Действующий
7.2.3. Билетные кассы и билетно-кассовые залы должны быть снабжены механической приточно-вытяжной системой вентиляции. Приточная система вентиляции должна подавать в билетно-кассовые залы свежий наружный воздух в объеме не менее 40 м3/ч на одного человека в летнее время, не менее 30 м3/ч - в переходный период, не менее 20 м3/ч - в зимнее время года. Объем наружного воздуха, подаваемого в билетные кассы, должен составлять не менее 100 м3/ч во все периоды года.
7.2.4. Скорость движения воздуха в летнее и зимнее время года не должна превышать 0,2 м/с на рабочем месте кассира при направлении его движения из кассы в пассажирское помещение (подпор).
7.2.5. Допускается использовать в отдельных случаях рециркуляции воздуха в объеме, не превышающем 30% подаваемого в помещение воздуха. Рециркуляционный воздух необходимо очищать с помощью обеззараживающих и обеспыливающих фильтров, а приточный - обеспыливающими фильтрами.
7.2.6. Концентрация пыли в воздухе, подаваемом в билетно-кассовые помещения, не должна превышать 0,5 мг/м3. Концентрация CO2 в воздухе помещений в зоне дыхания билетного кассира не должна превышать 0,1%.
7.2.7. Относительная влажность воздуха в помещениях билетных касс во все сезоны года должна быть в пределах 40-60%, температура воздуха - 20-24°С. В климатических районах, где не представляется возможным обеспечить указанные параметры микроклимата, билетные кассы должны быть оборудованы системами кондиционирования воздуха.
7.2.8. Помещения кассовых павильонов пригородных платформ, помимо автономных или централизованных систем водяного отопления, должны быть снабжены масляными радиаторами с автоматическим регулированием режима работы.
Вентиляция помещений кассового павильона должна быть естественной из расчета однократного воздухообмена.
7.2.9. Пол в кассовых павильонах пригородных платформ должен быть выполнен с использованием теплозащитных материалов, обеспечивающих эффективную теплозащиту помещения.
7.3. Требования к освещению
7.3.1. В билетных кассах, в том числе применяющих дисплейную технику, должно предусматриваться общее искусственное освещение. Систему общего освещения следует выполнять, руководствуясь гигиеническими требованиями для естественного и искусственного освещения.
7.3.2. Искусственное освещение в помещениях билетных касс, в том числе при работе с видеотерминалами, следует осуществлять с использованием люминесцентных источников света (лампы белого или "теплого" белого света) в светильниках общего освещения. В кассах с видеодисплейной техникой установка настольных светильников не допускается.
7.3.3. В качестве источников общего искусственного освещения должны использоваться люминесцентные лампы типа ЛБ и ДРЛ и индексом цветопередачи не менее 70, в качестве светильников - установки с преимущественно отраженным или рассеянным светораспределением.
Светильники общего освещения следует располагать над рабочими поверхностями в равномерно-прямоугольном порядке.
Осветительные установки должны обеспечивать равномерную освещенность с помощью преимущественно отраженного или рассеянного светораспределения; они не должны создавать слепящих бликов на клавиатуре и других предметах, а также на экране видеотерминала в направлении глаз работавшего кассира.
7.3.4. Для создания нормальной световой обстановки на рабочих местах кассиров, работающих с видеотерминалами, и нормального функционирования зрительного анализатора величина освещенности при искусственной освещении люминесцентными лампами должна быть в горизонтальной плоскости не ниже 300 лк (оптимальная величина - 400 лк для системы общего освещения); вертикальная освещенность на экранах дисплеев - до 200 лк.
Коэффициент пульсации освещенности - не более 10%.
7.3.5. В поле зрения билетного кассира, работающего с дисплеем, не должны попадать поверхности окружающей среды, обладающие зеркальным отображением. Соотношение яркости экрана дисплея и ближайших поверхностей окружения не должно превышать в рабочей зоне 5:1. Покрытие рабочего стола билетного кассира должно быть матовым с коэффициентом отражения 0,25-0,40.
7.3.6. Источники света по отношению к рабочему месту следует располагать таким образом, чтобы исключить попадание в глаза прямого света. Защитный угол арматуры у этих источников должен быть не менее 30°.
7.3.7. Снаружи помещения кассового павильона пригородных платформ должны быть установлены светильники общего освещения с величиной искусственной освещенности на поверхности платформ не менее 5 лк, а на поверхности прилавка расчетного окна - не менее 50 лк за счет дополнительного подсвета.
7.4. Требования к звукоизоляции билетных касс и шумовым параметрам
7.4.1. Работа билетного кассира предусматривает жесткое нормирование уровней звуковых давлений по октавным полосам в связи с отнесением билетных касс к категории помещений, требующих разборчивой речевой связи по телефону с различным фоном речи в связи со спецификой работы и общением с пассажирами (диспетчерские пункты, пульты управления, узлы телефонной и радиотелефонной связи).
7.4.2. На частоте 1000 Гц величина звукового давления не должна превышать на рабочем месте билетного кассира 50 дБ.
7.4.3. Билетные кассы должны быть звукоизолированы по всей возможной поверхности стен и потолка. Все аппараты, генерирующие шум, должны быть установлены на виброизоляционные прокладки (многослойная резина, мягкая пластмасса, пробка, технический войлок).
7.4.4. Звукопоглощающие материалы для билетных касс следует выбирать с максимальным коэффициентом шумопоглощения (К_п):
плиты минераловатные акустические (К_п = 0,88-0,94);
плиты полужесткие из минеральной ваты на крахмальной связке (стиллит) с К_п=0,82-0,98:
минераловатные плиты ПП-80 с К_п=0,9-0,98;
фибролитовые плиты (К_п=0,52-0,79);
акустические штукатурные плиты перлитовые (К_п = 0,63-0,79);
плиты типа "пемзолит" или древесноволокнистые.
7.5. Требования к санитарно-бытовому обеспечению
7.5.1. Необходимый комплекс санитарно-бытовых помещений для билетных кассиров определяется в соответствии со строительными нормами и правилами по проектированию административных и бытовых зданий и сооружений.
7.5.2. В составе санитарно-бытовых помещений для билетных кассиров дальнего следования должно предусматриваться следующее оборудование и устройства: одинарные закрытые шкафы для хранения уличной одежды, умывальники, уборные, душевые, помещения для личной гигиены женщин, комната отдыха, комната приема пищи.
7.5.3. Комната отдыха для билетных кассиров, работающих в кассах дальнего следования, должна иметь площадь 15-20 м2 при одновременном пребывании не более 5 человек и располагаться вблизи рабочих мест.
При соответствующем оборудовании такая комната отдыха может быть использована как комната психологической разгрузки.
7.5.4. Оборудование комнаты психологической разгрузки должно соответствовать требованиям межотраслевых методических рекомендаций по предупреждению переутомления работников физического и умственного труда.
7.5.5. В качестве необходимых элементов санитарно-бытового обеспечения кассиров, работающих в кассовых павильонах пригородных платформ, следует предусмотреть установку наружных металлических дверей и металлических решеток на окна. Витражи кассовых павильонов должны быть снабжены стеклами типа "триплекс".
7.6. Гигиенические требования к организации трудового процесса
7.6.1. Рациональный режим труда и отдыха билетных кассиров, в том числе работающих с видеотерминалами, установленный с учетом особенностей и психофизиологической напряженности их труда, динамики функционального состояния систем организма и работоспособности, предусматривает строгое соблюдение регламентированных перерывов, оптимальной длительности в течение рабочей смены.
7.6.2. Основным перерывом является перерыв на обед продолжительностью не менее 60 минут. В соответствии с особенностями трудовой деятельности билетных кассиров, в том числе при работе с видеотерминалами (дисплеями) и характером функциональных изменений различных систем организма в режиме труда должно быть дополнительно введено четыре перерыва: первые два перерыва необходимо ввести через 1,5-2 и 3-4 часа от начала работы, т.е. до обеденного перерыва, и два дополнительных перерыва во второй половине дня после "обеда" через каждые 2 часа. При работе с видеотерминалами регламентированные перерывы должны быть длительностью по 10 минут каждый и проводиться вне рабочего места.
7.6.3. Время регламентированных перерывов, часть обеденного перерыва и физкультурные паузы (микропаузы) целесообразно использовать для активного отдыха и глазной гимнастики, снижающей зрительное напряжение и восстанавливающей работоспособность.
В первый перерыв после обеда рекомендуется проведение комплекса общих гимнастических упражнений, а в остальные перерывы проводить упражнения для профилактики позотонического утомления. Все эти упражнения должны проводиться вне рабочих мест.
7.6.4. Вводный инструктаж по выполнению комплекса упражнений для глаз и туловища проводит инструктор-методист или медицинский работник здравпункта.
7.6.5. Билетные кассиры, работающие в билетных кассах пригородных платформ, свои регламентированные перерывы могут адаптировать к расписанию движения пригородных поездов.
Показатели искусственного освещения наземных и подземных помещений вокзала
Наименование помещений | Освещенность от общего освещения не менее, лк | Поверхность, на которой нормируется освещенность |
При люминесцентных лампах | При лампах накаливания, светодиодах |
Операционные вестибюли, кассовые залы, залы ожидания, багажные кассы | 200 | 150 | На уровне 0,8 м от пола |
Справочные бюро, почта и телеграф, медпункт | 300 | 200 | На уровне 0,8 м от пола |
Залы ожидания, распределительные вестибюли, багажные помещения, КМиР, КДО, административно-служебные помещения | 150 | 100 | На уровне 0,8 м от пола |
Комнаты носильщиков, уборщиц, санузлы, курительные, гардеробные, котельные, вентиляционные, насосные и трансформаторные | 100 | 75 | На уровне пола |
Складские помещения | 30 | 20 | На уровне пола |
Пешеходные тоннели | 100 | 75 | На уровне пола и стенах |
Режимы и сроки профилактической дезобработки постельных принадлежностей и инвентаря
Объекты, подлежащие обеззараживанию | Используемые средства или способ | Сроки и периодичность обработки | Место обработки |
Уборочный инвентарь | | После каждого рейса | Дезотделение |
Постельное белье (простыни, наволочки, полотенца, пододеяльники) | Стирка с термической и термохимической обработкой | После каждого пассажира по окончании рейса | Прачечная |
Мягкий инвентарь вагона (скатерти, чехлы для диванов, занавески, салфетки для подголовников и т.п.) | Стирка с термической и термохимической обработкой | После каждого рейса | Прачечная |
Чехлы, матрацные корсажи | Стирка | По мере загрязнения, но не реже 1 раза в месяц | Прачечная |
Постельные принадлежности (матрацы, подушки) | Камерное обеззараживание | Не реже 4 раз в год | Дезкамера |
Одеяла летние | Стирка | Не реже 1 раза в месяц | Прачечная |
Одеяла зимние (шерстяные и полушерстяные) | Камерное обеззараживание, химчистка, обеспыливание | По мерезагрязнения, но не реже 2 раз в год | Химчистка, дезкамера |