(Действующий) ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

5.2.2 Длина рельсов

Рельсы без болтовых отверстий изготавливают:
- длиной до 20 м включ. с допускаемым отклонением ±1 мм на метр длины;
- длиной свыше 20 до 25 м включ. с допускаемым отклонением ±20 мм;
- длиной свыше 25 до 100 м включ. с допускаемым отклонением ±30 мм.
Рельсы с болтовыми отверстиями изготавливают длиной 25,00; 24,92; 24,84; 12,52; 12,50; 12,46; 12,42; 12,38 м с допускаемым отклонением ±4 мм.
Примечание - Длина рельсов указана при температуре 15 °С. Результаты измерений, проведенных при других температурах, должны быть скорректированы с учетом температурного линейного расширения рельсов.

5.2.3 Болтовые отверстия в рельсах

Расположение, число и диаметр болтовых отверстий в шейке на концах рельсов должны соответствовать приведенным на рисунке 2 и в таблице 4.
Рисунок 2 - Расположение болтовых отверстий
Таблица 4 - Расположение и размеры болтовых отверстий
В миллиметрах
Тип рельса
Номинальное значение
Допускаемое отклонение
Р50
34,0
68,5
66,0
216,0
356,0
± 0,7
Р65, Р65К
36,0
78,5
96,0
316,0
446,0
Р75
36,0
80,4
96,0
316,0
446,0
По согласованию сторон рельсы могут быть изготовлены с другим расположением, числом и диаметром болтовых отверстий.
Болтовые отверстия должны иметь фаски размером от 1,5 до 3,0 мм, снятые под углом около 45°.

5.2.4 Перпендикулярность торцов рельсов

Отклонение поверхностей торцов от перпендикулярности по отношению к поверхности рельса не должно превышать 0,6 мм.

5.2.5 Прямолинейность рельсов

Отклонения от прямолинейности на заданной базовой длине для рельсов соответствующих классов не должны превышать значений, указанных в таблице 5.
Таблица 5 - Допускаемые отклонения рельсов от прямолинейности
Элемент рельса*
Направление отклонения
Класс А
Класс В
Класс С
d, мм
L, м
d, мм
L, м
d, мм
L, м
Основная часть рельсаВ вертикальной плоскости
3
и
0,201
3
и
0,30    1
0,60
1,5
В горизонтальной плоскости
0,45
1,5
0,60
1,5
0,80
Концевая зона рельсаДлина зоны
2 м
1,5 м
В вертикальной плоскости вверх
2
и
0,30  1
0,50
1,5
0,70
1,5
В вертикальной плоскости вниз
е 0,2 мм при F 0,6 м
В горизонтальной плоскости
2
и
0,40 1
0,50
1,5
0,50
1,5
Переходная зонаДлина зоны
2 м
1,5 м
В вертикальной плоскости
0,30
2
0,40
1,5
-**
-
В горизонтальной плоскости
0,60
2
0,60
1,5
-
-
Рельс в целомВ вертикальной плоскости
Для рельса длиной более 25 м, лежащего на подошве или на головке, зазор d не более 10 мм
В вертикальной и горизонтальной плоскостях
Для рельсов длиной 25 м и менее:
Стрела прогиба
не более 1/2500 длины рельса
Стрела прогиба не более 1/2200 длины рельса
* Элементы рельса приведены в приложении Е.Примечание - Обозначения:d - нормируемая величина отклонения (стрелы прогиба), зазора;L - базовая длина, для которой установлена нормируемая величина отклонения;е - нормируемая величина отклонения конца рельса вниз;F - расстояние от торца до начала отклонения конца рельса вниз.** - значение не нормируется.
Таблица 5 (Измененная редакция, Изм. N 1).
Нормы прямолинейности класса А применяют для рельсов категорий ВС и СС, классов В и С - для рельсов остальных категорий.

5.2.6 Скручивание рельсов

Скручивание рельсов длиной менее 18,00 м не должно превышать 1,25 мм, длиной от 18,00 до 24,84 м включительно - не более 2,0 мм, длиной свыше 24,84 м - не более 2,5 мм.
Скручивание концов рельсов на длине 1 м не должно превышать: для рельсов типа Р50 - 0,4 мм, для рельсов типов Р65, Р65К и Р75 - 0,5 мм.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.3 Требования к технологии производства

5.3.1 Для производства рельсов используют непрерывно-литые заготовки из стали кислородно-конвертерного или электропечного производства, подвергнутой внепечной обработке и вакуумированию.
5.3.2 Технология производства и контроля рельсов должна предусматривать удаление окалины при помощи гидросбива, возможность правки рельсов в двух плоскостях на роликоправильных машинах и прессах, автоматизированный контроль отклонения рельсов от прямолинейности, автоматизированный контроль размеров и формы профиля рельсов, автоматизированный ультразвуковой контроль внутренних дефектов, автоматизированный неразрушающий контроль качества поверхности рельсов, систему идентификации рельсов по технологическому потоку.
5.3.3 По соглашению сторон допускается изготовление рельсов с изменением отдельных требований, установленных в 5.3.1 и 5.3.2. В этом случае особенности технологии производства и контроля указывают в соглашении о поставке рельсов или в заказе.
5.3.4 Коэффициент вытяжки при прокатке рельсов типов Р50, Р65 и Р65К должен быть не менее 9,0, а при прокатке рельсов типа Р75 - не менее 7,6.
5.3.5 Допускается однократная повторная правка рельсов в горизонтальной и вертикальной плоскостях на роликоправильных машинах и неоднократная правка местных и концевых искривлений на прессах.
5.3.6 Технология производства должна обеспечивать отсутствие флокенов в рельсах.
При массовой доле водорода в жидкой стали в промежуточном ковше:
- до 0,00020% (2,0 ppm) включ. допускается не проводить противофлокенную обработку заготовок и рельсов;
- свыше 0,00020% (2,0 ppm) до 0,00025% (2,5 ppm) включ. проведение противофлокенной обработки заготовок или рельсов обязательно;
- свыше 0,00025% (2,5 ppm) сталь не назначают для производства рельсов.

5.4 Химический состав

5.4.1 Химический состав стали, определяемый по ковшовой пробе, должен соответствовать указанному в таблице 6.
Таблица 6 - Химический состав стали
Марка стали
Массовая доля элементов, %
Углерод
Марганец
Кремний
Ванадий
Хром
Азот
Фосфор
Сера
Алюминий
Не более
90ХАФ
0,83-0,95
0,75-1,25
0,25-0,60
0,08-0,15
0,20-0,60
0,010-0,020
0,020
0,020
0,004
76ХАФ
0,71-0,82
0,75-1,25
0,25-0,60
0,05-0,15
0,20-0,80
0,010-0,020
0,020
0,020
0,004
76ХФ
0,71-0,82
0,75-1,25
0,25-0,60
0,03-0,15
0,20-0,80
-
0,020
0,020
0,004
76ХСФ
0,71-0,82
0,75-1,25
0,30-1,10
 
0,05-0,15
0,50-1,25
-
0,020
0,020
0,004
90АФ
0,83-0,95
0,75-1,25
0,25-0,60
0,08-0,15
-
0,010-0,020
0,020
0,020
0,004
76АФ
0,71-0,82
0,75-1,25
0,25-0,60
0,05-0,15
-
0,010-0,020
0,020
0,020
0,004
76Ф
0,71-0,82
0,75-1,25
0,25-0,60
0,03-0,15
-
-
0,020
0,020
0,004
Примечание - К обозначению марки стали добавляют спереди букву "К" для конвертерной и букву "Э" для электропечной стали.
Таблица 6 (Измененная редакция, Изм. N 1).
5.4.2 Массовая доля остаточных элементов в стали не должна превышать:
- меди - 0,20%;
- никеля - 0,20% для рельсов категорий ОТ350НН, ДТ350НН, ОТ350 и ДТ350,
- 0,15% для рельсов всех остальных категорий;
- суммарная никеля и меди - 0,27%;
- хрома - 0,20%;