(Действующий) Региональные нормы "Проектирование и строительство автомобильных дорог...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
2.5. Дополнительные полосы проезжей части для грузового движения в сторону подъема при смешанном составе транспортного потока следует предусматривать на участках дорог III, а при соответствующем технико-экономическом обосновании и IV категории по СНиП 2.05.02-85.
2.6. В пределах средней части вогнутых кривых в продольном профиле, сопрягающих участки продольных уклонов с алгебраической разностью и более, при наличии в составе потока более 25% автопоездов ширина полосы обочины с укреплением по типу проезжей части принимается равной 0,75 м на участке длиной не менее 125 м для дорог III категории и 80 м для дорог IV-а и I-с-а категорий. Уширение осуществляется на расстоянии не менее 10 м.
2.7. На внутрихозяйственных дорогах, по которым предполагается регулярное движение широкогабаритных сельскохозяйственных машин и транспортных средств, следует предусматривать устройство площадок для разъезда с покрытием, аналогичным принятому для данной дороги, за счет уширения земляного полотна.
Расстояние между площадками надлежит принимать равным обеспеченному расстоянию видимости встречного транспортного средства, но не менее 0,5 км. При этом площадки должны, как правило, совмещаться с местами съездов на поля.
2.8. Ширину земляного полотна поверху внутрихозяйственных дорог в местах размещения площадок для разъезда следует принимать равной 8, 10 и 13 м при предполагаемом движении сельскохозяйственных машин и транспортных средств шириной соответственно до 3, 6 и 8 м, а длину - в зависимости от длины машин и транспортных средств (включая автопоезда), но не менее 15 м. Переход от однополосной проезжей части к площадке для разъезда следует выполнять на протяжении 15 м, а от двухполосной проезжей части - 10 м.
2.9. В случаях, когда вывоз урожая с полей, а также завоз удобрений и посевного материала на поля намечается выполнять автопоездами или тракторными поездами с развозкой прицепов на поля и обратной их вывозкой к дороге в одиночку, в местах примыкания вспомогательных полевых дорог к дорогам других категорий на последних следует предусматривать специальные площадки за счет уширения их проезжей части не менее чем на 3,5 м длиной, равной длине автопоезда, но не менее 15 м.
2.10. Ширина насыпей поверху автомобильных дорог III, IV, I-c и II-с категорий на протяжении не менее 10 м от начала и конца мостовых сооружений должна быть больше расстояния между перилами мостовых сооружений на 0,5 м в каждую сторону. При необходимости следует производить соответствующее уширение земляного полотна; переход от уширенного земляного полотна к нормативному надлежит выполнять на протяжении 15-25 м.
2.11. Проезжую часть следует проектировать с двускатным поперечным профилем на прямолинейных участках дорог III, IV и I-с-а категорий и, как правило, на кривых в плане радиусом 2000 м и более, а для дорог I-c-б, I-с-в, II-с-а и II-с-б категорий на кривых в плане радиусом 600 м и более.
На кривых в плане с меньшим радиусом должно предусматриваться устройство проезжей части с односкатным поперечным профилем (виражи) исходя из условия обеспечения безопасности движения автомобилей с наибольшими скоростями при данных радиусах кривых.
2.12. Поперечные уклоны проезжей части (кроме участков кривых в плане, на которых предусматривается устройство виражей) следует назначать в зависимости от климатических условий по табл. 2.3.
Таблица 2.3
Вид покрытий
Поперечный уклон, , в дорожно-климатической зоне
I
II-III
Цементобетонные монолитные, железобетонные сборные, асфальтобетонные
15
20
Из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими, и дегтебетонные
20
25
Щебеночные и гравийные; из грунтов и местных малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими
25
30
2.13. Поперечные уклоны укрепленных полос обочин (краевых полос) шириной 0,5-0,75 м следует принимать равными поперечным уклонам проезжей части.
В зависимости от климатических условий поперечные уклоны остальной части обочин следует принимать:
- на части обочины, имеющей дорожную одежду, рассчитываемую на 1/3 интенсивности по полосе движения;
- на части обочины шириной 0,5 м (от бровки земляного полотна), укрепленной засевом трав.
2.14. Поперечные уклоны проезжей части на виражах следует назначать в зависимости от радиусов кривых в плане по табл. 2.4, но не менее значений, приведенных в табл. 2.3.
Таблица 2.4
Радиус кривой в плане, м
Поперечный уклон проезжей части на виражах, , не менее
От 2000 до 1700
20
От 1700 до 1200
25
От 1200 до 900
30
От 900 до 700
35
     700 и менее
40
Примечание. На дорогах I-c-б, I-с-в, II-с-а и II-с-б категории виражи устраиваются при радиусах кривых в плане 600 м и менее.
Если две соседние кривые в плане обращены в одну сторону и прямая вставка между ними отсутствует, односкатный поперечный профиль следует принимать непрерывным на всем протяжении.
2.15. Переход от двускатного профиля дороги к односкатному следует выполнять на протяжении переходной кривой, а при отсутствии ее (при реконструкции дорог) - на прилегающем к кривой прямолинейном участке, равном по длине переходной кривой.
Поперечный уклон обочин на вираже должен быть одинаковым с уклоном проезжей части дороги. Переход от уклона обочин при двускатном профиле к уклону проезжей части следует производить, как правило, на протяжении 10 м до начала отгона виража.
Дополнительный продольный уклон наружной кромки проезжей части по отношению к проектному продольному уклону на участках отгона виража не должен превышать для дорог всех категорий:
в обычных условиях - ;
на трудных участках дорог - .
2.16. При радиусах кривых в плане 600 м и менее необходимо предусматривать уширение проезжей части с внутренней стороны за счет обочин, с тем чтобы ширина последних была не менее 1 м для дорог всех категорий.
Если ширина обочин недостаточна для выполнения уширения проезжей части с соблюдением этих условий, то следует предусматривать соответствующее уширение земляного полотна. Уширение проезжей части надлежит выполнять пропорционально расстоянию от начала переходной кривой так, чтобы величина полного уширения была достигнута к началу круговой кривой.
Целесообразность применения кривых с уширением проезжей части более чем на 2-3 м следует обосновывать в проекте сопоставлением с вариантами увеличения радиусов кривых в плане, при которых не требуется выполнения такого уширения.
Величину полного уширения двухполосной проезжей части дорог на закруглениях следует принимать по табл. 2.5.
Таблица 2.5
Радиус кривой в плане, м
Величина уширения, м, для автомобилей и автопоездов с расстоянием от переднего бампера до задней оси автомобиля или автопоезда, м
8 и менее для автомобилей, 11 и менее для автопоездов
13
18
23
600
0,4
0,5
0,5
0,6
500
0,5
0,6
0,6
0,7
400
0,5
0,6
0,7
0,9
300
0,6
0,7
0,9
1,1 (0,4)
200
0,8
0,9
1,2
1,5 (0,7)
150
0,9
1,0
1,5
2,0 (1,2)
100
1,0
1,3 (0,4)
2,0 (1,4)
3,0 (2,0)
90
1,1
1,4 (0,5)
2,1 (1,5)
3,2 (2,2)
80
1,2 (0,4)
1,5 (0,6)
2,3 (1,7)
3,5 (2,5)
70
1,3 (0,5)
1,6 (0,7)
2,7 (1,8)
-
60
1,4 (0,6)
1,8 (0,9)
3,0 (2,0)
-
50
-(0,8)
-(1,2)
-(2,5)
-
40
-(1,2)
-(1,7)
-
-
30
-(1,6)
-(2,5)
-
-
Примечание. В скобках приведены величины уширения для дорог II-с-а категории. Для дорог II-с-б категории величина уширения принимается равной значениям, приведенным в скобках, увеличенным на 0,5 м, но не более 2,5 м.

План и продольный профиль

2.17. Проектирование плана и продольного профиля дорог надлежит производить из условия наименьшего ограничения и изменения скорости, обеспечения безопасности и удобства движения, возможной реконструкции дороги за пределами перспективного периода.
Скорость является основным фактором, определяющим эффективность автомобильных перевозок, поэтому во всех случаях назначение элементов плана и продольного профиля исходя из расчетной скорости, допускаемой на трудных участках местности, должно быть обосновано технико-экономическими расчетами с учетом условий движения в неблагоприятные периоды года. При этом необходимо учитывать, что участки изменения скорости движения характеризуются повышенными аварийностью, уровнями транспортного шума и загазованности воздуха отработавшими автомобильными газами.
2.18. При проектировании автомобильных дорог следует учитывать рост объемов грузоперевозок и интенсивности движения за пределами перспективного периода. Если за пределами перспективного периода предполагается дальнейший рост интенсивности движения и объема грузовых перевозок с их превышением расчетных для данной категории дороги, установленных на перспективный период, то для предотвращения в будущем отказа от использования уже построенных участков дорог план и продольный профиль дорог III, IV и II-с категорий следует проектировать исходя из расчетной скорости для той категории дороги, которая может быть за пределами перспективного периода.
2.19. Переломы проектной линии в продольном профиле при алгебраической разности уклона и более на дорогах III категории и и более на дорогах IV, I-c и II-с категорий следует сопрягать кривыми.
2.20. Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог III категории и 15 м - для дорог IV, I-c и II-с категорий. При наличии вдоль трассы автомобильных дорог капитальных дорогостоящих сооружений и лесных массивов, при пересечении земель, занятых ценными сельскохозяйственными культурами и садами, допускается уменьшать расстояние боковой видимости для дорог III категории до 15 м, для дорог IV, I-c и II-с категорий - до 8 м, предусматривая при необходимости мероприятия по обеспечению безопасности движения (ограждения второй группы).
2.21. При проектировании элементов плана и продольного профиля предельно допустимые нормы их параметров надлежит принимать по табл. 2.6 исходя из расчетных скоростей движения по категориям дорог, приведенных в табл. 2.1.
Таблица 2.6
Расчетная скорость, км/ч
Наибольший продольный уклон,
Наименьшее расстояние видимости, м
Наименьший радиус кривых, м
в плане
в продольном профиле
для остановки
встречного автомобиля
выпуклых
вогнутых
основной
в исключительных случаях
100
50
200
350
600
10000
3000
1500
80
60
150
250
300
5000
2000
1000
70
60
110
200
200
4000
1750
800
60
70
85
170
150
2500
1500
600
50
80
75
130
100
1500
1200
400
40
90
55
110
60
1000
1000
300
30
100
45
90
30
600
600
200
Примечание. Предельные нормы допускается принимать не более чем по двум параметрам на одном участке дороги.
2.22. В плане дорогу следует проектировать, вписывая ее в главные формы рельефа и избегая резких изменений направления трассы, а также коротких прямых вставок между смежными кривыми и малых углов поворота трассы между большими углами.
Геометрические элементы плана дороги должны обеспечивать равномерность скорости движения автомобиля.
2.23. Переходные кривые следует предусматривать при радиусах кривых в плане 2000 м и менее. При этом необходимо учитывать указания подраздела "Ландшафтное проектирование". Наименьшую длину переходных кривых следует принимать по табл. 2.7.
Таблица 2.7
Радиус кривой, м
30
50
60
80
100
150
200
250
300
400
500
600 - 1000
1000 - 2000
Длина переходной кривой, м
30
35
40
45
50
60
70
80
90
100
110
120
100
Примечание. На дорогах I-с-б, I-c-в, II-с-а и II-с-б категорий переходные кривые устраиваются при радиусах кривых в плане 600 м и менее.
2.24. На внешней кривой (описывающей формы рельефа) радиус рекомендуется принимать в 1,1 раза, а при углах поворота более 60° - в 1,3 раза больше, чем на внутренней кривой (вписываемой в формы рельефа).