Действующий
В целях расширения охвата населения качественным государственным радиовещанием в ФМ-диапазоне в крупных городах и центрах субъектов Российской Федерации планируется создание многопрограммных сетей радиовещания.
В связи с размещением радиовещательного оборудования, телевизионных передатчиков и совместных антенно-фидерных устройств, как правило, на одних и тех же антенно-мачтовых сооружениях при определении сроков и этапов замены и строительства новых объектов сети радиовещания в ФМ-диапазоне необходимо учитывать сроки модернизации и строительства объектов сетей телевещания.
В перспективе предполагается перевод существующего аналогового ФМ-вещания на цифровые технологии трансляции.
В настоящее время технические средства, используемые для трансляции общероссийских телевизионных каналов, более чем на 80 процентов выработали технический ресурс и остро нуждаются в замене и модернизации.
Для обеспечения бесперебойного функционирования существующей аналоговой телерадиовещательной сети потребуется:
завершение обследования и подготовка предложений по модернизации и строительству антенно-мачтовых сооружений и систем энергообеспечения;
Вопросы обеспечения функционирования инфраструктуры аналогового эфирного вещания в переходный период должны быть отражены в разрабатываемой на основе Концепции федеральной целевой программе.
Радиочастотный ресурс для цифровых наземных сетей эфирного вещания выделяется в полосах радиочастот 174-230 МГц и 470-862 МГц в соответствии с международным планом, принятым на Региональной конференции радиосвязи Международного союза электросвязи в 2006 году (далее - план) и одобренном решением Государственной комиссии по радиочастотам от 4 сентября 2006 г. Количество радиочастотных каналов для цифрового телерадиовещания в проблемных зонах (в районах Балтийского, Черного и Каспийского морей) составляет 8. Внутри территории страны количество радиочастотных каналов больше. В плане установлен срок переходного периода на цифровое наземное эфирное вещание - 2015 год.
Однако большая часть радиочастотных каналов, закрепленных в плане, может использоваться для телерадиовещания только после проведения мероприятий по конверсии радиочастотного спектра.
разработать и принять частотно-территориальный план цифровых наземных сетей эфирного вещания, включая радиочастотное присвоение для пакета обязательных общедоступных каналов и для других пакетов телевизионных каналов, с учетом освобождения частот после прекращения аналогового вещания;
проведение мероприятий по конверсии радиочастотного спектра в полосах радиочастот 174-230 МГц и 470-862 МГц;
проведение мероприятий по согласованию радиочастотных каналов в цифровом плане в полосах радиочастот 174-230 МГц и 470-862 МГц с администрациями связи Соединенных Штатов Америки, Китайской Народной Республики, Японии, Монголии, Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея.
Радиочастотный ресурс в ФМ-диапазоне (80-108 МГц) для организации радиовещания в крупных городах Российской Федерации в настоящее время практически исчерпан.
Для дальнейшего развития сетей радиовещания в ФМ-диапазоне целесообразно рассмотреть возможность использования высвобождаемых после прекращения аналогового телевизионного вещания полос радиочастот.
Для реализации модели функционирования рынка телерадиовещания необходимо принятие срочных мер государственного регулирования отношений между субъектами рынка, а также обеспечение экономически взвешенных и обоснованных действий участников рынка.
При этом на первом этапе внедрения цифрового телевещания необходимо обеспечить принятие следующих актов:
внесение изменений в федеральные законы "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О связи" и Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации";
корректировка установленного порядка лицензирования телерадиовещания и лицензирования деятельности по оказанию услуг связи для целей телерадиовещания;
определение принципов тарифной политики для операторов связи, осуществляющих трансляцию обязательных общедоступных телерадиоканалов;
завершение формирования национальных стандартов цифрового передающего и приемного оборудования, являющихся основой для развития рынка производства такого оборудования в стране.
Формирование механизмов управления реализацией Концепции должно осуществляться с учетом плана мероприятий, определяющего следующие основные мероприятия по реализации положений Концепции:
разработка федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы";
формирование перечня общероссийских обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов (Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания);
конверсии радиочастотного спектра (Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральная служба охраны Российской Федерации);
проведение
федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2010 годы)".
обеспечение функционирования инфраструктуры аналогового эфирного телерадиовещания до перехода на цифровые технологии (Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) с учетом того, что некоторые вопросы поддержания аналоговой инфраструктуры телерадиовещания в работоспособном состоянии, а также объемы финансирования этих мероприятий уже определены в
разработку и утверждение национальных стандартов системы цифрового телевизионного вещания в стандарте DVB;
утверждение перечня обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов для каждого субъекта Российской Федерации;
замену аналогового радиопередающего оборудования, полностью выработавшего ресурс, и проведение комплекса неотложных работ на антенно-мачтовых сооружениях, находящихся в критическом состоянии;
создание цифровых наземных сетей для эфирного вещания пакетов обязательных общедоступных каналов в ряде регионов в соответствии с территориально-временным планом;