м
1,5 м
В вертикальной плоскости
0,30
2
0,40
1,5
-**
-
В горизонтальной плоскости
0,60
2
0,60
1,5
-
-
Рельс в целомВ вертикальной плоскости
Для рельса длиной более 25 м, лежащего на подошве или на головке, зазор d не более 10 мм
В вертикальной и горизонтальной плоскостях
Для рельсов длиной 25 м и менее:
Стрела прогиба
не более 1/2500 длины рельса
Стрела прогиба не более 1/2200 длины рельса
* Элементы рельса приведены в приложении Е.Примечание - Обозначения:d - нормируемая величина отклонения (стрелы прогиба), зазора;L - базовая длина, для которой установлена нормируемая величина отклонения;е - нормируемая величина отклонения конца рельса вниз;F - расстояние от торца до начала отклонения конца рельса вниз.** - значение не нормируется.
Таблица 5 (Измененная редакция, Изм. N 1).
Нормы прямолинейности класса А применяют для рельсов категорий ВС и СС, классов В и С - для рельсов остальных категорий.

5.2.6 Скручивание рельсов

Скручивание рельсов длиной менее 18,00 м не должно превышать 1,25 мм, длиной от 18,00 до 24,84 м включительно - не более 2,0 мм, длиной свыше 24,84 м - не более 2,5 мм.
Скручивание концов рельсов на длине 1 м не должно превышать: для рельсов типа Р50 - 0,4 мм, для рельсов типов Р65, Р65К и Р75 - 0,5 мм.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.3 Требования к технологии производства

5.3.1 Для производства рельсов используют непрерывно-литые заготовки из стали кислородно-конвертерного или электропечного производства, подвергнутой внепечной обработке и вакуумированию.
5.3.2 Технология производства и контроля рельсов должна предусматривать удаление окалины при помощи гидросбива, возможность правки рельсов в двух плоскостях на роликоправильных машинах и прессах, автоматизированный контроль отклонения рельсов от прямолинейности, автоматизированный контроль размеров и формы профиля рельсов, автоматизированный ультразвуковой контроль внутренних дефектов, автоматизированный неразрушающий контроль качества поверхности рельсов, систему идентификации рельсов по технологическому потоку.
5.3.3 По соглашению сторон допускается изготовление рельсов с изменением отдельных требований, установленных в 5.3.1 и 5.3.2. В этом случае особенности технологии производства и контроля указывают в соглашении о поставке рельсов или в заказе.
5.3.4 Коэффициент вытяжки при прокатке рельсов типов Р50, Р65 и Р65К должен быть не менее 9,0, а при прокатке рельсов типа Р75 - не менее 7,6.
5.3.5 Допускается однократная повторная правка рельсов в горизонтальной и вертикальной плоскостях на роликоправильных машинах и неоднократная правка местных и концевых искривлений на прессах.
5.3.6 Технология производства должна обеспечивать отсутствие флокенов в рельсах.
При массовой доле водорода в жидкой стали в промежуточном ковше:
- до 0,00020% (2,0 ppm) включ. допускается не проводить противофлокенную обработку заготовок и рельсов;
- свыше 0,00020% (2,0 ppm) до 0,00025% (2,5 ppm) включ. проведение противофлокенной обработки заготовок или рельсов обязательно;
- свыше 0,00025% (2,5 ppm) сталь не назначают для производства рельсов.

5.4 Химический состав

5.4.1 Химический состав стали, определяемый по ковшовой пробе, должен соответствовать указанному в таблице 6.
Таблица 6 - Химический состав стали
Марка стали
Массовая доля элементов, %
Углерод
Марганец
Кремний
Ванадий
Хром
Азот
Фосфор
Сера
Алюминий
Не более
90ХАФ
0,83-0,95
0,75-1,25
0,25-0,60
0,08-0,15
0,20-0,60
0,010-0,020
0,020
0,020
0,004
76ХАФ
0,71-0,82
0,75-1,25
0,25-0,60
0,05-0,15
0,20-0,80
0,010-0,020
0,020
0,020
0,004
76ХФ
0,71-0,82
0,75-1,25
0,25-0,60
0,03-0,15
0,20-0,80
-
0,020
0,020
0,004
76ХСФ
0,71-0,82
0,75-1,25
0,30-1,10
 
0,05-0,15
0,50-1,25
-
0,020
0,020
0,004
90АФ
0,83-0,95
0,75-1,25
0,25-0,60
0,08-0,15
-
0,010-0,020
0,020
0,020
0,004
76АФ
0,71-0,82
0,75-1,25
0,25-0,60
0,05-0,15
-
0,010-0,020
0,020
0,020
0,004
76Ф
0,71-0,82
0,75-1,25
0,25-0,60
0,03-0,15
-
-
0,020
0,020
0,004
Примечание - К обозначению марки стали добавляют спереди букву "К" для конвертерной и букву "Э" для электропечной стали.
Таблица 6 (Измененная редакция, Изм. N 1).
5.4.2 Массовая доля остаточных элементов в стали не должна превышать:
- меди - 0,20%;
- никеля - 0,20% для рельсов категорий ОТ350НН, ДТ350НН, ОТ350 и ДТ350,
- 0,15% для рельсов всех остальных категорий;
- суммарная никеля и меди - 0,27%;
- хрома - 0,20%;
- титана - 0,010%.
При этом суммарная массовая доля указанных элементов и хрома, если он является остаточным элементом, должна быть не более 0,40%.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.4.3 Допускаемые отклонения химического состава рельсов указаны в таблице 7.
   
Таблица 7 - Допускаемые отклонения химического состава рельсов, не более
В процентах
Углерод
Марганец
Кремний
Ванадий
Хром
Азот
Фосфор
Сера
Алюминий
±0,02
±0,05
±0,02
+0,02
±0,02
 
±0,005
+0,005
+0,005
+0,001
Таблица 7 (Измененная редакция, Изм. N 1).
5.4.4 Массовая доля общего кислорода в рельсах не должна превышать 0,0020% (20 ppm).
Допускается не более 5% плавок от месячного объема поставки с массовой долей общего кислорода свыше 0,0020% (20 ppm) до 0,0030% (30 ppm).
5.4.5 Массовая доля кислорода в высокоглиноземистых оксидных включениях не должна превышать 0,0010% (10 ppm). Данная норма начинает действовать через один год после даты введения в действие настоящего стандарта.
5.4.6 Категории рельсов устанавливаются с учетом марки стали и термической обработки рельсов по таблице 8.