(Действующий) Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н "Об утверждении...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
273. По истечении календарного года на карточках складского учета выводятся остатки на 1 января следующего года, которые переносятся во вновь открытые карточки на следующий год, а карточки истекшего года закрываются (в них делаются отметки: "остаток перенесен в карточку 200_ года N..."), брошюруются (подшиваются) и сдаются в архив организации.
По указанию руководителя службы снабжения (снабжения и сбыта) и разрешения главного бухгалтера карточки складского учета могут вестись (продолжаться) и в следующем календарном году. В необходимых случаях новые карточки могут закрываться и открываться в середине года.
274. На складах (в кладовых) вместо карточек складского учета допускается ведение учета в книгах складского учета.
В книгах складского учета на каждый номенклатурный номер открывается лицевой счет. Лицевые счета нумеруются в том же порядке, что и карточки. Для каждого лицевого счета выделяется страница (лист) или необходимое количество листов. В каждом лицевом счете предусматриваются и заполняются реквизиты, указанные в карточках складского учета.
В начале или в конце книги помещается оглавление лицевых счетов с указанием номеров лицевых счетов, наименований материальных ценностей с их отличительными признаками и количества листов в книге.
Книги складского учета должны быть пронумерованы и прошнурованы. Количество листов в книге заверяется подписью главного бухгалтера или лица, им уполномоченного, и печатью.
Книги складского учета регистрируются в бухгалтерской службе организации, о чем делается запись в книге с указанием номера по реестру.
Организацией может быть установлен иной порядок оформления книг складского учета.
275. Складской учет материальных запасов может вестись при помощи средств вычислительной техники. В этом случае оператором (кладовщиком) вводится информация (реквизиты), предусмотренная в карточках складского учета, и данные первичных учетных документов непосредственно в средства вычислительной техники.
За определенные промежутки времени, но не реже одного раза в месяц, составляется оборотная ведомость (табуляграмма) по движению материальных ценностей, в которой отражаются:
- номера лицевых счетов;
- номенклатурные номера (если они имеются);
- наименования материальных ценностей и их отличительные признаки;
- единица измерения;
- цена;
- остаток на начало отчетного периода;
- приход за отчетный период;
- расход за отчетный период;
- остаток на конец отчетного периода.
В графах "приход за отчетный период" и "расход за отчетный период" отражаются операции, а также итоги по приходу и расходу. В оборотной ведомости в указанных графах могут отражаться только итоговые данные по приходу и расходу. В этом случае при необходимости делаются отдельные табуляграммы (распечатки) оборотов по каждому номенклатурному номеру с указанием каждой операции по приходу и расходу.
Кроме того, при необходимости отдельно могут составляться сальдовые ведомости с указанием остатков материальных запасов на определенные даты (т.е. без указания оборотов).
При ведении складского учета механизированным способом карточки складского учета могут не вестись.
При механизированной обработке операций бухгалтерской службой должен осуществляться надлежащий контроль за движением материальных ценностей, предусмотренный в настоящем разделе.
276. При небольшой номенклатуре материалов и небольших оборотах разрешается на всех или на отдельных складах (кладовых) организации и подразделений вместо карточек (книг) складского учета вести месячные материальные отчеты.
В месячном материальном отчете отражаются данные (реквизиты), которые имеются в карточках складского учета, остаток материалов на начало месяца, приход и расход за месяц и остаток на конец месяца. При этом для записи операций по приходу и по расходу могут отводиться несколько граф, в том числе для отражения сведений о поступлении материалов (от поставщиков, от других складов и подразделений организации и т.д.), отпуск (производственным подразделениям, обслуживающим производствам и хозяйствам, для продажи и т.д.) и (или) для каких целей.
В месячных материальных отчетах обычно отражают материалы, по которым имелось движение (приход или расход) в данном месяце. В этом случае на начало каждого квартала составляется сальдовая ведомость по всей номенклатуре материалов данного склада (кладовой).
В материальных отчетах указывается также сумма (по приходу, расходу и остаткам) материальных ценностей. Сумма заполняется (таксировка) бухгалтерской службой организации, или специалистом, осуществляющим бухгалтерскую функцию, или заведующим складом (кладовщиком).
Материальные отчеты с приложением всех первичных документов представляются в бухгалтерскую службу организации в установленные в организации сроки. Перечень складов (кладовых), на которых ведутся месячные материальные отчеты, форма отчета, порядок его составления, представления и проверки определяются решением руководителя организации по представлению главного бухгалтера.
277. В организациях, имеющих службу внутреннего аудита, функции по контролю движения материальных ценностей на складах организации и других местах хранения или часть этих функций может выполняться указанной службой. По решению руководителя организации указанная работа может осуществляться и аудиторской организацией в процессе оказания ею аудиторских услуг.
Приложение 1
к Методическим указаниям
по бухгалтерскому учету
материально-производственных запасов

Расчеты
списания материалов по способам средней себестоимости, ФИФО
(утв.приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Первый вариант - путем определения средней себестоимости (взвешенная оценка)

┌─────┬─────────────────────────────────┬─────────┬───────────┬──────────┐
│ N │ Содержание операций │ Кол-во │ Покупная │ Сумма │
│ п/п │ │ (кг) │ цена │ (руб.) │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │ А. Исходные данные │ │ │ │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ 1 │Остаток на 1 января │ 1000 │ 5-00 │ 500 │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ 2 │Поступило в январе: │ │ │ │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │Первая партия │ 6000 │ 10-00 │ 60000 │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │Вторая партия │ 4000 │ 12-00 │ 48000 │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │Третья партия │ 20000 │ 20-00 │ 400000 │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │Итого поступило за январь │ 30000 │ │ 508000 │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │Всего с остатком на начало месяца│ 31000 │ │ 513000 │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ 3 │Отпущено в январе: │ │ │ │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │- на производство │ 16000 │ │ │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │- на продажу │ 1000 │ │ │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │- обслуживающим производствам и│ 5000 │ │ │
│ │хозяйствам │ │ │ │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │Итого отпущено │ 22000 │ │ │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ 4 │Остаток на 1 февраля │ 9000 │ │ │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │Б. Списание материала по способу │ │ │ │
│ │ средней себестоимости │ │ │ │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ 5 │Средняя цена в январе: │ │ │ │
│ │513000/31000 = 16,55 │ │ │ │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ 6 │Итого списывается в январе (см.│ │ │ │
│ │п.3) │ │ │ │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ 7 │В том числе: │ │ │ │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │- на производство │ 16000 │ 16,55 │ 264800 │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │- на продажу │ 1000 │ 16,55 │ 16550 │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │- обслуживающим производствам и│ 5000 │ 16,55 │ 82750 │
│ │хозяйствам │ │ │ │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │Итого │ 22000 │ │ 364100 │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ 8 │Остаток на 1 февраля │ 9000 │ 16,54 │ 148900 │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │В. Списание материала по способу │ │ │ │
│ │ ФИФО │ │ │ │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ 9 │Израсходовано в январе │ │ │ │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │в том числе: │ │ │ │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │- по цене остатка на начало│ 1000 │ 5-00 │ 5000 │
│ │месяца │ │ │ │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │- по цене первой партии │ 6000 │ 10-00 │ 60000 │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │- по цене второй партии │ 4000 │ 12-00 │ 48000 │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │- по цене третьей партии │ 11000 │ 20-00 │ 220000 │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │Итого списывается │ 22000 │ 15-14 │ 333000 │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │В том числе │ │ │ │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │- на производство (с учетом│ 16000 │ 15-14 │ 242160 │
│ │округлений) │ │ │ │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │- на продажу │ 1000 │ 15-14 │ 15140 │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │- обслуживающим производствам и│ 5000 │ 15-14 │ 75700 │
│ │хозяйствам │ │ │ │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ │Итого (с учетом округлений) │ 22000 │ 15-145 │ 333000 │
├─────┼─────────────────────────────────┼─────────┼───────────┼──────────┤
│ 10 │Остаток на 1 февраля │ 9000 │ 20-00 │ 180000 │
└─────┴─────────────────────────────────┴─────────┴───────────┴──────────┘
┌─────┬─────────────────────────────────┬─────────┬───────────┬──────────┐
Примечания:
1. В пункте 9 расчета показана последовательность списания материала по способу ФИФО: сначала списывается остаток на начало месяца, затем поступления в отчетном месяце: сначала первая партия, затем вторая и т.д., пока не наберется общее количество, подлежащее списанию в данном месяце (в примере 22000 кг). Из поступлений третьей партии 20000 кг взято только 11000 кг - столько, сколько нужно для того, чтобы в итоге получилось 22000 кг.
2. Отпущенные в данном месяце материалы (на производство, продажу, обслуживающим производствам и хозяйствам и на другие цели), списываются в суммах, определенных исходя из средней цены, которая определяется путем деления общей списываемой в данном месяце суммы на списываемое количество материала.
В нашем примере средняя цена за январь составила:
По способу средней себестоимости
- 513000/31000 = 16,55 (п.5);
по способу ФИФО - 333000 : 22000 кг = 15-14 (п.9, итог);
Фактически списанные суммы имеют небольшие расхождения по сравнению с расчетными суммами за счет округления среднемесячной цены.
3. Остаток материала на начало следующего месяца по способу ФИФО определен (п.10):
гр.З - из исходных данных (п.4);
гр.5 = п.1 + п.2 (итог) - п.9 (итог);
гр.4 = гр.5/гр.З (по тому же пункту).
4. Стоимость отпущенных (списываемых) материалов по способу ФИФО может определяться упрощенно, расчетным способом, когда вначале устанавливается стоимость материала, переходящая на следующий месяц, а остальная сумма списывается в отчетном месяце. В нашем примере это выглядит так:
┌─────┬───────────────┬─────────────────────────┐
│ N │ Содержание │ ФИФО │
│ п/п │ операций ├───────┬───────┬─────────┤
│ │ │Кол-во │ Цена │ Сумма │
├─────┼───────────────┼───────┼───────┼─────────┤
│ 1 │Остаток │ 9000 │ 20-00 │ 180000 │
│ │материала на 1│ │ │ │
│ │февраля │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
├─────┼───────────────┼───────┼───────┼─────────┤
│ │Итого │ 9000 │ 20-00 │ 180000 │
├─────┼───────────────┼───────┼───────┼─────────┤
│ 2 │Материалы, │ │ │ │
│ │поступившие в│ │ │ │
│ │январе, с│ │ │ │
│ │добавлением │ │ │ │
│ │остатка на 1│ │ │ │
│ │января │ 31000 │ │ 513000 │
├─────┼───────────────┼───────┼───────┼─────────┤
│ │Материалы, │ │ │ │
│ │подлежащие │ │ │ │
│ │списанию в│ │ │ │
│ │январе │ │ │ │
│ │(п.2 - п.1) │ 22000 │ │ 333000 │
└─────┴───────────────┴───────┴───────┴─────────┘
┌─────┬───────────────┬─────────────────────────┐

Второй вариант - путем определения цены в момент отпуска материала (скользящая цена)